Все-таки фильмам нужен хайп — это первая мысль ,которая меня посетила, когда я вошёл в кинозал. Ведь чем Скорсезе хуже Нолана. Это великий мастер, который редко даёт сбои, но при этом я два дня не мог попасть на «Оппенгеймер» и в конце концов сидел в забитом зале «на галерке», а на премьере
«Убийцы цветочной луны» в зале было лишь 6 человек. Такова жизнь — даже имя мастера не даёт фильму такого буста, как мемные коллаборации с Барби. Ну это лирика, а теперь о фильме.
Фильм основан на книге Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь.» Название решили кастрировать, а зря. Получился бы вполне себе пересказ фильма, для тех, кому лень смотреть кино.
История начинается с того, что в Оклахому приезжает некий Эрнест Беркхарт(Леонардо ДиКаприо) , отслуживший поваром в Первой мировой войне. Приезжает он не просто так, а по приглашению своего дяди(Роберт Де Ниро), который с первой же встречи предлагает называть его «Король», ведь именно так называют его в округе. Король богат, владеет землёй, скотом и всеми, кого можно купить в городе. И хоть он и слывет другом индейцев, говорит на их языке и даже знает их обычаи — это не мешает ему их истреблять, чтобы увеличить свое состояние. Вот и на племянника у него есть план — посватать его к Молли Кайл (Лили Гладстоун), молодой женщине из богатой индейской семьи и заполучить ее богатство. Откуда же у индейцев могут быть деньги? Все дело в том, что на их землях обнаружили месторождения нефти и Осейджи( название племени) стали сказочно богаты. Именно отъёму денег и земли у краснокожих, путем их умертвления(Преступление), и расследованию бравых фэбээровцев, с целью всех защитить(Наказание), и посвящен этот фильм. Или нет?
Для начала пройдем по техническим моментам, хотя есть разве те, кто смотрел хоть раз «Отступников», «Таксиста» или «Хороших парней, и до сих пор сомневается, что Скорсезе снимает великолепно. А ещё и старается использовать все современные технологии( иногда выходит не очень, как обмоложение всего и вся в «Ирландце»). В этом фильме с технической точки зрения все прекрасно. Маэстро, а как же иначе!
В этот раз он удивил меня звуком, в некоторые моменты это было так реалистично, что я мог почувствовать даже запахи происходящего на экране. Картинка тоже впечатляет. Не зря бюджет фильма 200 миллионов и ни одного вопроса, на что они были потрачены.
Актерские работы под стать. Изначально Леонардо ДиКаприо должен был исполнять роль агента ФБР, но он настоял на главной роли, а ее в свою очередь, Скорсезе хотел доверить Джесси Племонсу, но пришлось уступить. И как же я этому рад. Главный герой безхребетный, трусливый и податливый человек, который идёт на ужасные вещи даже не осознавая, что им управляют. Это описание почти любого персонажа Джесси Племонса. И было интересно видеть его в совсем другом амплуа. Кстати, пожалуй, к Леонардо ДиКаприо в этом фильме у меня больше всего вопросов. Сыграл он замечательно, но местами казалось, что он переигрывает. Созданный им образ все равно вызывал коктейль из брезгливости, мерзости и жалости одновременно. Именно таким и должен был быть его персонаж. Роберт Де Ниро показал мастер класс. Он сыграл персонажей такого плана уже огромное колличество, но с возрастом и под умелым и чутким руководством хорошего режиссера, он как вино с годами становится только лучше.
А вот настоящей звездой этого фильма я бы назвал Лили Гладстоун. Когда в следующем году ее наградят Оскаром за лучшую женскую роль( а я уверен так и будет) не спешите кричать, что это политика или «повесточка» и наградили ее за то, что она представитель национального меньшинства. Она восхитительна. Представьте себе Мона Лиза — индианка. Она очень часто статична , но при этом ты постоянно пытаешься угадать, какие эмоции она испытывает. Словами это сложно описать. Вы должны это увидеть!
О чем же все таки этот фильм и почему, как мне кажется , его очень важно посмотреть именно сейчас. Тема геноцида индейцев до сих пор табу в США. Нужно ещё немного времени, чтобы можно было клеймить себя на чем свет стоит и просить прощение при каждом удобном случае( как сейчас это происходит по отношению к афроамериканцам). А почему не сейчас — спросите вы? Сейчас они ещё в праве оспорить «договора» на землю, которую у них обменяли на бусы и стекляшки. Если такие судебные процессы начнут греметь по всей территории США, то придется снять маску раскаявшихся и доделать начатое или же просто оказаться гостями в своей стране. Этого никто из «Королей» пока не хочет, вот и делают вид, что ничего такого не было. А те, кто пытаются «копать» в этом направлении очень быстро замолкают, а иногда даже навсегда и при очень странных обстоятельствах.
Но Скорсезе не был бы Скорсезе, если бы кино было однобоким. «Без Достоевского никуда!» В этот раз перед нами главный созидатель того кошмара, в котором мы живём сегодня. И это не меркантильный «южанин» — такой «правый» внутри, но демократичный снаружи, готовый идти по головам ради своей цели. Нет же, в этот раз враг куда опаснее и многочисленнее. Это обычный обыватель. Он пассивный, он легко переобувается, он глуп и не образован, не отягощен моралью, жаден и труслив. Он сделает все, чтобы просто жить в сытости. Ему можно вешать на уши любую лапшу и давать в руки любые транспаранты. Он легко пойдет на войну ,убьет, предаст, будет лжесвидетельствовать — этого он не боится. А вот иметь свое мнение, выбирать свой путь в жизни — это его главный страх. Именно такие как он помогают злу почивать на лаврах. И такие, как он есть в окружении каждого из нас, а может быть мы и есть такие.
Хорошее кино заставляет думать. Я увидел этот фильм так, вы его увидите иначе. Но всем, кто любит умное кино, не боится хронометража в три с лишним часа и не избегает зеркал в искусстве, я настоятельно советую его посмотреть.
Меня часто просят в комментариях выставить оценку в баллах. Я не особо разделяю такую практику, но понимаю, что это помогает сориентироваться, когда нет времени и желания читать обзор. Пусть будет так:
8,5 из 10
Вердикт: смотреть обязательно!
Всем добра!