Рецензия на серию «Артур и Минипуты»

Как детская сказка превратилась в мета-хоррор.

Рецензия на серию «Артур и Минипуты»

А помните был такой режиссер Люк Бессон? Он снял Леон, Такси, Пятый Элемент. Все эти фильм и так хорошо помнят, поэтому я расскажу про менее известную серию Бессона — «Артур и минипуты».

Итак, режиссёр в репертуаре которого были только боевики и комедии решает снять детский фильм. Конечно, эта идея не пришла внезапно. Всё началось со скетчей Патриса Гарсия — художника, который работает с Бессоном с «Пятого элемента». Если в «Пятом элементе» он был концепт художником и работал над окружением, вселенной и внешним видом персонажей, то в «Артуре и минипутах» он считается арт-директором и создателем вселенной.

Люк Бессон увидел его скетчи минипутов, которые были нарисованы, примерно во время работы над «Пятым Элементом»…

Обзор серии Артур и Минипуты

и сразу захотел узнать о них больше. Настолько захотел узнать больше, что решил написать сценарий фильма. В процессе работы над ним, он понимает, что сценарий можно переработать в книгу, выпустить её и заранее собрать аудиторию, которая потом пойдёт на фильмы по «Артуру». Так он и делает.

Тут возникает вопрос: а зачем режиссеру, который снимал до этого только боевики, комедии и комедийные боевики, вдруг захотелось снять детский фильм?

Как сказал в одном из интервью сам Бессон — этот фильм он снимает для собственных детей. К тому же, сам Бессон в детстве жил в небольшой морском городе, где интересного было не так много. Кажется, что история про Артура — это такая рефлексия Бессона над собственным детством. Ни до, ни после, он не писал художественных книг и не снимал детских фильмов.

Изначально Бессон хотел написать 2 книги и закончить на этом. Но после публикации, они оказались довольно популярными и Бессон стал писать продолжение. Короче говоря, в течении 2002-2005 годов вышли четыре книги. А в 2006 году выходит первый фильм серии.

Обзор серии Артур и Минипуты

Пока что я обозреваю только фильмы. Возможно некоторые мои претензии, особенно лоровые, объясняются в книгах, но их я не перечитывал.

Пока что фильмы:

Артур и Минипуты (2006)

Сюжет

Главный герой — 10-летний Артур, который проводит лето в доме бабушки и дедушки. Его дедушка Арчибальд — путешественник по Африке, поэтому весь дом наполнен артефактами, книгами и дневниками, которые Артур всё время читает. Пару лет назад до событий фильма, дедушка куда-то исчез.

Тут приходит злобный капиталист, который хочет выкупить дом. Так как у бабушки накопилась куча долгов, это сделать не сложно. Он даёт срок в 2 дня. За это время нужно оплатить все счета, а ещё дедушка Артура должен подписать документы.

Немного до этого бабушка рассказывает Артуру истории про минипутов — маленьких человечков из Африки, а также о рубинах, которые Арчибальд получил от одного из африканских племён и спрятал где-то в саду. Артур решает их найти, чтобы оплатить все счета. А для этого ему нужно попасть в мир минипутов. Он находит подсказки, как это сделать — для этого нужен магический телескоп и полная Луна. В итогу, Артур сам превращается в минипута и попадает в их мир.

Там он встречают принцессу Селению и её младшего брата — Барахлюша. Вместе они отправляются побеждать местного злодея — Удралака и искать рубины.

Обзор

Это мой фильм детства, который я смотрел около миллиона раз. Так уж получилось, что в детстве я жил в деревне. Это не очень интересное место. Поэтому мне нравилось представлять, что в огороде под помидорами точно закопан клад, а в том разрушенном доме есть тоннель, который ведет в секретный бункер. Это хоть как-то разбавляло однообразие.

И этот фильм оказался воплощением этих фантазий.

Оказывается, где-то рядом есть поселение с маленькими человечками. Ну это уже что-то. Не так скучно.

