Чтобы обсудить самый амбициозный кроссовер в истории, «Канобу» созвал максимально пеструю команду видеоблогеров, рэперов, журналистов, подкастеров и комиксистов. Руслан Усачев, Cut the Crap, v1lat, Кисимяка, Jubilee, Кураж-Бамбей, а также главные редакторы, журналисты и авторы ведущих медиа о популярной культуре объясняют, за что полюбили и возненавидели Marvel и их «Войну Бесконечности».
Артем Cut The Crap, видеоблогер
Я вот совсем не думал, что придется вытирать глаза под 3D-очками. Ждал эпик, сражения, смерти и поражения героев, но не трогательную сюжетную линию Таноса, которая натурально застала меня врасплох.
Я пытался быть объективным во время сеанса и думал, что смогу пересилить свои восторженные чувства хладнокровным умом и оценить этот фильм как критик, но буквально с первых кадров забыл обо всем и всецело отдался этому аттракциону. Особенно радовался сценам с паучьими лапками, они очень к лицу железному костюму Паркера. Ну и встреча двух супергеройских эго Старка и Стрэнджа — зрелище, заслуживающее отдельного фильма.
Радует, что некоторые точки наконец расставлены, правда, вопросов теперь стало куда больше, но за это ведь мы и любим киновселенную Marvel.
Степан Карма, твиттер-блогер
Я думаю, никому из вас не хочется в сотый раз читать набившие оскомину формулировки о «главном кинокроссовере десятилетия», поэтому просто хочу поднять рюмашку за то, что мы с вами живем в прекрасную эпоху.
Задумайтесь — более полувековая комикс-история и несметные числа читателей, чей век не пришелся на расцвет MCU. Мечтал ли о таком старина Джек Кирби, создавая Величайших Героев Земли для тонких журналов по 12 центов за экземпляр? Могли ли думать мы, дети 80-х и 90-х, о том, что станем свидетелями абсолютного триумфа кинокомиксов как одного из главных столпов современной поп-культуры? Риторические вопросы с трубкой во рту и взглядом на звездное небо.
Говоря о «Войне Бесконечности», я бы мог пуститься в сухую аналитику или восторженные дифирамбы, но безбожная тривиальность — не мой конек. Поэтому позвольте поднять второй тост за любовь к комиксам, без которой фильм, конечно же, был бы немыслим.
«Kid, comics will break your heart» — говорил один мудрый король девятого искусства. Что ж, после финала «Войны» сердце действительно в осколках. Соберу через год. И все же — как [здорово] быть живым.
Никита Лихачев, главный редактор TJournal
Я ходил на фильм с девушкой, думал расслабиться и хорошо провести время. Сначала было весело — высокая плотность шуток, отличное настроение. Еще и холодная газировка! Потом стало ясно, что в зале походу не работают кондиционеры, ну или они не справляются. В фильме атмосфера падала, падала, пока не стало совсем грустно. Когда мы дождались сбора Таносом всех камней (минералов?), окончательно [утомились] сидеть, я упарился, уже даже газировка не помогала. А впереди еще была куча переживаний и смертей главных героев.
Да, я понимаю, «Война Бесконечности» порвала шаблон типичных для Marvel супергеройских фильмов, но хотя задел на будущее интересный, это далеко не «Красная свадьба».
Учитывая, как просто можно открутить время назад (это показал и сам Танос), за смерти героев можно не переживать. Но кто открутит назад мое время? Я бы лучше сходил на фильм с Ивановым, а с девушкой пошел в бар.
Максим Иванов, главный редактор «Канобу»
Лихачеву повезло, что он не пошел со мной на «Мстителей»! После сеанса я обернулся торговцем громоотводами, хотя видом напоминал не Юпитера, а Тора Громовержца — и был абсолютно нестерпим в своем восхищении. Ну, а как иначе? Я пережил нервные два часа сорок минут на самом краю сиденья — и это в 24 года, без очевидных проблем с геморроем. (Шучу, я не проверялся.)
Но «Война Бесконечности» и правда ощущается как прием у онколога, где от страха выплясываешь чечетку, ожидая неутешительного «к сожалению, неоперабельна». В финале тебя вообще сажают на поезд до Хогвартса, в котором вместо школьных задир, кемарящих оборотней и проводниц с тележками тебя ждут высасывающие надежду и радость дементоры.
О да, Гарри, шрам будет болеть — и шрам этот в области сердца, куда братья Руссо в отличие от певицы Земфиры попадают трижды. И палят они не из праздничной винтовки, а умными ракетами с предсказуемой траекторией.
Честно говоря, я и рад выступать городским сумасшедшим — это классно, попробуйте! Вот на премьере «Последних джедаев» я ругался, плевался и публично давил гнойники возмущения. Мне не понравилось. Это не я.
Я хочу наслаждаться поп-культурой, искренне любить ее, а не распиливать по частям, паковать в мешки и выкидывать в Гольфстрим.
И после «Мстителей» как раз хочется проповедовать величие комиксмуви как жанра и комиксов как медиума. Хочется читать безумные теории, спорить с друзьями, организовывать круглые столы на тридцать с лишним персон — и хайпить дальше. В ближайший год нам с вами явно будет чем заняться, ведь (удачная) попытка перенести на экран глобальное событие из комиксов сама по себе стала глобальным — и социально важным! — событием.
Подробнее о моих впечатлениях (критика там тоже есть) — в нашем видеоблоге.
Никита Jubilee, рэпер
Передозировка супергероики — штука обидная для такого задрота, как я. Люблю это дело всей душой, но смотреть одно и то же несколько раз в год уже стало физически тяжело.
Видимо, последние годы [глава Marvel Studios] Кевин Файги не делал особо резких движений как раз для того, чтобы приберечь всю свежесть для «Войны Бесконечности». По итогу я впервые за несколько лет смотрел комикс-муви с реальным интересом.
Мы получили бомбу, пушку, геймчейнджер — самую важную веху в кинокомиксах со времен первых «Мстителей»! Если все анонсы сиквелов были лишь промо-путаницей и Файги реально всех убьет, то я обоссусь кровью от восторга. Но, уверен, всех погибших в итоге воскресят, чтобы добавить в четвертых «Мстителей» еще больше драмы.
Филипп Вуячич, главный редактор «Афиша Daily»
Первые минуты после выхода из зала — это как если бы из тебя вынули внутренности, перемешали, а затем кое-как сунули обратно. Правда, эффекта хватает минут на десять — потом все встает на свои места (во всех смыслах).
