Ричер: дайверсити и ультранасилие

Так ли хорош новый «Ричер» от Amazon? Много ли в нём осталось от первоисточника? Попадает ли каст в десятку, или же мажет изо всех сил? Поговорим поподробнее о новой экранизации книги конца 90-х.

Ричер: дайверсити и ультранасилие

Начнём сначала…

В 2022 году вышел сериал «Ричер». Это начало? Нет. В 2012 и 2016 годах выходили экранизации с Томом Крузом. Начало? Нет. В 1997 году вышла первая из двадцати шести книг Ли Чайлда. И даже это не начало. Всё началось в первой половине ХХ-го века, когда появился, а затем широко распространился жанр «крутого детектива», или же «hardboiled». Внебрачное дитё нуарного романа, побывав в руках Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера плотно вошло в плоть и кровь литературы и искусства движущихся картинок, став как самостоятельным жанром, так и кирпичиком, из которого можно построить автономную историю.

Грань между «детективом», «нуаром», «крутым детективом» и прочими разносолами столь тонка, что фиг вы определите где заканчивается одно и начинается другое. Но, чисто формально, считается, что «крутой детектив» делает упор на экшон и решение проблем силовыми методами. Это правда ни в коей мере не отменяет расследовательно-детективной, или душеизлиятельно-нуарной линии. Эдакий детективный боевик, в котором зачастую будет немножко и оправданно туповатый ГГ, круче которого только яйца; femme fatale; внутренние монологи разной степени душевности; отчаянное лолодинство главного героя, проистекающее из его тупости (и нет, это не минус, а достоинство); безостановочные рассуждения о прогнившем мире и ужасах недостатков социального строя; плащ, раньше была ещё шляпа-федора, но последнее время она пала от жестокой смены модных веяний.

Немного дальше…

Всё вышесказанное во многом относится к роману «Поле смерти» Ли Чайлда, который вышел в 1997 году и ознаменовал собой начало длиннющего цикла состоящего из прохладных историй о Джеке Ричере — бывшем военном полицейском, страннике, а не бродяге, который в попытке найти себя после увольнения из армии влипает в разнообразные похождения и приключения.

«Поле смерти» — дитя своего времени и жанровой принадлежности. Рублёный слог с множеством кратких и скрупулёзно точных описаний, напоминающих военный отчёт. Джек Ричер, который может прикончить любое необходимое количество противников и сделать это чрезвычайно эффективно. Любовный интерес Ричера, с которой он, несомненно, не может остаться из-за несовместимых идеалов, но количество любовных сцен, написанных грубыми мазками, будет более десяти. Злобные дельцы в роли антагонистов. Периодическое нытьё про то, как государство всё просрало и всё потеряно, братцы, всё потеряно… Плащ, да, это важный аспект требующий отдельного упоминания. Блюз, очень много блюза, который будет упоминаться Ричером к месту и не к месту. Прохладные истории. Где вам ещё расскажут про смерть от анального изнасилования? Или, что лоб это идеальное средство для атаки, потому что кость?

Ричер Чайлда — это солдафон, делающий всё практично и эффективно. Человек, проживший всю жизнь в системе и только после выхода из неё осознавшем, в метафорическом смысле, что «как будто всю жизнь у меня слегка болела голова«. Этот Ричер ищет себя и только начинает находить хоть какой-то фундамент для своей личности. И да, к сериальному он имеет такое же отношение, какое «Первая кровь» Моррела имеет к «Рэмбо: Первая кровь» с Сильвестром Сталлоне.

Ирония в том, что Ричер Круза это Ричер Чайлда. Да, в нём 170, а не 195 сантиметров, но уровень эмпатии, эмоциональной восприимчивости и октёрской игры гораздо ближе к канонному персонажу.

И сейчас…

А теперь мы берём всё вышесказанное, заворачиваем в коробочку с подарочным бантиком и красиво откладываем на полочку. Велком ту зэ нью эра. Велком ту 2к22.

Каст.

По идее, стоило бы начать с сюжета, но каст во многом объясняет изменения сюжета, поэтому начнём отсюда.

Джек Ричер.

Главную роль играет Алан Ритчсон. Знаете в чём хохма? Чисто формально он не дотягивает до Ричера по физическим показателям. Не, ситуация лучше чем у Круза, но шутка из первой серии была возможно именно про это:

Finlay: Now, Chief Morrison wants you in custody till we know for sure that all six-foot-four of you was on that bus from Tampa.

Reacher: Six-foot-five. In an investigation, details matter.

Финли: Итак, шеф Моррисон хочет продолжить держать вас под стражей, пока мы не будем уверены, что все ваши шесть футов и четыре дюйма были в том автобусе из Тампы.

Ричер: Шесть футов и пять дюймов. В расследовании, детали важны.

Рост Ритчсона — шесть футов и два дюйма. Рост книжного Ричера — шесть футов и пять дюймов.

