Обожаю вампирскую тематику в самых различных проявлениях медиа-культуры. Хотя бы потому что она очень и очень разнообразная, со своими особенностями. Существует огромное количество типов вампиров со схожими или отличительными чертами. В одних историях вампиры максимально близки к каноничному образу Брэма Стокера и народной мифологии. В других же дети ночи более совершенные, либо же не обладают каноническими чертами своих собратьев из древности. Какие-то вампиры питаются только кровью, и солнечный свет для них губителен, а какие-то вполне спокойно прогуливаются днём и наслаждаются человеческой кухней. Эта тема открывает огромный простор и свободу для авторов, и мне безумно нравится погружаться в их идеи на схожую тематику.
Сегодняшняя манга не отличается клишированностью вампиризма, а показывает это сверхъестественное явление с очень даже интересной, необычной и трогательной стороны. История о дружбе и настоящей семейной любви, даже если герои не кровные родственники. Красивая симпатичная рисовка, трогательный сюжет и оригинальная подача вампиризма — вот основные причины, заставившие меня довольно высоко оценить данное произведение. Уверен, вы точно умилитесь юному и клыкастому главному герою.
Готовьтесь погрузиться в маленький уютный мир, затерянный среди маленьких комнат скромного жилища.
«Shounen no Ato» — небольшая манга, созданная Инабой Хачи в роли автора сценария и художника. Произведение вышло в 2019 году с помощью издательства Mag Garden. В произведении всего лишь 3 тома и 20 глав, статус истории и перевода на русский язык завершены.
Жанры: повседневность, драма, психология, сэйнэн, вампиры.
Манга сама по себе не отличается особой популярностью, но после прочтения вызывает очень тёплые чувства. Здесь повседневная жизнь героев спокойная и размеренная. В ней не происходит громких событий, она не отмечена печатью глубокого трагизма. Она скорее меланхоличная, очень атмосферная, наполненная тяготами взаимопонимания, дружбой и нежной преданной любовью, что раскрывается постепенно между героями. Как они сначала только устают от нахождения друг с другом, но потом не представляют жизнь в одиночестве, а перспектива расставания становится очень болезненным уколом.
Самое интересное то, что линия вампиризма хоть и раскрыта очень слабо и не даёт ответов на закономерные вопросы, но она идёт тенью за сюжетом. Фокус повествования установлен не на факт нахождения вампира в нём, а на построении крепкой связи героев через жизненные трудности и общение. Ну а сама сущность потусторонней нечисти показана с доселе неизвестной лично мне и очень занимательной стороны.
Сюжет и персонажи
История разворачивается в скрытом снегами небольшом домике, в котором хоть и мало комнат с не самым богатым убранством, но зато там всегда тепло и по-своему уютно. Хозяйка этого дома — безработная взрослая женщина — Сузу-сан. В прошлом ей очень нравилось делать фотографии, она буквально жила этим и не на секунду не расставалась со своим фотоаппаратом, желая постоянно запечатлять маленькие и прекрасные моменты жизни. Но с тех пор как совсем недавно из жизни ушла её лучшая подруга — Рури-сан Сузу бросила это занятие и уже давно не притрагивается к фотоаппарату. Жизнь замкнулась в четыре тесные стены с редкими вылазками в город за продуктами. Теперь в её маленьком мире больше особо нечего фотографировать.
В ближайшей перспективе именно такая жизнь могла ждать молодую женщину, если бы не одно но. У лучшей подруги оказывается остался маленький сын, который даже понятия не имел об ужасной трагедии. Он продолжал сидеть и ждать маму домой. Сама Сузу о ребёнке ничего не знала, поэтому для неё это стало шокирующим открытием. И конечно, она не могла бросить малыша самого близкого себе человека, поэтому забирает его к себе домой и пытается заботиться как может. Видимо, Рури-сан вела довольно закрытую и отстранённую жизнь, раз даже ближайшие родственники не знали ни о ребёнке, ни о гибели самой Рури. Это ещё ладно, но более важный вопрос: где же отец мальчика?
Малыша зовут Фууске-кун и он оказался очень молчаливым и замкнутым ребёнком. Вообще не говорит со своим новым опекуном, а ей в свою очередь буквально приходиться мысли его угадывать — вдруг ему что-то нужно. Но это ещё пол беды, реакция мальчишки понятна. Он не знает, где мама и почему он находится у какой-то неизвестной тёти. Думаю, многие бы дети именно так и отреагировали. Больше Сузу пугает то, что Фууске совсем ничего не ест. Отказывается буквально от всего, даже от вкусняшек и сладостей, которым был бы рад любой ребёнок. Но Фууске только воротит нос от еды предпочитает избегать любого контакта с хозяйкой дома, доводя себя до голодных обмороков.
Сузу уже опустила руки, погрузившись в отчаяние от поистине тяжёлой ситуации. Она потеряла близкого себе человека, заперлась в своём доме без работы и общения с семьёй, а теперь ещё и сын лучшей подруги на грани смерти от голодания. И она совершенно не знает, как ему помочь и что делать.