Но это все мои детские фантазии. Конечно, я пересмотрел фильм для обзора, и он, ну, хорош.

Все подряд, но работает

Это очень простой приключенческий детский фильм, где странным образом собраны кучи клише. Хотя даже не клише, а идей. Смотрите, если ты взял какую-то идею для своего фильма, то желательно её развивать и не добавлять какие-то другие штуки, которые будут ей противоречить? Наверное, но не в этом фильме.

С начала у нас идет Африка. Ну вы знает, такая таинственная страна со всякими племенами, магией и прочим штуками. Конечно, оставляем в фильме. А ещё у нас тут есть маленькие человечки. Тоже прикольно, тоже оставляем. А действие пусть будет происходить в США. А как минипуты и африканское племя попали в США? В фильме это объяснено тем, что дедушка Артура их привез. Как возможно провести несколько сотен живых существ, и самое главное зачем? Да никак, фильм просто про это забывает. Никто из минипутов не вспоминает о том, что они оказывается несколько лет назад жили на другом континенте.

А ещё в фильме есть сцена, когда главный герой вытаскивает какой-то легендарный меч из камня. Ну знаете, он Артур и есть такая легенда про Артура и-и-и, ну все. Больше этот меч не пригодится. Герои иногда бьют им обычных врагов. Это вполне мог быть любой другой меч. Но почему бы не вставить в фильм крутой артефакт?

Обзор серии Артур и Минипуты

А в конце мы узнаем мотив главного злодей Урдалака. Оказывается, он хотел, чтобы принцесса подарила ему первый поцелуй. Это вылечило бы его от ВИЧ. Оказывается теперь в мире минипутов есть и такое. Ни до, ни после ничего такого не будет, так что, как обычно, это просто интересная идея, про которую авторы тут же забывают.

Из каждого их этих элементов можно создать отдельную историю, каждый этот элемент может быть тем, что сильно влияет на сюжет. Но нет. Люк Бессон просто вставляет их все, а потом просто забывает про них. Портит ли это фильм? Нет.

Этот, назовём это, стиль идеально подходит к детскому фильму.

Это реально будто бы история написанная ребёнком, где сперва он придумывает одну интересную шутку, а потом быстро про неё забывает, потому что она стала скучной. Но это не проблема, он просто придумываешь что-то другое. Ему не нужно думать о «логичности» и «последовательности». У минипутов семь королевств. Что это значит? Мы не узнаем, но звучит по фэнтезийному круто.

Короче говоря, по этому фильму можно сделать ютуб-обзор на несколько часов. Потому что каждые пять минут фильма можно говорить «вот это нелогично, а вот это противоречит этому».

Тут нужно вставить «но». Это хорошо работает, потому что основа фильма — главная сюжетная линия, не противоречивая. Потому что максимально простая. Герою нужно сохранить дом, а чтобы это сделать нужно найти рубины, а чтобы получить рубины, нужно победить главного злодей. Всё. Абсолютно стандартное, но хорошо сделанное путешествие героя. Классика. А все перечисленные выше штуки идут фоном и даже особо не заметны при первых просмотрах.

Пара слов про визуал

Чтобы создать максимально реалистичный мир, создатели сперва сделали искусственный макет. Далее они покрыли его разными природными материалами, а ещё добавили всякие прикольные штуки, например, взяли цветы одуванчиков и установили в них маленькие светильники, которые поставили в деревне минипутов. Подробнее можно узнать в документалке.

Обзор серии Артур и Минипуты

Зачем все это? А затем, что ты реально веришь в мир. Веришь не только в его существование, а ещё в то, что он находится совсем рядом. Это не какой-то параллельный мир, а это то, что существует прямо в траве рядом с твоим домом.

Тоже самое можно сказать про графику. Конечно, может быть у меня синдром утенка, но минипуты не вызывают эффекта зловещей долины. Авторы как-то нашли эту грань между графикой и реализмом, когда минипуты выглядят нормально и вписываются в реальный мир.