Собственно Ритчсона вы можете помнить по роли Аквамена из «Тайн Смолвиля», или Теда из «Блю Маунтин Стэйт» (в русском переводе обозванное «Реальными пацанами»), или Артура из «Кровавой гонки», или Ястреба из «Юных титанов».

В чём главное достоинство именно этого актёра?

О да, главное достоинство Алана Ритчсона в том, что после «Кровавой гонки» он может идеально играть милейшего щеночка, от одного вида которой львиная доля девушек начинает…ну…вы всё понимаете и так. И это понимают создатели сериала, потому что хоть раз в серию, но Ричера надо раздеть, полностью, или частично.

И если вам кажется, что это всё случайности, то пятая серия и сцена, ой, то есть сцены после аварии разрушат все ваши мечты.

Обобщая. Книжный Ричер это бывший солдат, которого ушли из армии, но армия не ушла из него. У него есть, нет, не безэмоциональность, а умение держать себя в руках и делать сугубо то, что должно с его точки зрения. Сериальный — славный пирожочек, который вполне нашел себя и свое место в мире и не испытывает страданий из-за отсутствия армейскости вокруг. Он может адекватно флиртовать, шутить, даже, что более важно, адекватно понимать чужие бытовые эмоции. Ричер Ритчсона не сухой чурбан, а милый, вызывающий сугубо приятные эмоции, немного неадаптированный мальчик, что только добавляет очков очарования.

Роско Конклин.

Роско, она же второй центральный герой, в исполнении Уиллы Фицджералд. Не имею ни малейшего понятия кто это женщина, как актриса, но она прекрасна и её персонаж не имеет никакого отношения к своему книжному прототипу.

Книжная Роско — это ледя в беде, за которой ухлёстывает Ричер и сыночек антагониста, устраивая петушиные бои. Сериальная Роско — дитя современности, обладающая персонажной глубиной и объёмом. Будет ли она рыдать и пугаться, если в её дом вломились неизвестные? Книжная — будет. Сериальная — зла как сто чертей и устроит выговор Ричеру за попытку успокоить и утешить.

А ножки её я вам не покажу. Муахаха. Сами смотрите сериал.

Оскар Финли.

Финли — напарник главного героя ТМ из палаты мер и весов, в исполнении Малкольма Гудвина, которого вы можете помнить…помнить…о! по роли детектива из «iZombie».

Книжный Финли был в большей степени похож на Роджер Мерта из «Смертельного оружия». Сериальный — комедийный сайдкик современности, с драмой внутри и более забавным, чем у самого Ричера экшном. По большому счёту это такая микро-версия персонажей Дуэйна Джонсона, что-то комедийно-милое, но могущее навалять. Из важного, в отличии от книги у него есть не только функции, а и личность, слабенькая, но это уже успех.

Ну и если уж зашёл разговор о Финли, то не стоит забывать, что и в романе Финли был чернокожим, а линия Слепого Блейка и обстоятельств его смерти и вовсе имела логичное завершение в книге, связывая прошлое и будущее. Так что если вам хочется сказать, что разнообразие полов и цветов — достояние современной адаптации, то не надо, Ли Чайлд так тоже могёт.

Фрэнсис Нили.

Здесь начинаются интересности. Нили, которую играет Мария Стен, это оригинальный персонаж.

Небольшое отступление. Мария Стен это датская актриса, писательница и режиссёр с датскими, шведскими и конголезскими корнями. В 2008 году была Мисс Дания. Мир забавное место.

Возвращаясь к Нили. В книге её не было. Вообще и ни в какой форме. Возможно, она появилась в одной из последующих книг. Прелесть её персонажа в том, что это хороший пример того, как сделать основную четвёрку разнополой, разнорассовой и не бесящей. Спойлер, сделать нового персонажа прикольным. Нили — это сильная, независимая женщина, троллящая Ричера на протяжении всего своего времени на экране, которая может делать дело и помогать Ричеру в расследованиях (чему крайне помогает совместная работа в армии в анамнезе). Она милая, не красивая, а именно милая, такое себе локальное воплощение Трисс в этой истории, няшность которой повышается за счёт очаровательной мимики и постоянных подколок.

Сюжет.

Давайте по честному, если дословно экранизировать книгу, написанную в 1997 году — все взвоют. И не от ужасающей нетолерантности. Просто времена и штампы благополучно сменились за двадцать пять лет. И даже если отставить в сторону аспект изменения мира вокруг, сделав так сказать капсулу времени, то проблема переноса текста в движущиеся картинки остаётся.

«Поле смерти» это крутой детектив, где есть ярко выраженный центральный герой. Через его внутренний монолог и периодическое описывание происходящих с ним событий и происходит раскрытие происходящего. Роско и Финли — марионетки, которые обслуживают сюжетные потребности Ричера. Ни в коей мере не пытаюсь принизить их значимость, но они обречены на второстепенность.

«Ричер» 2022 года это современный сериал, который во многом опирается на принципы построения процедуралов. Взаимодействие персонажей — альфа и омега всего происходящего. То, что в книге Ричер говорит внутренним монологом, в сериале частенько переводят в диалоговую форму. То, что в книге мимоходом констатируется, в сериале требует показывания.

