Рецензия на роман Терри Майлза «Игра в Кроликов»

Захватывающий авторский дебют

Рецензия на роман Терри Майлза «Игра в Кроликов»

Книга основана на псевдодокументальном подкасте автора про поиски пропавшей девушки, чье исчезновение оказывается связано с игрой с дополненной реальностью «Кролики». Вообще Терри Майлза нельзя назвать профильным писателем: до выхода книги он работал над созданием фильмов и подкастов и даже получал за это награды.

Возможно, такой бэкграунд и стал одним из факторов успеха, хотя бы лично для меня. Автор не пытается показать свое виртуозное владение языком или поразить читателя глубиной своей мысли, но подает хорошо приготовленную постмодернистскую историю с интересными персонажами и не слишком заезженным культурным контекстом.

Задумка

В центре сюжета загадочная вымышленная (а может и нет?) игра «Кролики», правила которой никому полностью неизвестны. Тем не менее, победители у нее имеются, а успеха добиваются в основном личности специфического склада ума, любящие пересчитать количество спичек в коробке. Иными словами, для победы требуется находить закономерности в обыденных вещах и замечать то, на что никто больше не обратит внимания.

Зачем же участвовать в игре? По слухам, в качестве приза можно воплотить какое-то свое заветное желание, а помимо этого разбогатеть и обрести определенную известность. Каждый победитель своего рода звезда в фандоме поклонников игры, однако, в силу ее особенностей, об их личной жизни известно немного.

Сюжет начинается с того, что главного героя романа неожиданно посещает победитель одной из прошлых «итераций» игры и просит помочь, так как с ней, по его мнению, происходит что-то странное. Сам же герой по стечению обстоятельств является давним фанатом игры, и последующее бесследное исчезновение нового знакомого выводит его на путь познания роли «Кроликов» в собственной судьбе и жизни общества в целом.

Анализ особенностей

В целом, сюжет произведения развивается линейно и последовательно, хотя при этом для его раскрытия и используется довольно большое количество флешбков. Тем не менее, зачастую они приходятся действительно к месту, помогая расширить повествование и выступая одним из средств передачи ощущения субъективности восприятия времени и пространства, что в контексте произведения имеет немалое значение.

Вообще мне понравился и авторский стиль: он достаточно легко и живо воспринимается, не создает ощущения клишейности и при этом не переходит в совсем уж примитив. Да, какой-то высокой стилистической литературы здесь ждать не стоит, но кому в таком жанре это нужно?

Что очень важно — это позволило создать запоминающихся персонажей, за которыми любопытно следить. Как они описываются, действуют, как передается их характер и особенности.

С возрастом приступы становились чаще и сильнее, так что мне пришлось научиться с ними бороться. Обычно я повторяю уже известные закономерности, и чаще всего они связаны с теннисом.

Я обожаю теннис. С поразительной точностью помню целые турниры – не только теннисные, конечно, бейсбольные тоже, да и диалоги хорроров запоминаю не хуже, – но теннис для самопальной терапии подходит лучше всего. У меня даже есть любимый матч: четвертьфинал Открытого чемпионата США 2001 года, встреча Пита Сампраса и Андре Агасси. Я отстукиваю их подачи на ногах: Сампраса – на левой, Агасси – на правой.

Здесь сразу чувствуется, чем этот персонаж отличается от многих других. Даже у многих именитых писателей это далеко не всегда получается.

Отдельно можно отметить и следующую необычную черту романа: у главного героя нет имени.

Если кому интересно, зовут меня К. Точка. Просто К. Одной буквой.

Скажу сразу: да, К – это сокращение. И нет, уточнять я не собираюсь. Разочарованы? Ничего страшного, уж как-нибудь переживете.

Почему так? Стандартные объяснения здесь как будто не работают, так как при этом биография и различные события в прошлом главного героя переданы достаточно подробно, нельзя сказать, что здесь что-то обезличивается.