Что неудивительно, так как над графикой ко всем 3 фильмам работала компания BUF. Они же делали CGI к таким фильмам: Матрица 2-3, Гарри Поттер и Кубок Огня, Аватар, Бегущий по лезвию 2049.

Итог: Хороший приключенческий фильм. При этом, полностью законченный. Что удивительно. У Бессона 4 книги и, наверняка, в планах было снять продолжение.

После выхода фильма

В США прокат особо не задался. Из фильма вырезали несколько сцен, в основном любовную линии Артура и Селении. Из-за этого, как говорит сам Люк Бессон, фильм не понравился критикам и аудитории.

Обзор серии Артур и Минипуты

Несмотря на то, что в остальных страна фильм приняли чуть лучше, Люк Бессон, как будто, не так сильно горел снимать продолжения.

Казалось бы, у тебя есть готовый сценарий. У тебя есть актеры, декорации, команда. Просто бери и делай продолжение, но сиквел выходит только через 4 года.

Артур и месть Урдалака (2009)

Сюжет

Артур получает сообщение от минипутов о том, что их деревня в опасности. Чтобы попасть к ним, Артур, как и в первом фильме, должен использовать телескоп, которому для магии нужен свет Луны. Но в тот момент, как только он собирается это сделать, Луну закрывают облака. Но есть и другой способ попасть к минипутам — лианы. Короче говоря, несколько членов племени обматывают Артура лианами и сжимают его так, что от него остается только пара капель оранжевой жидкости.

Далее, один из членов племени втыкает трубку в землю, но не рядом с деревней минипутов (тогда бы фильм закончился на 40-й минуте), а в паре метров от неё. Он вливает оранжевую жидкость в трубку, и она превращается в Артура-минипута.

И вот, Артур оказался далеко от деревни и ему нужно туда как-то добраться. И он добирается. В деревне же он узнает, что сообщение об опасности никто из минипутов не писал. Но кто же это был?! Ладно, по названию фильма можно догадаться. А ещё Урдалак взял в плен Селению, а его цель — это попасть в мир людей. И он попадает.

Обзор

Как вы видите в этот раз сюжетная линия не такая наполненная. Это связано с тем, что второй и третий фильмы снимались параллельно. Почему-то Люк Бессон решил «объединить» их. В том смысле, что это одна история распиленная на два фильма. Вторая часть буквально заканчивается рекламой следующего фильма, который выйдет через 8 месяцев.

Окей, то же самое было с недавнем Человеком-Пауком. И допустим, в теории, это может работать.

Как выглядит первый фильм «Артур и минипуты»? Есть основная линия про поиск рубинов и сохранение дома. Потом оказывается, что рубины у минипутов. Теперь нужно попасть к ним. Потому оказывается есть злой властелин, которого хорошо бы победить. А ещё есть линия с поиском деда. А ещё есть любовная линия.

Это я к чему. Есть основная сюжетная арка, в которой меняются цели персонажей и растут ставки. А есть второстепенные линии. Все они закрывается в финале.

Во втором фильме, если вы уж так захотели его распилить, можно было сделать основной сюжет, где цели главного героя будут как-то меняться, чтобы наблюдать за этим было интереснее. И оставить его на третий фильм. А ещё можно добавить второстепенные линии, которые бы закрывались к финалу.

Тут нет ни первого, ни второго.

Артур получает сообщение от минипутов о том, что они в опасности и он отправляется их спасать. Он попадает в минипутское гетто и оттуда в деревню к минипутам. За это время не происходит вообще никаких изменений в цели или новых препятствий. А в конце все просто обрывается. Да, оказывается, это Урдалак послал это сообщение. Теперь он, почему-то хочет захватить мир людей.

Смена тона истории

Ну ладно. Основной сюжет получился не очень интересным, может быть вместо него есть что-то другое? Чем-то же нужно наполнить фильм? Теперь у нас тут стало больше «комедийных» элементов.