Во-первых, это не финал, а полуфинал, хоть и чертовски горячий. Во-вторых, это фильм-тотализатор — фанаты просто обречены ближайший год строить теории. Поневоле ощущаешь себя зрителем не фильма, а именно что сериала — какого-нибудь «Шерлока» и «Ходячих». В-третьих, новые «Мстители» — ни о чем.
Это не укол, а скорее свойство практически любого кроссовера. Тут лучше всего вспомнить, как все вышло с сериалами Netflix. «Сорвиголова» — история инвалида, «Джессика Джонс» — жертвы насилия, «Люк Кейдж» — жителя гетто, а «Железный кулак» — сказ о том, как обычный американец приобщился к восточной мудрости и, как водится, просветлел. Все эти сериалы что-то значат по отдельности, но стоит их героям сойтись в «Защитниках», как они перестают нести какой-либо месседж. Иначе говоря, в сольном фильме ты индивидуальность, а в кроссовере — почетный член супергероического колхоза им. Кевина Файги. Но это все меркнет на фоне тех самых десяти минут после. Перед ними меркнет даже предстоящий год гаданий. Да что там, они перекрывают даже последние десять лет марвеловской гегемонии.
Десять минут. Запомните их.
Денис Варков, редактор «Канобу»
«Война Бесконечности» не оправдала моих ожиданий. Повторилась история «Черной пантеры», когда многие хвалебные отзывы оказались неправдой — третьи «Мстители» очень сумбурный фильм со сбитым тоном и манерой повествования.
Заметно, что пытаясь свести все линии воедино и уделяя при этом много внимания Таносу, братья Руссо не смогли удержать баланс. Отсюда и классические проблемы Marvel Studios вроде неуместных шуток, идущих следом за драматическим эпизодом, а также перерывы в экшен-сценах ради все тех же ненужных шуток.
При этом отдельные элементы «Войны Бесконечности» прекрасны. Мне, например, очень понравился финал фильма — это, наверное, одна из самых впечатляющих сцен в кинокомиксах. Вот только представленная в ней драма теряется ровно в тот момент, когда вы начинаете анализировать произошедшее.
Вообще, фильму и его персонажам жутко не хватает времени и умения удивляться. Почему долгожданные встречи героев, которые не виделись несколько лет, проходят совершенно безэмоционально? Где подвисшая любовная драма, неужели все обошлось парой неловких взглядов? Почему при встрече с пришельцами человечество не испытывает шока или недоумения? Земляне ведут себя так, словно это происходит каждый третий вторник месяца. Ха, подумаешь — очередное вторжение! Но ответ прост — им просто некогда удивляться, ведь в два часа сорок минут нужно втиснуть еще кучу всего. В особенности это «иссушение» заметно в случае Человека-паука, который в «Противостоянии» был в шоке при виде супергероев, искренне наслаждался моментом — и его эмоции передавались зрителю. Здесь же даже для его восторгов не нашлось места.
В фильме много внимания уделяется Таносу и его мотивации — нам рассказывают все: почему он собирает Камни Бесконечности, когда он начал это делать и какую роль в его «героическом квесте по спасению галактики» сыграла Гамора.
Это действительно хороший злодей, чьи поступки прописаны и объяснены. Он не стремится уничтожить все просто так — у него есть цель, достигнув которой он будет готов отступиться и больше никому не причинит вреда.
«Война Бесконечности», безусловно, зрелищный и динамичный фильм, но в нем много лишнего, а большинство персонажей — фон. Они нужны ради экшен-сцен и пары смешных диалогов. Это очень сильно расстраивает, потому что в фильме вообще нет баланса между его героями. По пальцам одной руки вы сможете пересчитать тех (включая Таноса), у кого достаточно экранного времени, чтобы получить хоть какое-то развитие. Остальные же вылетят из вашей головы. Через пару лет вы вообще будете удивляться тому, что они вообще были в фильме.
Подробнее об этих проблемных моментах я рассказывал в своем мнении о фильме.
Андрей Загудаев, редактор Championat, кинообозреватель Disgusting Men, ведущий телеграм-канала «Кроненберг нефильтрованный»
За 10 лет многие подустали и от супергеройского кино в целом, и от Marvel-фильмов в частности.
Эффект неожиданности и сюрприза давно прошел, но мы все еще по инерции ждем от подобных фильмов каких-то твистов, как это было, например, с первыми «Стражами галактики» или «Капитаном Америка».
Правда в том, что вся эта мультивселенная живет уже по отточенной годами схеме, законы которой спрятаны где-то внутри компании Disney. Именно поэтому, по крайней мере в составных фильмах, минимум творческой свободы — все выстроено и отрепетировано до последнего компьютерного пикселя.
Другое дело, что несмотря на это фильмы Marvel до сих пор приносят массу удовольствия. Мы практически всегда знаем, какие эмоции они подарят, как будут выглядеть, что в них случится (тут надо, конечно, читать и комиксы), но все равно они очень точно бьют в зрителя. Это как с новыми айфонами, про которые весь мир все знает до премьеры и тем не менее охает и ахает во время их показа. И вот «Война Бесконечности» — это еще один такой фильм Marvel.
Как и в любом большом развлекательном кино, тут немало глупостей и условностей, но радости этот почти трехчасовой разноцветный карнавал приносит чуть ли не больше, чем любой другой фильм студии. Это прекрасный летний блокбастер — ни больше, ни меньше.
Сергей Цилюрик, редактор «Канобу»
«Война Бесконечности» — довольно типичный марвеловский фильм с одним лишь исключением: он посвящен не супергероям, а суперзлодею.
Танос в «Войне Бесконечности» проходит довольно стандартный путь для протагониста: он гоняется за макгаффинами, попутно побеждая горстки рядовых противников; его враги постоянно превосходят его численно, но он берет верх не только силой, но и хитростью; он — изгой, чей план не получает понимания и поддержки тех, кто ему важен; ему приходится идти на большие жертвы, и он пару раз оказывается в миллиметре от поражения и гибели, но в итоге чудом одерживает победу. Все как у заправского героя.
Мой коллега Денис Варков верно подметил, что как «капустник», подытоживающий десять лет развития MCU, «Война Бесконечности» никуда не годится: в ней слишком мало внимания уделяется героям, потому что они теперь — массовка.