Мне кажется, это просто один из способов подкрепить конспирационный мотив произведения. Загадочная игра, даркнет, многие скрываются под псевдонимами. Даже среди знакомых К есть человек по прозвищу Фокусник, а один из победителей «Кроликов» с ником Хейзел в конце некоторых глав оставляет свои касающиеся игры послания.

Отсылки и смысловая часть

Довольно сложно однозначно определить литературные референсы «Игры в Кроликов» — это по-настоящему постмодернистская фантастика. Пожалуй, чаще всего в голову приходило что-то в стиле Дэна Брауна из-за окружающих героев загадок и «Задача трёх тел» Лю Цысиня в плане наличия некой игры-симуляции и искажений реальности.

Однако на деле здесь гораздо более сложное сочетание. К примеру, в романе явно присутствует мотив литературы ужасов. Как будто что-то лавкрафтовское пропустили через фильтр Филипа Дика и киберпанка, создавая тревожное чувство от распада привычной реальности, наличия чего-то такого, что не способен понять человеческий мозг.

И тогда в комнату врываются серые тени. Они сочатся из черных трещин другого мира, переполняют меня, и что-то шевелится в животе – крохотные извивающиеся щупальца, ползущие вверх и переполняющие меня изнутри. Сознание меркнет.

Загадки в работе Терри Майлза в основном подаются в рациональном ключе. Кажущееся мистическим и необычным здесь в первую очередь связано не с какими-то потусторонними силами, а ограниченностью восприятия человека. При этом восприятие понимается и в физическом плане, как неспособность органами чувств различать определенные вещи, и в плане обработки и хранения информации в памяти. Для подчеркивания последнего в книге, например, отсылают к «эффекту Манделы» и феномену Баадера-Майнхоф.

Люк, я твой отец

Несуществующая цитата из массового сознания

Что касается «Кроликов» и игр в целом — тут подкупает то, как автор описывает ощущения и реалии этой сферы. В отличие от того же Лю Цысиня тут сразу создается понимание: автор «шарит». За счет этого чуть проще проникнуться основными мотивами сюжета и сопереживать увлеченности героев.

В школе мы были хардкорными геймерами. Играли во все, начиная с «Легенды о Зельде» и «Файнал Фэнтези» и заканчивая «Риском», шахматами и го. Но больше всего нам нравились ролевые игры. А самыми любимыми из них были Dungeons & Dragons и Traveller.

Также присутствует в произведении и множество других отсылок к культуре и ее деятелям. Чаще всего упоминаются фильмы и музыка, но и иные сферы так или иначе затрагиваются. Это позволяет создать ощущение сопричастности к описываемому миру, а также уже под другим углом воспринять взаимосвязанность различных аспектов нашей жизни.

Типа, только в процессе игры становится понятно, как именно в нее играть. Еще сравниваешь «Кроликов» с «Радугой тяготения», структуру которой можно понять только по мере прочтения.

В целом, несмотря на легкий и развлекательный характер книги, тут можно найти поводы для вполне серьезных размышлений. Да, теории заговора это зачастую совсем уж крайность, но и слепо верить в абсолютные возможности человеческого организма довольно наивно. Очень важно уметь найти гармонию в своем восприятии реальности, актуальность чего растет на фоне еще более широкого распространения разного рода симулякров и идеи метавселенных.

Для некоторых «Игра в Кроликов» может стать способом вспомнить, что литература это не только строго что-то тяжеловесное и культурно обогащающее, а еще и способ просто интересно провести время. Книгу можно порекомендовать всем любителям сюжетов с загадками, в которых раз за разом цепляют новыми вопросами без ответов. Кроме того, чуть проще произведению будет находить отклик у «задротов» благодаря огромному количеству отсылок к индустрии игр, кино и культуре в целом.

Учитывая, что это дебютная писательская работа, было бы интересно увидеть в будущем и другие работы автора. И, может быть, даже экранизацию «Игры в кроликов», принимая во внимание, что Терри Майлз в прошлом сам принимал участие в создании фильмов.

#книги

 

Источник

игра, Кроликов, Майлза, на, рецензия, роман, Терри

Читайте также