Если в первом фильме было буквально пара таких сцен, как в принципе и нужно в приключенческом детском фильме. То во втором фильме все странно. В первой части были родители Артура — персонажи только ради шутки. Они появлялись на 3 минуты во всем фильме. А во втором они на экране минут 40. И они всё также остались персонажами ради шуток. Только 40-минутная шутка немного надоедает.

Тоже самое можно сказать про местное гетто. В первом фильме это была локация на 5 минут, где большая часть времени — это сцена драки. Окей, нормально. Во втором фильме это нужно, конечно же, раскрыть подробнее. Ну типа они реперы. Поняли? Поняли?

Кстати, интересный факт. Этот район создавался на основе Бегущего по лезвию. А спустя 8 лет студия делает спецэффекты к Бегущему по Лезвию 2049. Набили руку, так сказать.

А самая странная штука, которая есть в фильме — это принцесса Селения. Если в первом фильме это был персонаж, готовый в одиночку идти на главного босса, то в втором фильме — это дева в беде. Всё. Большую часть фильма её нет. Во флешбеках нам показывают, как она готовится к появлению Артура и это то ладно. Но что она делает, после того, как Артур не пришёл? Принцесса, которая в первом фильме стремилась решать проблемы, а не сидеть на месте? Она ходит грустная, попадает в плен к Урдалаку, молча стоит пока тот ведет злодейскую речь, а потом томно падает. Всё.

А ещё её стали как-то по другому рисовать. Даже не знаю, это объяснить. Как-будто ей глаза сдвинули и теперь она выглядит хуже, чем в первой части.

Итог: Филллерный фильм, который можно было сократить до 5 минут.

Артур и война двух миров (2010)

Сюжет

Урдалак попал в мир людей теперь хочет его захватить. Чтобы его победить, главным героям нужно вырасти, так как магический телескоп сломан. Как удачно, Артур вспоминает про эликсир, который позволяет легко превратиться из минипута в человека. Эликсир, вот же везение, находится прямо дома у Артура.

По счастливому стечению обстоятельств, у дедушки Артура есть куча других эликсиров, например, для превращения человека в минипута. Главные герои отправляются за ним. Кстати говоря, характер Селении снова вернулся к тому, что было в первой части фильма. Теперь она снова хочет решать проблемы, а не грустно где-то ходить. Просто притворимся, что мы не видели вторую часть.

Обзор

Я думаю вы заметили, что в этом сюжете есть некоторые странности. Даже если не видели сам фильм. Да, идея с эликсиром немного ломает сюжет и возникают некоторые вопросы. Например, зачем вообще нужно использовать телескоп и ждать луну? Почему во второй части Артур не выпил этот эликсир?

Это примерно как, если бы Гэндальф в 3 части «Властелина Колец» вспомнил, что у него, оказывается, есть зелье телепортации туда и обратно.

Но это не самая большая проблема фильма.

«Комедийность» второй части перешла и в третий. Буквально первые две сцены в фильме. Очень странные, плохо нарисованные насекомые, которые сразу портят впечатление находящегося рядом мира, которое было в первой части.

В это время студия BUF также работала над Аватаром. Может быть поэтому над «Артуром» они не слишком напрягались.

Но несмотря на то, что графика в начале фильма кажется странной, в остальном фильме, как и во всей серии, она нормальная. А в конец даже завезли взрывов, вроде бы, не нарисованных.

И вторая сцена — полицейский теряет свой значок и начинает ползать по земле, искать его. Ну прям «Такси». Только не смешно.

Вроде как у нас тут завершение трилогии. Главный злодей набрал максимум силы и непонятно даже, как с ним сражаться. Может стоит чуть-чуть добавить ощущение какого напряжения, как это было даже в первой части? Но нет, теперь это французская комедия.