Единственное, что они обрели важного, — это смертность. В этом главное достижение «Войны Бесконечности», в кои-то веки ставки достаточно высоки, чтобы происходящее не выглядело как игра в песочнице. MCU потребовалось десять лет, чтобы покинуть детский сад, ура.
Хотя на самом деле нет, не ура. Если бы все эти смерти в концовке были взаправду, то они просто поставили бы крест на героях, которых Marvel пыталась раскрывать и развивать долгие годы, — без закрытия их сюжетных линий, без драматической кульминации (которой удостоились персонажи, погибшие до концовки). Это бы мигом обесценило кучу фильмов, предшествовавших «Войне Бесконечности».
Но при этом мы, конечно же, понимаем, что их гибель не перманентна — и это делает все еще хуже. «Война Бесконечности» — это «фейкаут», обманка, кликбейт.
Став на секундочку взрослее своих предшественниц, «Война Бесконечности» держит фигу в кармане.
Все это понарошку, все в сиквеле вернут на свои места, отмотают время назад, исправят будущее, воскресят героев. И об этом было известно задолго до премьеры фильма: второй «Человек-паук» выходит вскоре после четвертых «Мстителей», и уже это само по себе говорит нам, что сиквел «Войны Бесконечности» вернет статус-кво, а в ней самой смысла особого и нет. И отменится не только финал, но и более драматические и эмоциональные моменты фильма: в конце концов, еще год назад Джеймс Ганн заявил, что у Гаморы в третьих «Стражах Галактики» будет «значительная роль».
И в контексте этого всего — зачем фанатам рыдать? За что вообще хвалить «Войну Бесконечности»? Где тут победа искусства? Напротив, «Война Бесконечности» — это олицетворение самого отвратительного тренда из комиксов, где герои не гибнут навсегда, а просто отлеживаются за кадром до следующего глобального события, где последствия катаклизмов быстро забываются, где ничто не имеет значения, потому что на следующий год эта серия/персонаж попадет в руки другого автора, который все переделает и отретконит под себя.
Это индустрия в худшем ее проявлении, лишающая произведения искусства их важнейших качеств: авторства, осмысленности, завершенности. Пока мы будем на подобное покупаться, никакой победы искусства нам не видать.
Александра «Альфина» Голубева, нарративный дизайнер, комиксист
Фильм на пятерочку! Из десяти. Просто он как будто обрывается на полуслове. Надеюсь, в следующей части, над которой вроде бы уже идет работа, авторы не станут обходиться полумерами, а довершат начатое.
Михаил Кафанов, создатель рассылки «Интересные статьи»
Главное в новых «Мстителях» — взвинченные ставки. Вместе с финалом они не дают появиться ощущению супергеройской «солянки», которое периодически посещало меня при просмотре предыдущих частей.
Они же — источник клиффхэнгера, которого хватит на сотни фанатских теорий и бесконечные размышления о том, как братья Руссо поднимут ставки в следующий раз. Не имею ни малейшего представления, как им это удастся (и удастся ли), но проверить хочется. Вроде так и работают крутые кинофраншизы?
Виталий v1lat Волочай, киберспортивный комментатор
Я никогда не считал себя фанатом киновселенной Marvel. Из огромного количества вышедших фильмов и сериалов по-настоящему мне понравились разве что первые «Мстители» и новый «Спайдермен». Все остальные картины оставляли осадок возмущения — «Как же надоела супергероика!» Осадок был не таким обидным, как после «Лиги Справедливости», но все равно не могу сказать, что действительно получал удовольствие.
С «Войной Бесконечности» вышло совсем по-другому. Во-первых, премьера в Украине была на неделю раньше, а я работал эту неделю в Москве, поэтому все мои друзья посмотрели фильм до меня, и мне в течение семи дней приходилось фактически ограничивать себя в общении, чтобы не поймать спойлеры. Лично для меня это тоже нагнало еще больше хайпа.
Я ожидал от этого кроссовера чего-то невероятного. И, наверное, впервые в истории Marvel (не считая «Дэдпула», конечно, он вне конкуренции) я вышел из кинозала в полном восторге!
Просто шикарное кино. Однозначно лучший антагонист в истории супергеройского кинематографа. Классные диалоги, в меру марвел-стайл шуточек, в меру серости и смертей, достаточно экшена и очень мало совершенно не нужного драматизма.
Для меня «Война Бесконечности» должна была стать фильмом про общие усилия людей, про жертвы во имя спасения всего существующего, про тимплей самых крутых героев во вселенной. Когда закончился фильм и включили свет, я посмотрел на публику в зале и увидел нескольких детишек, которые настолько искренне переживали концовку, что держали своих родителей за руку и просто молчали все титры. Тогда я и понял, что для многих этот фильм реально станет прямо самым важным и крутым в их восприятии мира. Потому что поразмышлять тут есть над чем.
Я понимаю, что Танос — злодей и что имея перчатку с шестью камнями можно попытаться сделать всю вселенную процветающей. Но что если он прав? И что если Землю нельзя спасти по-другому, а значит, человечеству нужен Танос и его решения…
Страшно, блин.
Никита Казимиров, редактор «Канобу»
С момента допремьерного показа я сходил на «Войну Бесконечности» еще несколько раз, причем с самыми разными людьми. Были среди них и истинные фанаты Marvel, и ценители комиксов, и просто люди, которым нечего было делать вечером, поэтому они решили посмотреть главный фильм весны. Все восторги уже остыли, мысли приведены в порядок. И тем удивительнее, что мое мнение особо не изменилось.
Хороший ли это фильм? Да, безусловно. Он красочный и яркий, в нем хватает шуток, но они не перебивают серьезные моменты, как это часто бывает у Marvel. Сражения получились эпическими (но не настолько, как можно было ожидать), супергеройские тимапы и химия между персонажами радуют. Танос очевидно удался и претендует на звание лучшего злодея киновселенной Marvel.
Стоит ли бросать ради «Войны Бесконечности» все дела и бежать в кино? Не думаю. Если вы любите Marvel, вы и так это наверняка уже сделали.
Если ненавидите фильмы студии и комиксы в принципе, то и задаваться подобным вопросом не будете. Любителям блокбастеров фильм сможет угодить, но особых откровений от него не ждите.