Даже чисто технически перенести сюжет книги в современность было бы сложно, и не последнюю роль в этом занимает такая вещь как смартфоны. Некоторая тормознутость в передаче информации нормально смотрелась в 1997 году, а здесь необходимо поменять и масштаб происходящего, и переделать ряд событий с Роско, чтоб сериал не выглядел туповатым.

Случаются ли при этом сюжетные купюры? И да и нет. Сериал стремится на диво точно передать события и дух оригинала. Забавно, что стремление сделать всё максимально точно вынуждает делать изменения. Грубо говоря, первая треть сериала экранизирована чуть ли не дословно; вторая треть — переставляет сцены местами и начинает расставлять немного другие акценты; третья — передаёт дух происходящего трешачка, добавляя при этом своих гейш и го.

Так да, сюжет. Ричер приехал в город, его обвинили в убийстве, он начал помогать расследовать убийство, всё оказалось сложнее чем казалось поначалу, но Ричер крут, Ричер всё разузнал и всех замочил. Ауф.

Абзац выше одновременно является спойлером всего происходящего, не говорит ничего такого, чего вы бы не ожидали, и, следовательно, не рассказывает ничего важного. И книга и сериал солидарны в желании рассказать историю Ричера максимально прохладно, ауфисто и подходяще для пацанских пабликов.

В книгах Ричер регулярно ударяется в прохладные истории о былом: вышеупомянутое анальное изнасилование, рассказы о том, что он чувствовал, когда успокаивал переживающую Роско и так далее и тому подобное. Этот формат невозможно перенести на сериальный костяк. Поэтому надо сделать что? Правильно — флэшбеки о детстве Ричера и его брата —

Ричер и его брат в новом городе решили пойти на пляж, но их поджидали хулиганы, которые уронили Ричера и гоповали на 5$. Ричер встаёт, идёт к забору снимая куртку, смотрит на брата, который делает то же.

Ричер: Зачем ты это делаешь? Это моя драка.

Братюня: Твоя драка это моя драка.

И, несомненное необходимые периодические понты без цели и смысла —

Что ещё из важного осталось? Ультранасилие.

Ну как осталось… Книга стремилась сделать Ричера эффективным. Сериалу пришлось делать Ричера ещё и эффектным. Фактурность Ритчсона явно пошла на пользу, правда иногда сериал скатывается в подвид штампов характерный для визуального, а не текстового искусства. Потому что читать про то, как Ричер сидит в засаде интересно, смотреть — не особо. Читать про то, как Ричер получил ломом по лицу — смешно, а смотреть — … всё ещё смешно, но в хорошем смысле, плюс можно забавно обыграть и переиначить слова из книги (и не один раз).

Особенность именно этого воплощения Ричера в том, что здесь не будет вот прям ультранасилия. В маленьких порциях, с приятных ракурсов, сочно и смачно, без чрезмерной концентрации на ужасах, с кровью, но разбавленное фансервисом? Да. Кровь-кишки-сломанные-кости крупным планом? Неее. Выдавленный глаз и тот будет показан максимально лайтово. Простите, но вступительный синематик «Far Cry 5» с теми же выдавленными глазами был более дискомфортным.

«Пацаны», «Каратель», «Видоизменённый углерод», «Хэппи», «Кровавая гонка» — это вещи, с большим количеством ультранасилия, которые я могу вспомнить сходу. Но (!), у «Ричера» есть несомненное преимущество. Насилия достаточно, чтоб это было интересно мужской части аудитории, но недостаточно, чтоб женская часть аудитории прекратила просмотр. И сие, не в последнюю очередь, заслуга грамотно распределённого фансервиса, комедии и прочих отвлекающих ключиков.

А ещё в сериале есть камео автора книги.

Итог.

Хороший развлекательный сериал. Хорошая развлекательная книга. По разному, но хороши оба два варианта. В случае с сериалом, я, как часть женской аудитории, вообще безоговорочно рада — умеренно-идиотский сюжет, ворох объективизирующего фансервиса в лице собсно Ричера, ворох субъективизирующего фансервиса в виде прекрасных дам, бодрый экшн, красивая картинка, отличная музыка. 10 из 10, о боже мой, 10 из 10. Вот будь у меня разные половые хромосомы было бы чуть печальнее, потому что пункт про фансервис был бы не столь соблазнителен и прекрасен. Но я ж девочка, так что пойду порадуюсь песенке-пасхалке на «Сверхъестественное».

P.S. Я живу под Киевом. Утром было шумно. Мои коты несколько нервничают. Младшая котя бегает с распушенным хвостом. Старшая — ходит за мной хвостиком. Я не особо задумывалась, что фраза «можем повторить» будет иметь именно такой смысл. Я с Западной Украины, и я двуязычная. Здесь мой дом и моя страна. Всё, что я могу сделать — это быть спокойной и оставаться дома. Это не особо напоминает внятный текст, но… этот пост — попытка быть спокойной. Чистого и мирного неба.

 

Источник

Читайте также