Шутеры в ретро-стилистике: потеря самобытности игрового жанра

Шутеры в ретро-стилистике: потеря самобытности игрового жанра
В последние лет 5 стали популярны «бумер-шутеры». Шутливое название по мотивам мемов про так называемых бумеров и зумеров относит нас к олдскульным шутерам от первого лица. И хоть жанр на пике популярности, а отдельные его представители крайне восхваляются игроками и прессой, у меня есть альтернативное мнение насчёт таких игр: не все они так хороши, как о них говорят.

▍ Старые игры всё ещё хороши.

В декабре мне стукнет 30. И так уж сложилось, что старые шутеры, типа Duke Nukem 3D, Blood, Half-Life и прочей классики я начал проходить совсем недавно, после 20 лет. Свою ровесницу, Doom, я прошёл в 2016, на пике популярности одноимённого перезапуска того же года — компьютер не тянул столь крутую графику. Удивительно, но обе первые части я проходил на одном дыхании. При этом ощущаются они так, как и задумано — мрачно, с чувством одиночества среди полчищ врагов и оружием, несмотря на свою спрайтовою графику. Для меня любая старая игра — просто игра, без каких-либо воспоминаний. У меня не было в детстве ПК, а по «Денди» никаких ностальгических чувств не чувствую — в игры я привык играть, а не ностальгировать по ним, сидя на кухне и думая о том, как раньше было лучше.

Начну, пожалуй, с главного тезиса: старые игры выглядели так не потому, что так того хотели разработчики, а потому что железо не позволяло делать графику с текстурами высокого разрешения и добавлять сложные графические эффекты. Современные ретро-шутеры обладают намеренно состаренной графикой, и крайне редко выглядит достойно.

«I live again!» — слыша эту фразу и видя перед собой прущую на главного героя нежить, уже понимаешь, что дальше будет интересно. Monolith задали темп для Blood с самого начала, настраивая игрока на сражение с ордами нежити и культистов. Разработчики смогли выдержать единый стиль на протяжении всей игры — её приятно вспоминать будет после прохождения.

image

Или вот взять того же Дюка Нюкема с его «hail to the king, baby!» — харизматичный главный герой, который готов навалять инопланетным захватчикам, запомнился многим, и играть даже в первую трёхмерную игру серии — до сих пор приятно (благо есть замечательный ремастер, посвящённый 20-летию трёхмерного Дюка). Каждый проект был уникальный, интересный.

image

▍ Doom всё поменял. Снова.

Выход Doom 2016 стал знаковым событием: игру однозначно все без исключения хвалили. Ведь фактически игрокам дали старую игру на новый лад: геймплей стал намного динамичнее, бои — красочные, да и сама графика впечатляла. Новый Doom был идеален во всём. Конечно же, такая игра не могла не стать вдохновением для разработчиков других тайтлов. Именно с неё и началась новая волна быстрых, динамичных шутеров.

В 2018 году очень тепло был встречен ретро-шутер Dusk: стилизованный под старые игры, он всем своим видом намекал, что его целевая аудитория — те, кто застал те самые игры. И да, есть что-то похожее на первый Quake (на который, видимо, и ориентировались при создании игры). Только на это больно смотреть. Угловатость сильно бросается в глаза, как и пустынные поля с повторяющимися тайлами текстур в начале игры.

Разработчики хотели напугать атмосферой, а напугали гипертрофированной стилизацией под игры девяностых.

Есть некая вторичность и однообразие: хоть разработчик и пишет на странице игры в Steam, что она «вдохновлена Doom, Quake, Blood, Heretic, Hexen, Half-Life, Redneck Rampage и всеми вашими любимыми играми 90-х», по факту она совсем не ощущается, как что-то из тех самых девяностых. Каждая из игр-вдохновителей была разнообразной, атмосферной, с выдержанным стилем. У старых игр весь сюжет мог уместиться в небольшой абзац текста — однако окружение, враги и оружие порой говорят больше, чем большое количество текста в современных играх. Вам что-то говорят криво сделанные модельки врагов в Dusk? Вот мне — нет.

А ещё к «бумер-шутерам» часто причисляют Ultrakill (на момент написания статьи так и не вышедшей из раннего доступа) — быстрый шутер, с угловатой графикой без сглаживания текстур, с минимумом сюжета и довольно абстрактным геймплеем, представляющим собой тир с быстрой стрельбой по быстродвижущимся мишеням, кровоточащих большими спрайтами. Я честно пробовал в это играть, но, кроме геймплея на стероидах зацепить игре нечем. А главное, Ultrakill противопоказана эпилептикам.

Вы понимаете, что здесь происходит? Всего лишь типичная ситуация, когда вы расстреливаете бегущих на вас с большой скоростью врагов.

Осторожно: если у вас были приступы эпилепсии, либо не комфортно смотреть на видеоряд с быстро меняющимся ярким изображением — не смотрите это видео.