Разные настроения довольно сложно объединить. Да, у нас тут серьезная битва, но она перебивается «комедийными» сценами про тупых полицейских и тупых родителей. В итоге, ты не проникаешься ни духом приключений, ни шутками.

Помните я хвалил «детскость» первой части? Когда в фильме было много каких-то совершенно непонятно для чего нужных, но крутых штук. Так вот, во второй и третьей части нет вообще ничего такого. Используется всё тоже самое, что было в первой, и ничего нового не привноситься.

Допустим, чем-то новым можно назвать этот эликсир. Совершенно ни откуда появляется такая штука и никто даже не говорит откуда и как. Но нет.

В первой части все эти непонятные прикольные штуки, которые тебе не будут объяснять, никак не влияли на сюжет. Вообще никак. Основная сюжетная линия вполне себе логична, для детского приключения, а эти второстепенные штуки просто идут на фоне не мешая ей.

Тут же это сразу ломает сюжет, как всего третьего фильма, потому что выглядит это так, как будто авторам лень придумать интересный способ победы над главным злодеем. Так еще и появляются вопросы к первым двум фильмам.

Итог

Короче говоря, вот заканчивается трилогия «Артура и Минипутов». Первый фильм — отличное самостоятельное приключение, которое можно смотреть и сегодня. И два продолжения, два довольно средних фильма.

Все книги экранизированы. В 2017 году ещё выходит мультсериал, который не так интересен. Он совершенно детский и Бессон не принимает в нём никакого участия.

Казалось бы, конец истории «Артура и минипутов»? Но тут, спустя 12 лет выходит трейлер.

Проклятие Артура (2022)


Хоррор во вселенной «Артур и Минипуты». Спустя 12 лет после окончания трилогии. В то же время выходил «Винни-Пух: Кровь и мёд» и можно было предположить, что это что-то похожее. Люк Бессон продал кому-то права на «Артура», а тот решил снять по ним какой-то треш. Но нет. Продюсер «Проклятия Артура» — это сам Люк Бессон. То есть это, в какой-то степени, его идея.

И на первый взгляд, это может быть чем-то интересным. Не помню такого, чтобы сам создатель какой-то детской серии превращал её в хоррор. Может за этим будет какая-то интересная тема. Ну не будет же это просто бессмысленный, клишированный слешер? Ну нет же?

Сюжет

Есть группа школьников. Все они являются поклонниками серии «Артур и Минипуты». И вот на день рождения главного героя, его друзья делают ему сюрприз — они нашли тот самый дом, где снимались фильмы «Артур и Минипуты» и все они решаю туда поехать.

По пути они заблуждаются и попадают в какой-то странный город, где все на них подозрительно грозно смотрят. А ещё какой-то сумасшедший реднек угрожает им оружием. Но вот они находят этот дом и разбивают рядом палатки. И тут начинают происходить странности.

Далее начинается типичное слешерное действий, где что-то происходит, кого-то убивают, кто-то умирает из-за тупости и так далее.

В итоге, главных героев ловят большие чернокожие парни и начинают прижиматься к ним. Но тут внезапно нападают солдаты Урдалака. И чернокожие парни начинают сражаться с ними. Тут приходит реднек из начала фильма и начинает отстреливать чернокожих парней. Возможно, этот фильм — это какое-то политическое и социальное высказывание? Короче говоря, герои спасены. Но что это было?

Оказывается это просто сумасшедшие косплееры, которые насмотрятся чего-то и каждый год приезжают сюда (или не сюда?) и начинают убивать друг друга. А в прошлый раз это был Бэтмен против Супермена. А почему косплееры приехали на место съемок Артура и Минипутов?

Со звуком

КОНЕЦ фильма.

Обзор

Давайте предположим, что это не бред сумасшедшего, а фильм в котором просто что-то не получилось. Предположим, что кто-то из авторов реально хотел показать что-то интересное.

Что тут с точки зрения хоррора? Ничего. Это самый типичный слешер с типичным набором персонажей, которые совершают типичный набор действий. Его даже не назвать трешовым. Он просто никакой.