И это ещё не все сюрпризы, которые приготовила жизнь главной героине. В какой-то момент, когда мальчик больше не может сдерживать свой голод, он бросается на опекуншу и вгрызается в её руку большими острыми клыками, немедленно начиная пить кровь. Сузу в полнейшем шоке и от растерянности отдирает ребёнка от своей плоти, прижимая того к полу. Такое себе первое полноценное времяпровождение, не правда ли?
Ну вот же, все признаки вампиризма на лицо. Человеческая еда для Фууске совершенно безвкусна и только кровь имеет сладковатый приятный вкус. Огромные клыки, с лёгкостью прокусывающие хрупкую человеческую кожу. Не слишком большое желание мальчика проводить время на улице днём и его предпочтение спать в тёмном шкафу, чем на удобном мягком футоне. Все эти факты должны были составить общую картину в голове Сузу, если бы она вообще хоть что-то знала о вампирах, как и другие персонажи этого произведения.
Предполагаю, что с вампиризмом здесь никто не сталкивался да и вы сами по ходу прочтения не встретите этих существ, помимо Фууске. Поэтому в этой манге такое явление воспринимается больше как странная болезнь. Позже даже читатель узнаёт, что мать мальчика долго водила его по разным врачам, пытаясь найти причину этого недуга и вылечить своего сына. Но так и не успела помочь ему.
В основном сюжет строится на повседневных ситуациях и проблемах, в которых Сузу и Фууске предстоит налаживать отношения, дабы лучше понимать друг друга. Ведь неизвестно сколько им ещё предстоит прожить вместе, объявится ли отец и сколько ещё времени мальчик будет страдать от этого странного недуга.
А сейчас предлагаю поближе познакомиться с главными героями манги.
Фууске-кун — худощавый бледный мальчик с чёрными волосами, торчащими во все стороны. На вид ему примерно 8-10 лет, проживает в доме лучшей подруги его матери. С мамой у него был очень близкий и тёплый контакт, а отца своего он ни разу не видел, только мама водила его по врачам и пыталась хоть как-то помочь ему. Но однажды она просто не пришла домой после работы. Мальчик до последнего ждал, но вместо Рури-сан пришла её подруга и забрала в свой дом. И только после этого он узнал о гибели самого близкого человека. Особых эмоций мальчик не проявил, только ещё больше замкнулся в себе.
Характер у Фууске довольно тяжёлый, он ещё не раз заставит своего опекуна испытывать нервы на прочность. Мальчик сторонится женщину и в принципе незнакомых людей. Почти всегда молчит и предпочитает играть сам с собой. На все попытки Сузу как-то понравиться ему и сделать что-то приятное Фууске отвечает недовольным лицом и напряжённым сверлящим взглядом. Но конечно, он всё ещё остаётся любопытным ребёнком, которому так интересен окружающий мир. Он удивляется, расстраивается, очень редко, но улыбается. Сначала с огромным недоверием и опасениями, но постепенно открывается опекуну и новым людям.
Несмотря на свою холодность и нелюдимость беспокоится о Сузу и начинает заботиться о ней, как умеет. Конечно, не называет её мамой и очень долго не принимает, однако позднее постепенно показывает истинные эмоции и отвечает на доброту к себе. Сам по себе Фууске очень способный мальчик. Он любит логические игры, читать, а когда пошёл в школу стал показывать хорошие навыки в обучении. Правда, сначала отношения с одноклассниками у него совсем не задались, но это и не удивительно — слабые социальные навыки и изоляция по собственному желанию дали о себе знать.
Вообще, Фууске мне очень симпатизирует. Хоть он и крайне закрытый, раздражительный, но очень милый и наивный, как и все дети. Да, он далеко не обычный ребёнок, но такой искренний, что у меня при прочтении сердце сжималось от его взаимодействия с опекуном и миром вокруг него.
Сузу-сан — женщина средних лет достаточно типичной и заурядной внешности. Каштановые волосы, собранные в хвост, очки. Лучшая подруга Рури-сан, в настоящем времени является неофициальным опекуном её сына. Первое время она была просто разбита от известия о гибели близкого человека. И, конечно, очень растерялась, когда увидела спрятавшегося в шкафу сына подруги, о котором и сама ничего не знала. Но совесть, либо же жалость просто не позволили ей бросить мальчика, так что потом забрала его к себе домой.
В юности любила заниматься фотографией и вдохновлялась эстетикой мира вокруг себя. Интерес и поддержка со стороны Рури помогали подтапливать этот огонь. Однако когда её не стало Сузу бросила своё хобби, несмотря на то, что у неё был большой потенциал. Некому было больше поддерживать огонёк, вот он и затух.
