Несмотря на то, что мне удалось сдержаться и не засунуть оборот «откуда ноги растут» в заголовок, нам все равно стоит начать с того, как возник образ жилища Бабы Яги, сохранившийся до наших дней.
Поскольку это достаточно объемная тема, уходящая корнями в щекотливый спор о том, действительно ли у известной избушки славянские корни — я сэкономлю ваше время, обозначив лишь то, что напрямую относится к нашей теме.
С этим мне поможет цитата отечественного фольклориста Александры Леонидовны Барковой:
«Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» — небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.)»
Археологи действительно до сих пор находят подобные захоронения, что служит подтверждением этой версии. И хоть нельзя с уверенностью сказать, какую функцию выполняло упомянутое окуривание: ритуальную или бытовую (сохранение «ног» постройки от воздействия насекомых и климата), одно ясно совершенно точно — образ избушки на курьих ножках напрямую связан с переходом из реальной жизни в жизнь загробную.
И вправду, исследователи сказочного материала сходятся во мнении, что жилище Бабы Яги является границей между двумя мирами: миром живых и миром мертвых. На пути к своей цели герой зачастую вынужден эту границу пересечь, остановившись в избушке на ночь, т.е, пройдя через символическую смерть.
Ничего не напоминает?
Речь, конечно же, об обрядах инициации, основной задачей которых является «умерщвление» ребенка и его «перерождение» в полноценного члена общины!
Именно поэтому Баба Яга часто кажется агрессивным и злым персонажем, а способом получения от нее поддержки является выполнение заданий, т.е. прохождение ритуала.
Нельзя не затронуть еще один важный троп, характерный для этого образа — стремление закинуть героя в печь и изжарить заживо.
Вопреки первой пугающей ассоциации с каннибализмом, цель Яги — совершить обряд «допекания» ребенка.
Считалось, что помещение недоношенного ребенка в горячую печь помогает ему «дойти» и избавиться от дефектов, неспроста печь — символ материнства во многих культурах.
Вот что об этом говорит Дмитрий Шамонов, культуролог, автор образовательного проекта Культурный клуб и мой товарищ:
«Далеко не во всех текстах есть намёк на поедание ребенка. Мне кажется, что прочтение этого действия как акта каннибализма появилось уже в христианскую эпоху, где так пытались показать дикость, безумие и преступность язычников»
В таком контексте получается, что, закидывая ребенка в печь, Яга «доделывает» его до состояния, в котором он может считаться взрослым, т.е. прошедшим инициацию.
Если Избушка на курьих ножках — это место проведения обряда, то при данном прочтении за образом ее владелицы прячется человек, этот обряд проводящий. Ему даже совсем необязательно быть женщиной, ведь вне зависимости от своего пола во многих культурах шаманы и знахари носят женскую одежду во время ритуалов, но это уже тема для отдельного поста.
Думаю теперь, когда мы выяснили, что же на самом деле происходит в жилище Бабы Яги, остается выяснить лишь одно — какая степень прожарки ребенка лучше?
🔥 — well done
💅🏻 — любая, лишь бы не просил включить Машу и медведь