И только концовка способна поразить ваше воображение. Братья Руссо проявили небывалую для кинокомиксов дерзость и обошлись со своими зрителями так, как до них не поступал еще никто. В мире, в котором фильмы служат поводом продать сопутствующие товары и выступают в первую очередь источником денег, режиссеры плюнули в лицо фанбазе, разрушив все ее теории и ожидания.
Теперь киновселенная застыла на распутье, которое может повлиять на всю индустрию кино в целом. Если Руссо доведут начатое до конца, нас ждет совершенно новый старт для фильмов по комиксам, который наконец-то доведет их до состояния настоящего кинематографа. И все предыдущие жанровые эксперименты Marvel будут казаться детским лепетом.
Увы, вероятность такого исхода крайне мала. Вряд ли крупная корпорация пожертвует одним из своих главных источников прибыли. Потому стоит ожидать от «Мстителей 4» очевидного: того, что мертвые оживут, злодей будет повержен и все вернется на круги своя. На это как минимум намекает сиквел «Человека-паука», которой расскажет о том, как люди вновь учатся жить после пришествия Таноса.
Но даже если так, уже сам факт попытки изменить что-то «Войной Бесконечности» заслуживает уважения. Штука в том, что для ощущения возможных перемен совершенно не обязательно идти на само кино. Да, оно поражает и захватывает, но это все еще «типичный фильм Marvel». И удовольствие после просмотра зависит лишь от того, что именно ты вложишь в эту фразу.
Иван Талачев, руководитель отдела видео «Ленты.ру»
Сегодня кажется, что десять лет назад была совсем другая эпоха. Персонажи комиксов с трудом умещались в сценарии даже втроем, а продолжения «Звездных войн» казались несбыточной мечтой.
Кто бы мог представить, что комедийный боевик про эксцентричного миллиардера-инженера, наряжающегося в железный костюм красно-оранжевых оттенков, даст начало саге на 18 фильмов и перерастет в эпическое 150-минутное побоище на тридцать с лишним героев.
К моменту, когда вы будете читать эти строки, «Война Бесконечности» уже соберет в мировом прокате миллиард долларов и сделает это быстрее, чем любой другой фильм в истории. Какие-то мнения, оценочные суждения и оценки не имеют перед таким монстром никакого веса и смысла. Можно писать хоть по двести твитов в день, выступая с позицией «Marvel надоел», пока по всему миру полные залы сидят в оглушительной тишине на финальных минутах фильма. Можно злорадствовать над Warner Bros. и их провалами. Можно козырять на каждом шагу тем, что вы прочитали все комиксы Marvel еще до того, как они не просто стали мейнстримом, а в принципе сформировали и заместили его собой.
Что бы мы ни делали, как бы ни отзывались мои соседи по этой странице, этот поезд понесется дальше без остановок. И прямо сейчас есть последняя возможность на него запрыгнуть.
Тимур Сейфельмлюков, ведущий подкаста Zavtracast
Это первый фильм Marvel за долгое время, который внезапно оставил ощущение чего-то большого, глубокого и необычного. Он мне понравился намного больше прошлой части «Мстителей» и «Зимнего Солдата».
Даже полный винегрет из персонажей, действий, локаций и сюжетных арок не отпугнул, а наоборот показался логичной кульминацией первого сезона сериала, который мы наблюдали последние десять лет.
Кстати, примерно такое же впечатление у меня оставил финал фильма, как в свое время предпоследний сезон «Игры престолов». Потом год ждешь нового сезона и не понимаешь: как же выкрутятся, что там будет, «да ну нет, не может быть».
И да, теперь я, ошарашенный и впечатленный, жду нового фильма.
Егор Беликов, кинокритик ТАСС
Мне показалось, что ключевой сюжетный ход, пусть он даже весьма смел по меркам киновселенной, где всем правит интеллектуальная собственность Marvel, — это все же симптом творческой стагнации.
Сегодня они соберут много денег, но завтра им все равно придется откатывать все последствия своих решений назад, и тогда окажется, что за героев просто не получается больше беспокоиться: они все равно не умрут же, какая разница.
Но при этом моя любимая сцена — финал. Там я хоть немного ожил.
Вика Кисимяка, видеоблогер
«Война Бесконечности» — это грандиозное начало конца. Очень жаль, что нельзя проснуться в 2019-м и сразу посмотреть третьих и четвертых «Мстителей», в идеале — на большом экране, внимательно и не отрываясь.
Вот тогда это точно было бы эпохальным событием в мире кинокомиксов часов на 6, а лучше — на 7. Ну, а сейчас это просто один из лучших представителей супергеройского кино. Хотя лично для меня — не лучший.
Infinity War тяжело судить в отрыве от других картин Marvel, его нельзя назвать самостоятельным. Он создан фанатами и для фанатов, работает на огромную аудиторию и умело жмет на «кнопки» любителей конкретных героев, конкретных костюмов и конкретных локаций. «Война Бесконечности» в этом плане получилась очень честной (только трейлеры нас обманывали!) — она развлекает, увлекает, обещает, отсылает.
Я уверена, что большинство людей просто не найдет в себе сил и желания замечать определенные проблемы, которые присутствуют в новых «Мстителях»: ляпы, вопросы, дыры в сюжете. Это все ерунда.
А вот что реально беспокоит, так это то, что часть важнейших событий фильма во «Мстителях 4» просто отменят — это и ежу понятно. От осознания становится грустно и чуть-чуть менее интересно. Но только чуть-чуть.
Сергей Епихин, автор проекта Beardycast
Главная проблема фильмов Marvel — они обязаны тянуть за собой всю огромную вселенную, которая состоит из тысяч комиксов и мультфильмов. Мне, как отвлеченному зрителю, хотелось бы увидеть хорошо рассказанную историю в рамках необычной вселенной, а вместо этого я должен проникаться пресловутым фансервисом.
В «Войне Бесконечности» есть десяток сцен, которые не несут никакой смысловой нагрузки, вставленные просто для того, чтобы соблюсти каноничность киновселенной.
Взять сюжетную линию с Тором, которая занимает минут 30 экранного времени. Она нужна лишь для того, чтобы в руках бога грома появилось новое оружие. Для фильма это не несет никакого особого смыслового значения, но для фанатов вселенной это важное событие, потому что этим оружием, условно, в 131 выпуске комиксов про Тора цикла «Золотой шлем» от 1983 года, выпущенного ограниченным тиражом, он убил своего главного врага.
Из общего хронометража фильма в 150 минут можно было бы легко выкинуть два часа подобных сцен. Получилась бы отличная короткометражка про Таноса.
