Самые громкие российские фильмы 2017

Самые громкие российские фильмы 2017

Громких российских премьер в этом году было предостаточно. «Притяжение», «Защитники», «Время первых» и «Салют-7», «Гоголь: Начало», «Последний богатырь», «Матильда», теперь вот еще «Легенда о Коловрате» и «Максимальный удар» с Невским, Трехо и Дакаскасом. Такого щедрого на крупные проекты года давно не было.

К сожалению, о подъеме российского кино с колен говорить рано, так как несмотря на высокие бюджеты и возросшее количество блокбастеров, большая часть из них осталась все тем же трэшем, который для многих является синонимом отечественного кинематографа. 2017-й отчасти лишь закрепил этот стереотип.

Хороший артхаус в России был всегда — скромные сильные картины выходили то чаще, то реже, но все знают, что при желании можно раскопать целый ряд интересных авторских проектов, о которых не трезвонит денно и нощно федеральное телевидение (в этом году, например, те же «Рай», «Аритмия», «Теснота»).

Главная проблема нашего кино связана именно с фильмами дорогими, массовыми, развлекательными, способными зацепить максимально большую аудиторию и приучить ее не чураться русских проектов, ходить на них без всяких искусственных ограничений в обязательные 30% сеансов в кинотеатрах. И тут 2017-й умудряется сделать традиционные для России «шаг вперед, два назад».

Дорогие кинопроекты во всем мире стараются делать максимально безопасными — чем больше вложения, тем меньше хочется ими рисковать, тем больше аудитории требуется, чтобы окупить фильм.

Наше кино, очевидно, полагается на два принципа — копирование Голливуда (которое у нас всегда выходит крайне неуклюже) и ностальгия. Правда, если сам Голливуд сейчас массово ностальгирует по восьмидесятым, русское кино отчаянно ищет в истории поводы для гордости или хотя бы яркие моменты, известные и, предположительно, интересные широкой аудитории.

Чем мы гордимся? Космос, балет, самодержавие, богатыри и керамика. Получите два фильма про космос, два про балет («Большой» и «Матильда»), один про царя (снова «Матильда»), два про богатырей («Легенда о Коловрате» и «Последний богатырь»).

В графе «Че там у пиндосов?» имеем первое супергеройское кино (причем сразу тим-ап а-ля «Мстители»), фантастику про пришельцев и классический боевик, причем даже с традиционными американскими актерами боевиков (хоть и двадцатилетней давности).

С одной стороны, подвижки к лучшему видны. «Притяжение» вышло дурацким, но не тошнотворным. От «Защитников» никто и не ждал ничего хорошего, надежда была лишь на то, что это выйдет настолько плохо, что станет жемчужиной трэша — и это даже отчасти получилось. Если сильно прищуриться, это можно записать в плюсы. В конце концов, именно уморительно бредового кино, которое можно смотреть в веселой компании и угорать над каскадом неудачных идей и их ужасной реализацией, у нас выходит не так много — обычно от наших плохих фильмов просто тошнит и исчезает воля к жизни, в компании такое можно включать только в культах, в ночь массового самоубийства отравленным пуншем. Над «Защитниками» хотя бы можно посмеяться, хоть они и вышли скучнее, чем хотелось бы.

Космическое кино получилось неожиданно хорошо — и это главный позитивный момент года.

Два похожих фильма, соревновавшихся за одну и ту же дату релиза, получились разными, но при этом все же родственными. «Время» вышло более богатым, реалистичным и аутентичным, «Салют-7» — более забавным и зрелищным. Но главное, что оба проекта, выросших из довольно номенклатурного «давайте снимем про нашу гордость», оказалось приятно смотреть. Лично для меня, это главная победа 2017, и я надеюсь, что «космический альманах» продолжится в будущем без потерь в качестве.

Главной неожиданностью года для меня однозначна стала «Матильда» — самый дорогой фильм года. Бюджет в 25 миллионов долларов кажется не слишком большим, в Голливуде на такие деньги не снимут и романтическую комедию — его и на гонорары звезд не хватит. Но для наших широт он огромен — бюджеты «Притяжения», «Защитников», «Времени первых», «Салюта-7» и «Легенды о Коловрате» подозрительно идентичны, они все составляют около 6 миллионов долларов и эти пять картин все вместе стоили почти столько же, сколько одна «Матильда». И при этом в ней нет ни батальных сцен, ни компьютерных медведей (есть человек в костюме медведя по иронии), ни огромного количества массовки — это крайне скучная и банальная мелодрама с парой абсолютно безумных побочных линий, где все деньги, похоже, ушли на дорогущие костюмы и интерьеры, которые никак не спасают фильм.

Неожиданным для меня стала не только дороговизна этой посредственной ленты, но и то, насколько пустой и бестолковой она оказалась, сколько интересных вариантов подачи истории проигнорировала.

«Легенда о Коловрате» заметно контрастирует с ней, там тоже взят любопытный кусок нашей истории, выглядит все куда дешевле (потому что все снимали в студии и дорисовывали фон на компьютере), костюмы тоже сделаны богато и фактурно, интерьеры так же проработаны, но при этом здесь все это действительно работает на историю, а не просто болтается на фоне. Через костюмы и окружение ордынцев передается их собирательный образ и поэтому злодеи производят впечатление, персонажей раскрывают через эти элементы, в «Матильде» же все золото и кружева так и остаются на фоне, «выглядят богато», никак не помогая раскрыть героев.

Этот год показал, что мы близки к тому, чтобы получить вменяемое массовое кино, но все еще недостаточно близки. У нас определенно есть хорошие операторы, выдающие интересные ракурсы, и специалисты, вытаскивающие очень приятную палитру при постобработке (в «Коловрате» цветокоррекция мне особенно понравилась). Актеры, которые как минимум смотрятся адекватно в своих ролях, сценаристы, способные на неординарные ходы и создание связной истории, и режиссеры, умеющие не перебарщивать, держать планку. К сожалению, еще ни разу все эти люди не собирались в одном фильме, по большей части каждая картина получает два-три удачных аспекта, но где-то неизбежно оступается.

«Время первых» запоминается как лучший крупный российский фильм года не потому, что это действительно шедевр, а уже по той причине, что он наиболее ровный, связный и сдержанный. Это и правда уже немало.

Но в общем год оставляет смешанные впечатления — хотя мы получили несколько удачных проектов, радоваться движению вперед рано, потому что помимо них были и вполне привычные промахи. Что из этого продолжится, что считать нормой, а что — исключением, пока неясно. Но надежду это точно дает, после всех этих картин я буду относиться к российским картинам 2018 года с меньшей настороженностью (и даже ждать уже зарекомендовавшего себя короткометражкой и трейлером полнометражного «Майора Грома»). Теперь есть причины верить, что можно пойти на крупнобюджетный русский фильм и не пожалеть об этом, приятно проведя время. И это радует.

Рецензии:

Притяжение

Майор Гром (короткометражка)

Защитники

Время первых

Гоголь: Начало

Салют-7

Последний богатырь

Матильда

Легенда о Коловрате

 
Источник

Итоги года 2017, Кино и сериалы

Читайте также