А ведь можно взять за основу какую-нибудь старую игру и сделать что-то похожее. Конечно, это уже не будет чем-то уникальным, по крайней мере, это будет честной отдачи дани олдскульным шутерам. Так получилось с Cultic — очень стильной игрой, сильно напоминающей Blood. Жаль только, что она слишком короткая. Но даже так, проект вышел очень приятным, и играть в такое — одно удовольствие. В обозримом будущем обещают продолжение в виде DLC.

Безусловно, Cultic старается брать всё самое лучшее от великолепной Blood, но при этом выглядит стильно, и играть в неё интересно.

Ещё одной хорошей игрой, да ещё и во вселенной Дюка Нюкема стала Ion Fury. Быстрый, динамичный, хардкорный шутер с крутым дизайном локаций — этот тайтл будто вырвался из девяностых вслед за самим дюком! А ведь начиналось-то всё с весьма средненького топ-даун — шутера Bombshell. Сиквел вышел настолько удачным, что буквально на днях выпустили его продолжение, в виде DLC. Это один из немногих достойных примеров “буммер-шутеров”. Причём графика тут не является стилизацией «под девяностые» — Ion Fury сделана на движке eDuke32, родственником Build Engine, на котором сделан тот самый Duke Nukem 3D. Игра действительно выглядит так, словно вышла в девяностых, но пролежала «на полке» забытой. Отличие лишь в том, что eDuke32 позволяет делать графику чуть современнее, благодаря чему вокруг Шелли всё взрывается и разлетается на мелкие осколки.

image

▍ А где оригинальность?

Нельзя не упомянуть и Prodeus, созданную выходцами из Raven Software и Starbreese Studsios. Есть в ней что-то необычное с точки зрения стиля: довольно грамотно сочетаются двухмерные враги и трёхмерное окружение. Однако графика здесь намеренно ухудшена. Версия для Nintendo Switch и вовсе выглядит, как пиксельное месиво из-за плохой оптимизации.

Как оно выглядит на большинстве консолей…

… и как — на Switch.

На секундочку, Prodeus имеет чуть меньшие системные требования, чем Doom 2016. Ах да — обе игры выпущены на гибридную консоль от большой N, только вот Doom работает намного лучше, хотя это один из «невозможных» портов, пусть и с сильно урезанной графикой (в портативном режиме «мыло» не так сильно видно). Я же не говорю о том, что более или менее интересно проходить Prodeus лишь первые пару-тройку часов. Позже игра начинает заниматься самоповторами: возникает чувство, что всё вновь увиденное — уже было где-то в начале игры, да и стиль уже начинает бесить.

Doom 2016 для Switch выглядит вполне достойно, учитывая малую мощность консоли:

Стерильность, абстрактность, вторичность — все эти синонимы можно применить к Severed Steel, ещё одной популярной игре, причисляемой к шутерам для бумеров. Разработчики оправдываются тем, что «вдохновлялись» необычной Superhot (той самой, в которой время движется, когда движется сам игрок), при этом сообщения, всплывающие на экране, будто скопированы из красно-белой игры.

Осторожно: если у вас были приступы эпилепсии, либо не комфортно смотреть на видеоряд с быстро меняющимся ярким изображением — не смотрите это видео.

Самобытность — вообще большая проблема для современных инди-шутеров. Взять ту же нашумевшую Trepang2 — все писали о том, как же игра похожа на F.E.A.R.F.E.A.R.! А я вот люблю первые две части — это были шикарные хоррор-шутеры, с отличной атмосферой и классным геймплеем, отличительной чертой которого были в том числе умные враги. Запустите первую часть сейчас — она хоть и вышла в далёком 2005, но выглядит и сейчас очень неплохо. И хоть Trepang2 не причисляют к бумерским шутерам, в контексте вторичности упомянуть стоит.

Для сравнения, кусочек геймплея старушки F.E.A.R.: свет, физика, звук — всё работает на атмосферу не хуже свежей Trepang2. Прибавьте к этому элементы хоррора, которые сделаны куда грамотнее — игра всё ещё хороша, спустя многие годы.

Однако хороших игр с олдскульным геймплеем в современной обёртке хватает. Forgive Me Father — одна из таких игр. Мрачный сюжет, вдохновлённый Лавкрафтовыми ужасами, графика в стиле комиксов, динамичный «мясной» геймплей — всё, что было в проектах из девяностых. Только тут никаких больших пикселей — только приятная стильная рисованная графика с грамотной комбинацией 2D и 3D. А ведь это малобюджетная инди-игра! Буквально недавно анонсировали сиквел — судя по доступной демке в Steam, вторая часть будет не хуже первой уж точно.

Так что, получается — бюджет не так важен, как креативность мышления? Оказывается, можно делать интересные игры, не доводя до пиксельного минимализма графику и не копируя старые (и не очень) игры?
Как и у многих в девяностых, у меня была «Денди». Игры с неё я не запомнил, как кучки спрайтов — я запомнил их, как мультяшные платформеры, как что-то живое и очень красивое, как продолжение мультфильмов из «Дисней-клуба» и комикса «Микки Маус». Doom или Quake воспринимались в своё время совсем не так, как их рисуют сейчас инди-разработчики — с большими пикселями и без сглаживания текстур.
Тогда в девяностых, оригинальная Duck Tales воспринималась так же, как и ремейк-ремастер сейчас.