Егор Парфененков, журналист «Канобу»
Я никогда не был большим фанатом фильмов по комиксам. В кино ходил в основном из-за хайпа, как-никак комикс-муви — уже который год неотъемлемая часть современного кинематографа. Раньше я не воспринимал фильмы Marvel Studios всерьез — до тех пор, пока не увидел «Противостояние» братьев Руссо.
Несмотря на слабый сценарий, финальная битва Старка с Кэпом и Баки стала первой сценой MCU, заставившей меня что-либо почувствовать. Она была мрачной, нервной и, что самое главное, живой — драка действительно продолжалась до полного физического и эмоционального изнеможения героев.
Учитывая, что в предыдущих фильмах MCU в схватках доминировала четко поставленная хореография, «Противостояние» впервые показало что-то настоящее. Это меня и тронуло.
От «Войны Бесконечности» я ожидал нечто подобное, так как режиссерское кресло заняли все те же Руссо, а они уже успели заполучить мое доверие. И на сеансе новых «Мстителей» история повторилась. Руссо снова это сделали — свели на нет приевшийся супергеройский пафос и выдали сильную историю с не менее мощным финалом.
«Война Бесконечности» — это уникальное кино, которое сплошь состоит из филлеров, но все равно умудряется зацепить. Здесь нет ни единой сцены, где герои действовали бы в одиночку — все персонажи связаны и постоянно взаимодействуют друг с другом.
Бесконечные пререкания Старка и Стрэнджа, подшучивания Тора и Стражей над Питером Квиллом, отношения Ванды и Вижена — ничего из этого толком не влияет на сюжет. Но влияет на зрителя.
Целых два с половиной часа Руссо сближают героев самым штампованным способом — шутками и короткими совместными вылазками, пытаясь как можно нагляднее отразить смысл фразы «сила — в единстве». Но когда зритель это осознает, становится уже поздно — на экране уже крутят финальную сцену, после которой черный фон переходит в единственную надпись: Directed by Anthony and Joseph Russo.
Пожалуй, это и правда самая мрачная фраза в истории киновселенной Marvel.
Павел Пивоваров, редактор видеостудии DTF, ведущий подкаста «Не занесли»
В общем, за меня все уже сказал Ваня Талачев.
Несмотря на окружающие нас трудности, я понимаю, что жить в 2k18 невероятно круто. 10 лет назад мы и мечтать не могли о таком мощном кинособытии, как «Война Бесконечности», а тем более о том, что в этот же месяц увидеть нового «Дедпула» и «Звездные войны».
Я долгое время был хейтером фильмов Marvel и ругал их (вполне заслуженно) за неприятные мне моменты. От новых «Мстителей» я ждал просто еще один хороший боевик со знакомыми проблемами. Но, видимо, в Disney услышали мольбы фанатов другого фандома и на десятилетие сделали подарок ворчливым занудам вроде меня.
Поэтому я хочу обратиться с посланием к подобным мне: там есть жизнь! Идите на свет киновселенной Marvel. Тупых, неуместных шуток в этот раз осталось совсем чуть-чуть, в остальном это сильный, крутой и трогательный фильм, который надо посмотреть, отринув любой скепсис.
А иначе зачем жить-то вообще?
Виктор Зуев, редактор Disgusting Men
Не сказать, что я не был подготовлен к увиденному. Про Таноса кое-что знаю, читал. Но здесь он превзошел сам себя. Без шуток, сегодня мы наблюдаем рождение одного из самых ярких фантастических кинозлодеев этого десятилетия. До этого подобный шок и трепет вызывали разве что Саурон и Вейдер.
Начальная сцена, где Танос играючи разделывается с Локи, задает тон всему фильму — вы правда думали, что этот скандинавский фигляр лучший марвеловский злодей? Ха! Танос на изичах уделывает всю разноцветную гей-тусовку, которая на протяжении последних десяти лет старательно изображала из себя супергероев. Если вы не любите Marvel — сходите, вам понравится. Если любите — сходите тем более. Рядом со мной сидели две девушки, явно фанатки, сцепившись за руки с первых минут фильма. Вторую половину картины они не могли сдержать слез. С их стороны раздавались постоянные всхлипывания. Когда включили свет, они так и остались сидеть с красными от слез глазами.
Схожу еще раз, пожалуй.
Залина Маршенкулова, медиадиректор «Мамихлапинатана» (выпускает Breaking Mad и «Батенька, да вы трансформер»)
Лучший момент момент фильма — тот, где Старк говорит Халку: «Че ты позоришь меня перед колдунами!»
Если бы не старковские шутейки, три часа смотреть было бы невыносимо — затянули. Надо сказать, я вообще не собиралась идти, была уверена, что из сборной солянки ничего толкового не выйдет. Но приятно удивлена тому, что наконец-то злодей неоднозначный, не карикатурный, а даже может быть и не злодей вовсе. Потому что неизвестно, что есть хорошо — эгоистично спасать своих или топить за баланс и гармонию для всех.
Танос едва ли не единственный, кто вызывает там симпатию. Я бы назвала этот фильм не «Война Бесконечности», а «Чмошники против нормального парня»!
Всегда бесило, что супергерои там почти все супербеспомощные и при этом никто никогда не умирает и не проигрывает.
Василий Конад, создатель VK-паблика Clique
«Война Бесконечности» — это прежде всего [очень классный] Джош Бролин в роли Таноса. Marvel наконец-то разыграла свой главный козырь, который и стал главным алмазом фильма.
Каждая фраза, брошенная героем Бролина, каждый удар, каждый его взгляд — я по-настоящему ощущал силу и мощь Безумного Титана. Лучшего появления на экране и придумать нельзя.
Сам фильм очень грамотно поставлен, два с половиной часа пролетают на одном дыхании из-за динамичности действий.
Хочу, чтобы вы вставили в мой текст вот этот диалог, он классный:
— Все собрал?
— Да.
— И чего же это тебе стоило?
— Всего.
Антон Городецкий, заместитель главного редактора MAXIM Online
«Война Бесконечности» — это, как говорят американцы, instant classic. Это лучший фильм киновселенной Marvel, hands down.