А что тут с точки зрения идеи? То есть, это же 4 часть детской серии фильмов, которая теперь слэшер. Должен же быть какой-то смысл в этом изменении. Какая-то идея. И на самом деле, как будто она тут есть. Сам режиссёр фильма обозначает её так: «главный герой нашёл убежище в защитном пузыре — своей страсти к фильму «Артур и минипуты». Но теперь он должен выбраться из него.»

Итак, у нас тут есть главный герой. Фанат «Артура и Минипутов», настолько, что вся его комната заставлена мерчем по этой серии. Даже свое день рождения он отмечает переодевшись в Артура. Короче говоря, инфантильный паренёк.

Но тут происходит встреча с реальностью, где тебя… э-э-э… в любой момент могут поймать чернокожие мужчины и начать прижиматься сзади?

Тут хорошо бы сделать так, чтобы эта тема «жить в воображении VS жить в реальности» как-то завершилась. Чтобы с героем что-то произошло, какое-то событие, которое показало бы, что жить в выдуманном мире не очень полезно. Чтобы герой что-то понял, что-то осознал и в нем, что-то поменялось.

В фильме не очень то и показывают «защитный пузырь». Ну то есть, главный герой собирает мерч. И это всё. У него есть друзья, он путешествует, даже есть девушка. В чем «защитный пузырь» то? Кажется, я не до конца понял идею режиссера.

Единственное, что указывает на эту идею — это то, что девушка главного героя внезапно говорит ему: «Пора перестать жить в мечтах». Кажется, что это немного в лоб.

История производства

Но давайте перейдём к самому интересному. К истории производства фильма. Почти всё я беру из этой единственной в интернете статьи. Что странно. Казалось бы, тут можно накопать много интересного, но нет. Видимо всем настолько без разницы на этот фильм.

Короче говоря, 2017 год. Один из студентов французской киношколы снимает хоррор короткометражку на 7 минут. Сюжет такой: девушка от кого-то бежит и прячется в подвале. Тут ей кто-то звонит, она куда-то едет и попадает в тот самый дом, из «Артура и Минипутов». И её ловят. Конец.

Главную роль в этой короткометражке сыграла Шена Бессон — дочь Люка Бессона.

Что-то это может напоминать.

На самом деле сложно обвинять Бессона в воровстве, потому что максимум что он увидел, это концепт — «а что, если снять хоррор в мире Минипутов, где главную роль будет играть моя дочь?»

Кстати, в «Проклятие Артура» роль девушки главного героя играет Талия Бессон. Думаю, чья она дочь, вы догадаетесь. Ну и в фильме есть пара шуток про её сиськи.

Итак, идея есть, осталось найти съемочную команду.

Бессон идёт в школу École de la Cité, где и набирает студентов на почти все позиции. Эта школа создана в 2012 году самим Бессоном. В ней есть 2 факультета: сценарный и режиссерский. Но режиссер — это один из знакомых Бессона, который снимал пару серий его сериала, а сценарий он написал сам. Что же делали студенты?

Например, некоторые занимали должности помощников режиссера, а другие занимались составлением контрактов, не имея знаний о том, как это делать. Из-за малого бюджета они же играли роли статистов, даже в не очень безопасных сценах — там, где точно нужен был каскадер.

После этого группа «Paroles de scénaristes», которая пишет о несправедливости в отрасли, опубликовала анонимное письмо:

Обзор серии Артур и Минипуты

А потом выходит фильм и-и-и… всё. Абсолютно не заметно. То малое количество людей, которые посмотрели его, просто сказали, что это какая-то дичь и тут же забыли. Не было никаких скандалов или судов. Уже и никто не помнит, что Бессон снял это. Может быть спустя 20 лет кто-то подаст на Бессона в суд, за то, что он где-то не там трогал, но это уже совсем другая история.

 

Источник

Читайте также