Мы помним старые игры более красивыми, чем они были на самом деле. Запустите оригинальный Quake 2 — он не так уж и круто выглядит сегодня. Другое дело — недавний ремастер. Его сделали именно так, как он должен выглядеть. Добавили полигонов моделям, улучшили ИИ врагов и освещение локаций (ну и компас — у Quake 2 дизайн уровней такой, что легко заблудиться). Не забыли и восстановить архитектуру уровней, которая должна быть изначально, но пошла под нож из-за недостающих мощностей компьютеров того времени. Nightdive сделали идеальный ремастер, который как подарит приятные воспоминания геймерам старой школы, так и не вызовет отторжения у тех, кто начал своё знакомство с подобными играми недавно, с релизом последних Wolfenstein и Doom. Тем более что в ремастер включили все официальные DLC, версию с Nintendo 64 и даже новую компанию, созданную Machine Games, подаривших нам крайнее похождения Би-Джея Бласковица.

Про «Терминатора», думаю, все помнят — культовые фильмы, которые по праву считаются классикой киберпанка. Правда, ни одна из игр по мотивам не получила восторженных отзывов. Хотя погодите! Есть парочка достойных проектов: Terminator: Future Shock 95 года и Terminator: Resistance, 2019 года. Я просто уверен, что разработчики игры 19 года подглядывали в проект из 95 года, который во многом опережал время.

Немного скриншотов Future Shock
image
image
image

И хоть технически Resistance не выглядит идеально, это вполне неплохая игра, которая вполне может понравиться геймерам разных возрастов — вне зависимости от того, где они смотрели “Терминатора”, в видеосалоне или же на Blu-Ray диске (на стриминговом сервисе, как вариант). К Future Shock нужно подходить с осторожностью — у игры много багов, а DosBox не может эмулировать её идеально. И всё же, от неё можно получать удовольствие: это хорошо сбитый шутер по мотивам известной вселенной. Да и грядущая игра по вселенной Робокопа (кстати, всё от тех же разработчиков, что делали Resistance) может задать хорошую тенденцию на новые игры по старым боевикам восьмидесятых — чем не «бумер-шутеры»?

Жаль конечно, что фотомода нет
image
image
image

Новые игры с быстрым геймплеем, напоминающим тайтлы из девяностых — это хорошо. Игры, по мотивам старых фильмов — прекрасно. Однако не стоит всё утрировать, делая графику БУКВАЛЬНО, как 25–30 лет назад. Современные ПК и консоли позволяют делать графику приятной. А порой достаточно просто сделать ремастер старой игры, добавив обновлённую графику, улучшив какие-то элементы геймплея, сделать современную раскладку управления и возможно, выпустить порты на консоли. Хороший пример — уже упомянутые мной Nightdive Studios. Они с уважением относятся к презервации старых тайтлов, перенося их на свой движок KEX Engine. Те же ремастеры первых двух Quake вышли просто идеальными, а PowerSlave Exhumed, метроидвания от первого лица в декорациях древнего Египта, вобрала в себя всё лучшее из обоих консольных версий, получив так не хватавших стабильных 60 кадров в секунду.

▍ А что в итоге?

На самом деле, хороших «бумерских» игр достаточно. Правда, придётся покопаться в поисках таковых по различным игровым форумам — большинство неплохих игр так и не были переизданы для современных платформ, и такие тайтлы приходится выкачивать с тех же форумов и файлообменников, настраивая DosBox. Причём без зазрения совести, если вы ратуете за лицензию: многие старые игры имеют статус Abandonware. И не забывайте, что в DosBox можно назначить клавищи управления прямо на геймпад!
Да и многие современные тайтлы вполне себе сделаны с уклоном в старшее поколение геймеров — в то время как многие ставили низкие оценки последней Serious Sam, я почему-то получал от неё удовольствие. Да, отвратительная оптимизация. Да, графика с приветом от седьмого поколения консолей. Но зато это идеальная концентрация мясного экшена и тупых шуточек.

Конечно, хочется видеть больше уникальных тайтлов, которые приятны глазу, и которые действительно интересны. Хочется надеяться, что та же Forgive Me Father 2 выйдет из раннего доступа быстро. Уже не терпится пройти RoboCop: Rogue City, очень жду ремастер Kingpin: Reloaded, в которой подтянут освещение и графику. Возможно, в будущем будет больше достойных ремастеров и новых игр, которые имеют олдскульный геймплей и дух тех самых девяностых. А пока — играем в то, что есть.

Узнавайте о новых акциях и промокодах первыми из нашего Telegram-канала 💰


 

Источник

жанра, игрового, потеря, ретростилистике, самобытности, шутеры

Читайте также