Когда я посмотрел первых «Стражей галактики», я подумал: все, это вышак, лучше уже не будет. Потом вышел «Тор. Рагнарок» — и я подумал: ни фига себе, у них вышло переплюнуть самих себя. И вот выходят новые «Мстители» — и они снова делают это. Какое-то чудо, правда. Только представьте, уместить в один фильм столько самостоятельных персонажей, столько сильных, разнообразных характеров — и не устроить из этого ссаный балаган-винегрет в духе «Отряда самоубийц».
Уйма эмоций, от хохота до детских слез, отличные шутки и отдельный кайф — зрители, которые уже настолько в теме, что аплодируют появлению каждого нового героя еще до того, как эти герои появятся в кадре: по силуэту, по звуку, по обстановке.
Вернусь в Москву — пойду еще пару раз минимум. Это великий фильм. Спасибо, Marvel. Ждем 2019-го.
Григорий Пророков, автор подкаста и YouTube-канала Blitz and Chips
Мой любимый кинокритик Ричард Броуди написал, что «Война Бесконечности» — это реклама всех предыдущих фильмов Marvel, и что фильм, персонажей которого невозможно понять, не смотря предыдущие части, это довольно чудовищно; на него, конечно, сразу накинулись гики из твиттера, но Броуди не привыкать, с ним часто такое бывает.
Я не согласен целиком с его рецензией — но кинокритики вообще не для того нужны, чтобы с ними соглашаться. Тем не менее, мне кажется, что мысль про рекламу предыдущих фильмов важная.
Киновселенная Marvel вообще всегда так работала: фильмы часто оказывались драматически подвешенными, конфликты не разрешались, линии обрывались, чтобы мы шли на следующий фильм — короче, чтобы кино работала как трейлер следующей части. Иногда из этого вытекали драматические проблемы. Например, преклонение перед статус-кво, который нужен, чтобы разные фильмы соединялись, как цепочка, нередко приводило к тому, что у персонажей не было никакого психологического развития.
«Война Бесконечности» — это пик идеи фильма как трейлера. Marvel Studios создала уроборос: новые «Мстители» одновременно рекламируют предыдущие 18 фильмов студии и следующие три тоже.
«Война Бесконечности» даже снята как трейлер: быстрый монтаж, много коротких, будто не связанных между собой сцен. Постоянное эмоциональное напряжение, остающееся примерно на одном уровне. Даже смена мест действия — в трейлерах часто пытаются как можно лучше показать, сколько в фильме разных необычных локаций; «Война Бесконечности» именно так маниакально носится от одного края Солнечной системы к другому, из одной страны в другую.
Но оказывается, что трейлер тоже может быть хорошим кино. «Война Бесконечности» не идеальная (например, тут, как обычно у Marvel Studios, скучный экшен — битва в Ваканде невыносимая, по-моему), но хорошее кино вообще не должно быть идеальным; зато тут многое работает — все то, что не работало в «Эре Альтрона», например. Персонажи живые, классно друг с другом взаимодействуют и даже успевают чуть-чуть раскрыться. Понятный конфликт и в кои-то веки классный злодей; Бролин играет Таноса с нужным уровнем пафоса. Тут даже есть хорошая тема (их часто не хватает фильмам киновселенной) — усталость. Это фильм про то, как все устали от MCU в том виде, в каком она существует сейчас.
Наконец, это максимально странное кино — мне кажется об этом мало говорят.
Начиная с масштабов (мы привыкли, но вы только подумайте: ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ фильм во франшизе, в котором появляются ДЕСЯТКИ персонажей, все со своими взаимоотношениями и конфликтами), заканчивая содержанием (инопланетный титан пытается отнять волшебный камень у чародея, а его пытаются остановить ученый в металлическом суперкостюме, подросток со способностями паука и другие — а мы это всерьез смотрим).
Очень много идет споров про концовку, хотя с ней, по-моему, все очень просто. «Война Бесконечности» все понимает и про себя, и про своего зрителя. Фильм понимает зрителя, а зритель в свою очередь понимает, что никто не может умереть — хотя бы потому что многие из этих героев должны появиться в сиквелах своих сольных фильмов.
Но вот в чем штука: никто и не пытается снять сцену, где персонажи умирают. Фильм нам этого не говорит. Это не драматический сюжетный момент, а эмоциональный. И на эмоциональном уровне это очень красиво и круто сделано — героям плохо. И это как раз отлично работает.
Руслан Усачев, видеоблогер
Первое, братья Руссо и Marvel — большие молодцы, которые видят слабые места своих фильмов и работают над их исправлением. Если на первых «Мстителях» я чуть не сломал себе челюсть, когда зевал, то во время просмотра «Войны Бесконечности» чуть не сломал подлокотники у кресла, за которые хватался в самые напряженные моменты.
Хороший антагонист (который фактически главный герой фильма), хорошая экранная химия героев, хорошее разделение на ансамбли, хорошая компьютерная графика и работа художников.
Ну, а режиссеры и сценаристы смогли сделать ставки достаточно высокими, чтобы все это не выглядело как очередная заварушка бессмертных любителей цветных костюмов.
Только в этом фильме я понял, насколько огромная работа была проделана за 10 лет. Фактически в фильме нет экспозиции, но благодаря багажу знаний из предыдущих фильмов даже эпизодические персонажи вызывают приятные эмоции.
Второе, братья Руссо и Marvel — недостаточно молодцы. Целой Перчатки Бесконечности не хватит, чтобы залатать все сюжетные дыры: от Тора, который внезапно разучился пускать молнии без молота, до Таноса, чей радикальный план «спасения вселенной» с помощью цветных камней не выдерживает никакой критики. И до обидного в глаза бросается тотальное ослабление всех персонажей, которые в разгар битвы за будущее вселенной забывают все свои коронные приемы из сольных фильмов. Но все это приходит только через несколько часов после просмотра фильма, до этого два с половиной часа «Войны Бесконечности» пролетают по щелчку пальцев.
Осторожно, спойлеры!
Александр Башкиров, редактор «Канобу»
Братья Руссо — прежде всего прекрасные менеджеры, а «Война Бесконечности» — это именно триумф МЕНЕДЖЕМЕНТА, искусства сведения трудных высокооплачиваемых людей в одном кадре.
Это рекорд по количеству суперзвезд в одном фильме и абсолютный рекорд по числу звезд в одном кадре — который совершенно точно при нашей жизни не побьют, да и в будущем вряд ли какая-то студия отважится готовить что-то подобное на протяжении 18 фильмов… Вы представляете, с какой дальновидностью надо было готовить, заключать и перезаключать контракты, чтобы получился такой фильм?
