6 августа в наших кинотеатрах прошла премьера фильма «Темные отражения» — очередной подростковой антиутопии, в этот раз снятой по одноименному роману американской писательницы Александры Бракен. В качестве режиссера ленты выступила Дженнифер Ю, известная по работе над двумя частями мультфильма «Кунг-фу Панда». В этот же раз она решила взяться за свой первый полнометражный sci-fi-экшен. Мы тоже не поняли зачем.
Долгое время young adult антиутопия держала планку одного из самых востребованных жанров среди подростков. Тинейджерам нравится противостоять тирании и плохим взрослым — режим они с фанатизмом разрывают в клочья, когда на помыкающих ими старших отыгрываются за все свалившиеся невзгоды. Пресловутый юношеский максимализм дает о себе знать: домашние потасовки с родителями чаще всего неизбежны, вот и хочется строить из себя лидера сопротивления с болтающимся значком сойки-пересмешницы на рюкзаке.
Уже можно смело заявлять, что «Голодные игры», «Дивергент», «Бегущий в лабиринте» — это культовые франшизы, ставшие классикой своего жанра (а «Игры» так вообще всего современного кинематографа). И хотя сейчас coming-of-age-драмы со смазливыми ромкомами снова стали модными (спасибо, Netflix), Китнисс Эвердин еще долго будет оставаться поп-культурной версией Че Гевары — своего рода иконой молодежи XXI века.
И все же в последнее время подростковые антиутопии потихоньку начали выдыхаться — бестселлеры кончились, а оригинальных концептов в таких узких жанровых рамках особо не придумаешь.
Впрочем, выход нашелся — нужно было всего лишь совместить уже готовые идеи из других лент в единое целое. И в итоге получить один из худших фильмов в истории жанра.
«Темные отражения» начинаются с предыстории: короткого флешбека в детство главной героини Руби (Амандла Стенберг, девочка Рута из первых «Голодных игр»), которая еще ребенком 6 лет назад случайно стерла память своим родителям. Она, конечно же, избранная — более 90% американских детей умерло от некого вируса, когда оставшиеся получили сверхъестественные способности. Военным это не понравилось и они создали специальные лагеря, в которых распределили выживших на дистрикты цвета под стать их умениям. Зеленые — местные гении, Синие швыряют предметы силой мысли, Желтые умеют бить током. Самые опасные — Красные (их возможности показывают лишь в финале «вау-эффекта» ради) и, в особенности, Оранжевые — редчайший вид, способные воздействовать на мозг человека прямо как цветастый друг Джессики Джонс.
Нетрудно догадаться, что наша главная героиня оказалась избранной в квадрате, а также «единственной надеждой на спасение». И вместе с тремя другими беглецами она отправляется на поиски Эдема секретного прибежища «сопротивления».
Главная проблема «Темных отражений» — фильм практически невозможно воспринимать как нечто цельное. Он не просто снят рвано ради какого-либо драйва, но буквально скачет от сцены к сцене, не давая продохнуть ни зрителям, ни героям ленты. Режиссеру будто поставили задачу уделять каждому фрагменту не более 3-5 минут — можно меньше, но не дай бог секунду больше. Пятиминутная завязка, двухминутный побег из лагеря, трехминутное братание с другими беглецами, и только любовной (ну, а какой же еще) арке уделяется чуть больше времени.
Здесь нет утрирования — сцены действительно проносятся настолько быстро, что ни о какой симпатии к персонажам или хоть чему-то происходящему не идет и речи. Потому что во время просмотра в принципе не понимаешь что происходит.
Нам будто показывают нарезку записей с кастинга — актеры зачитывают случайные реплики и наигрывают эмоции, о которых сами забывают уже через несколько секунд. Бэкграунд? Мотивация? Эмоциональные моменты, диалоги или воспоминания? А может, просто скажем что главная героиня скучает по родителям (которые появляются в кадре два раза, а их имен даже не называют) и поэтому ей очень грустно? Драматизм!
Но режиссерские проколы — далеко не единственная проблема фильма. Совсем недавно мы ругали нетфликсный сериал «Невинные» за отсутствие оригинальности и явную копирку отличительных черт других шоу сервиса. Казалось, более шаблонного и безыдейного проекта не найти — но тут выходят «Темные отражения». Достаточно взглянуть на один только трейлер — здесь и «Голодные игры», и «Дивергент», и «5 волна» с намеком на драму «Сумерек» и, возможно, даже «Логана» (большая часть фильма уделяется роуд-муви, где главные герои бегают по лесу и играют в прятки с наемниками).
«Темные отражения» походят на фан-проект — причем не обычных поклонников жанра, а ярых фанатиков, которые отчаянно попытались уместить каждый элемент своих любимых антиутопий в один двухчасовой фильм. Представьте Китнисс («Голодные игры») с врожденными способностями («Дивергент»), которая вырвалась из своего дистрикта в постапокалиптический мир («5 волна»), чтобы найти и свергнуть злого ученого («Бегущий в лабиринте»), похищающего детей для создания собственной армии мутантов («Логан»).
Именно такой дикий фанфик выдают «Темные отражения» — абсурдный, кривой и до невозможности вторичный. Пожалуй, пока что главный номинант на худший фильм 2018 года.
Источник