Сузу ведёт затворнический образ жизни, не имеет работы, даже ограждается от общения со своей матерью и сестрой. Женщина сварлива, неуклюжа и особенно не заморачивается со своим образом жизни. А постоянные упрёки со стороны матери и наставления никак делу не помогают, а лишь только злят Сузу и заставляют ещё больше ограждаться от своей семьи. И вот к такому человеку попадает маленький ребёнок, ещё и настолько закрытый и совершенно не тактильный. Сузу и за свою жизнь не может взять ответственность, куда уж там до дитя. Но она не сдаётся даже тогда, когда Фууске открыто избегает и игнорирует женщину, полностью уходя в себя. Она отчаянно пытается налаживать с ним контакт, возит в разные места, выведывает методом проб и ошибок, что ему нравится, а что нет. Это похоже больше на осторожное выманивание дикого зверька из норки, потому что Фууске именно так себя и ведёт.
В этом всём я увидел глубокую чувственность матери и сына, которые на самом деле таковыми друг другу совсем не являются. Можно наглядно проследить, как они меняются в лучшую сторону через тяжёлый путь налаживания контакта и понимания. Чтобы в итоге образовались крепкая тёплая связь, держащаяся не только на чувстве долга и ответственности за чужую жизнь, но и на искренней любви и желании заботиться.
Персонажи хоть и прописаны средне и просто в общих чертах, но уже с первых глав вызывают симпатию своими взаимоотношениями. Особенно главные герои, которые сначала никак не могут наладить контакт, а вот в конце сердце читателя вполне может защемить от сцен с ними, наполненных грустью и порой конфликтами.
Визуальное оформление
Рисовка манги вышла превосходной, крайне мне симпатизирует. Произведение легко читается не только благодаря скромному набору глав, но и стилю мангаки. Он такой округлый, приятный, детализированный. Дизайн мальчика-вампира точно надолго вам запомнится, мне вот он показался очень милым. Особенно когда он ходит с вечно недовольным личиком и на самом деле прячет смущение или стеснительность. А вот облик второй главной героини скорее всего скоро забудется — уж очень она похожа на определённый троп персонажей с длинными волосами и в очках. Но вот сам характер цепляет, в нём сочетается порой сильное уныние и крайнее недовольство жизнью с постоянными порывами помогать и поддерживать своего подопечного, даже ценой собственного здоровья.
Несмотря на не самый детализированный фон, отдельные моменты хочется подробнее рассматривать. Чувствуется идеальная атмосфера повседневности и безмятежности.
Сам стиль немного напомнил другую мангу — «Пустоцвет». Художники разные, но что-то схожее в них есть. Может, дело в некой «округлости» и мягкости черт лица героев. Хоть и в «Пустоцвете» преобладает более мрачный оттенок по ощущениям от иллюстраций как раз под жанр и сюжет произведения.
Помимо основных иллюстраций в отдельной главе есть сборник дополнительных симпатичных артов с действующими лицами не только от автора манги, но ещё и других художников. Даже изображения, созданные с помощью Picrew — веб-сайта по созданию многослойных аватарок с готовыми макетами разных людей. Стиль «бумажной куклы», проще говоря. И все они просто нереально милые и симпатичные. Радуют глаз помимо самих фреймов манги.
***
Несмотря на то, что манга очень маленькая, эти 20 глав удивительным образом смогли рассказать цельную историю. Она очень чувственная и порой драматичная, не совсем глубокая, даже кажется примитивной. Однако с подтекстом. Мангака не отвечает на многие вопросы. Например, почему в семье обыкновенных людей вдруг рождается вампир? Да и как можно заметить, люди здесь совсем не встречались с вампиризмом, несмотря на большие клыки и другие признаки, которые должны вроде как наводить на определённые мысли.
В данной истории мальчик просто считается больным. И есть в этом интерес. Как бы читатель сразу понимает сверхъестественный подтекст, а вот сами персонажи просто пытаются помочь больному ребёнку, не придавая большого значения странным симптомам. Это занимательное видение мистической сущности, как мне показалось.
Автор как будто не ставит своей целью познакомить читателя с прошлым — он хочет передать настоящие эмоции и мысли героев от ситуаций и проблем, которые встречаются на их пути. Атмосфере томного безмятежного спокойствия способствуют зима и домик в глуши, в котором и обитают герои, пытаясь в тесном пространстве налаживать контакт. И так интересно наблюдать за тем, как это неловко, но искренне делает взрослая замкнутая женщина и странный ребёнок, предпочитающий молчать и игнорировать всё вокруг.
Эта манга идеально подойдёт для вечернего спокойного прочтения, а сама история надолго осядет приятной тёплой дымкой. Она идёт быстро, непринуждённо и очень чувственно. Хорошая атмосфера повседневности, приятные герои и очень красивая рисовка. Понятные сюжетные мотивы с интересным подтекстом и хорошо раскрытая тема семейного родства и близости даже сначала чуждых друг другу людей. Достойные плюсы, как мне кажется.
Очень жаль, что это произведение не получило экранизацию, но может однажды это изменится.