Все остальное в «Войне» вторично: сценарий, режиссура, операторская работа, монтаж, саундтрек, хореография. Собственно, персонажей и линий здесь столько, что даже Руссо местами явно не справляются — такой отвратительной актерской игры и режиссуры в отдельных моментах я не видел со времен приквелов «Звездных войн». Но в целом все довольно адекватно — знаменитости появляются на экране, радуют зрителей, не очень убедительно изображают эмоции, надолго исчезают из фильма.
Картину спасает даже не концовка, а одна-единственная сцена в этой концовке, классическая «смерть молодого бойца на руках у ветерана», блестяще разыгранная Томом Холландом и Робертом Дауни-младшим.
На нее работают все цитаты из военного кино, разбросанные по картине, особенно сцена, где Старк наконец-то «посвящает» Паркера во Мстители, и Холланд смотрит в камеру совершенно оловянным взглядом молодого солдата-фанатика. В сцене гибели Паркера мы вдруг видим, что перед нами никакой не солдат, а перепуганный до смерти (в буквальном смысле слова) 16-летний пацан, на наших глазах с жалобным лепетом отдающий концы и тем самым подчеркивающий неубиваемость сурового ветерана Тони Старка.
Это прекрасное сценарное, режиссерское и актерское решение, которое пробирает больше всех событий, произошедших в этой «вселенной» со времен первых «Мстителей» Джосса Уидона.
Благодаря паре сцен в концовке фильм действительно оставляет тяжелое впечатление — такого гробового молчания в зале, пока по экрану скользят траурные титры, я не слышал даже на «Дюнкерке» Нолана. Но в сцене после титров народ оживился и общее настроение как нельзя лучше подытожила какая-то выходящая из зала девушка:
«Главное, что не убили ЖЧ! И этого, как его… Тора».
Татьяна Шорохова, старший редактор «Кинопоиска»
Кульминация первых десяти лет работы студии Marvel растянется на год и на четыре фильма: две части «Мстителей», «Человек-муравей и Оса» и «Капитан Марвел». «Война Бесконечности» выбешивает критиков, не привыкших к сериализации кино: в фильме нет классической трехактной структуры, кульминации в финале не происходит, зритель остается в ожидании четвертой части франшизы.
При этом модель Marvel с ее объединенной киновселенной производит революцию в сторителлинге, растягивая персонажные арки на несколько фильмов и показывая последствия тех или иных решений героев. «Война Бесконечности» носит приставку «Мстители» только по маркетинговой причине, так-то это история Таноса. И как раз его линия полностью развита и завершена.
«Война», как любой комиксовый кроссовер, объединяет нескольких героев, заставляя их действовать в непростых обстоятельствах. Особенно выделяются Доктор Стрэндж и Тор, но все равно фильм в итоге приводит зрителя к Тони Старку, чья жизнь едва не оборвалась. Скорее всего, кто-то из оригинальных Мстителей покинет киновселенную Marvel — и это будет гораздо печальнее, нежели рассыпающиеся в прах Черная Пантера и Стражи Галактики с контрактами на последующие фильмы. Многоточие в финале — типичный сериальный клиффхэнгер. Это не хорошо и не плохо, это просто новая реальность.
Султан Сулейманов, журналист «Медузы»
«Война Бесконечности» — это снова бессмысленно, но круто.
Впрочем, многочисленные попытки фильма нагнать драмы меня только раздражали: сердечко не екало ни на сцене с Локи, ни во время эпизода с Гаморой. После «Тора» и «Стражей Галактики» я привык, что «Мстители» — это задорное кино с шуточками, а не драма о-боже-он-же-жертвует-своей-дочерью. Даже финальная сцена с вымиранием половины супергероев не очень трогает: видя, что вместе со второстепенными Виженом и Драксом умирает совсем свежий Человек-паук, понимаешь, что в следующем фильме все откатят и всех оживят.
Чтобы вы не думали, что я бессердечная тварь — когда умер Йонду, хотелось плакать.
Но знаю, что могло бы спасти все эти недостатки. Если бы у Marvel хватило яиц выйти и сказать: что ж, это был последний наш фильм о Мстителях. Они проиграли, половина Вселенной (включая супергероев) мертва, Танос доволен. Но этого не произошло и мы просто получили длинное интро к следующей части. Придется смотреть!
Леша Горбаш, редактор The Flow
«Война Бесконечности» — в самом деле самый амбициозный кроссовер в истории MCU. Но «самый амбициозный» не значит «лучший». Во-первых, массовая кроссоверность здесь больше для галочки. Условные Баки Барнс, Воитель и Сокол здесь нужны буквально для двух реплик на каждого и пары гэгов (тот, что с участием Рокета — крутой). И вообще, в кино мы все шли не столько за кроссовером, сколько за Таносом, который должен был раздавать Мстителям налево и направо. И раздавал. И вот это было очень хорошо. Настолько, что хотелось закрывать глаза и пропускать мимо ушей очевидные сюжетные дыры — ну какая разница, когда на экране так круто.
А потом Танос открыл рот — и крутость немного поблекла. А потом случается концовка. И от крутости не остается и следа.
Последние 10 минут фильма обесценивают вообще все. Marvel сделала себе такой бэкдор, чтобы все исправить и сказочно закончить «Мстителей 4», что Гермиона со своим маховиком времени сейчас кажется самым честным и не ломающим логику персонажем в истории кино. Когда ты весь фильм переживаешь за всех героев, за отношения Таноса с Гаморой (вероятно, лучшая линия фильма), а потом вдруг все начинает развеиваться по ветру, то примерно туда же улетают и мои впечатления от фильма. Воскресят их, видимо, уже в следующей части.
Артем Габрелянов, генеральный директор издательства комиксов BUBBLE
Не буду хвалить этот великолепный фильм за отличный визуальный ряд, смешные шутки и потрясающего главного злодея, — все это сделают и без меня. Я лучше скажу о двух занимательных вещах, которые я для себя отметил.
Во-первых, «Война Бесконечности» — это первый на моей памяти фильм, который идеально совмещает блокбастер и артхаус. К примеру, потрясающая по драматургии сцена с Алой Ведьмой и Виженом в Шотландии отлично бы вписалась в типичное французское кино о несчастной паре влюбленных, когда оба героя хотят, но не могут быть вместе в силу определенных обстоятельств. В последний раз соединить коммерческое кино и артхаус пытались в 8 эпизоде «Звездных войн» (сцена с Рей и ее отражениями), но на мой взгляд, его авторам не хватило вкуса. А вот [режиссеры «Мстителей»] братья Руссо идеально совместили два этих противоречивых жанра. Браво!
И второе. Если вы помните, то на заре создания собственных киновселенных в Marvel Studios прочно застолбили за собой образ кинокомпании, снимающей легкие и веселые фильмы, тогда как DC ударились в мрачняк и жесткач. Правда, спустя пару лет битья головой о стену в DC поняли, что такой подход не приносит денег, и начали делать свои фильмы такими же легковесными, как и у Марвел — впрочем, без особых успехов.
Что же делает Кевин Файги в ответ на это? Он выпускает самый DC-шный фильм за все время существования Marvel Studios и обыгрывает противника на его же поле! Посудите сами: «Война Бесконечности» — это мрачный фильм в темных тонах, с кучей смертей, драками между CG-персонажами на огромных зеленых экранах и с библейскими отсылками!
Просто сравните смерть Супермена со смертью Человека-Паука, главных злодеев Степпенвульфа и Таноса, нарисованных в 3D, финальную драку у Ядерного реактора в Польше и битву на Титане — сравнение будет далеко не в пользу DC. Что же до библейских отсылок — то тут братья Руссо просто переплюнули самого Зака Снайдера. Они вплели аллюзии в сюжет так точно и верно, но при этом — совершенно незаметно. Признайтесь, кто из вас считал отсылку к жертвоприношению Исаака в сцене на Вормире? То-то же.
Денис Колесников, голос «Кураж-Бамбей»
Наконец-то! Наконец-то Marvel и братья Руссо сделали то, что должно быть в конце каждого сезона любого достойного сериала — клиффхэнгер.
То чувство, когда ты сидишь в зале не для того, чтобы дождаться сцены после титров, а потому что в голове крутятся мысли «Блин, блин, а дальше что?» или «И теперь реально целый год ждать?!»
Такого с фильмами Marvel у меня не было никогда и в этот раз реально удивили. В итоге: смотреть «Войну Бесконечности» и пересматривать все предыдущие части, чтобы собрать воедино все события и путь Таноса на Землю. Кстати, сценой после титров создатели вполне конкретно намекнули, что «Капитан Марвел» примет активное участие в событиях вселенной, но, блин, «Мстителей» еще год ждать!
Денис Князев, редактор «Канобу»
«Война Бесконечности» — это просто лучшее супергеройское кино прямо сейчас. Без скидок на объективность или субъективность мнения — просто лучшее супергеройское кино. Все остальное зависит от того, как вы сами это супергеройское кино воспринимаете.
Если ждете того, что Железный человек будет под крутейшую музыку летать над врагами и бомбить их из огромных пушек, Тор — с горящими глазами метать топор, а Человек-паук — постоянно шутить и перебивать старших, то, скорее всего, согласитесь со мной. Если будете искать сценарные дыры и думать над тем, какой из Таноса получился злодей — лучший или не лучший у Marvel, — то… даже обсуждать это не хочу.
В первую очередь важно понять, что новые «Мстители» — это финал. Ну да, у каждого фильма есть финал, но «Война Бесконечности» — окончание не отдельно взятой картины, а десятилетней истории.
Да, пока это лишь первая часть финала, но сути это не меняет.
Потому мне странно наблюдать, как кто-то ругает фильм за то, что в нем мало времени уделили каждому из героев. Проснитесь, про каждого из этих героев (или команду героев) за минувшие десять лет сняли по фильму, а то и по два или три. Им уделили ЧАСЫ экранного времени — и все ради «Войны Бесконечности».
В новой ленте нет и не могло быть возможности показать какую-то особую химию между десятками персонажей, их взаимоотношения — потому что это и не нужно. Третьи «Мстители» — это кино про то, как знакомые персонажи без лишних слов палят во все, что движется, а спецэффекты и взрывы практически не исчезают с экрана.
«Война Бесконечности» работает как завершающий акт продолжительной истории. Никто из героев даже не пытается эволюционировать на протяжении фильма, потому что они уже пришли к этому моменту другими — не теми, кем были в первых своих сольниках. Новая картина — это просто пулеметная очередь из самых дорогих сцен в истории супергеройского кино, самых масштабных и самых эффектных. Всего лишь математика: «Мстители 3» лучше прочего, потому что в них вдвое, втрое больше всего, за что вы можете полюбить такого рода кино.
Оттого еще обиднее, когда ближе к концу случается непростительная и совершенно нелепая муть, из-за которой героям не удается одолеть Таноса. Это до физической боли типичная сцена «у нас не получилось победить совсем чуть-чуть, чтобы победить потом» — видимо, уже в следующем кроссовере.
Вспомните глупейшую драку с главным злодеем из фильмов, и вот эта ерунда из «Войны Бесконечности» будет в сто раз хуже. Причем совершил эту муть герой, который за час до этого сотворил прямо противоположное. Речь идет о Питере Квилле, конечно.
Нет, это не то же самое, что старательно составлять список всех сюжетных дыр, которых в этом фильме, понятное дело, масса. Эта сцена настолько выбивается из логического ряда всех поступков, что заметно сбивает восторг — и последние минуты смотришь уже в своем уме, зачем-то обращая внимания на мотивацию героев и задавая какие-то странные вопросы к сценарию. А их задавать не следует — надо наслаждаться тем, ради чего вы вообще пришли посмотреть на летающих богов с молниями в глазах.
Тем не менее, упомянутая чушь не отменяет того, что «Война Бесконечности» — потрясающее своим масштабом и размахом кино. В нем есть все, что нужно, и нет всего остального. Есть герои, которых вы хотели видеть, и они с радостью демонстрируют свои способности, но при этом не утомляют разговорами. Есть очень смешные шутки и есть неудачные — зависит от того, кто их шутит. Есть неожиданные моменты. Есть калейдоскоп эффектов, от которых голова идет кругом.
И самое крутое, что это первый супергеройский фильм, полный фансервиса, понятного не только тем, кто всю свою жизнь читал комиксы. Потому что картина целиком строится на событиях из предыдущих лент киновселенной, а их наверняка смотрело большинство.
В общем, новые «Мстители» — это с любой точки зрения достижение. Браво, Marvel.
А что думаете о фильме вы?
Все, что мы знаем о фильме «Мстители: Война Бесконечности»
Источник