Раньше американские киноделы любили вставлять во все подряд «клюкву», то есть стереотипные представления о русских. Некоторое время это даже забавляло, но постепенно начало приедаться, потому подобный прием в кино стал встречаться все реже и реже. В «Красном воробье» русские играют важную роль, но создатели постарались подойти к их образу более тонко. Но не получилось. Как, впрочем, и многое другое в этом фильме.
Кино основано на одноименном романе бывшего оперативника ЦРУ Джейсона Мэттьюса, вышедшем в 2013 году, который в подробностях описал работу настоящих агентов под прикрытием. Книгу уверенно хвалили за проработанных персонажей, чьи мотивы почти невозможно было раскусить. Казалось бы, отличная первооснова для шпионского триллера — осталось только превратить ее в сценарий и хорошо снять. Вот только у режиссера Френсиса Лоуренса и сценариста Джастина Хэйса в итоге вышло нечто совершенно невнятное.
Это история балерины Доминики Егоровой (Дженнифер Лоуренс), которая в результате несчастного случая сломала ногу и оказалась больше не способна выступать на сцене. Проблема в том, что квартиру и деньги на лечение ее больной матери выделял театр. Дядя девушки Иван Егоров, работающий на российские спецслужбы, предложил девушке помощь. Но первое же задание пошло не совсем так, как предполагалось, потому Доминике предложили выбор: умереть или стать одной из Красных Воробьев, особых агентов, специализирующихся на соблазнении и получении информации. И ее целью стал агент ЦРУ Натаниэль Нэш (Джоэл Эдгертон).
С первых же минут фильм погружает в удивительною атмосферу России, какой ее видят страны Запада. Помпезность ресторанов и театров тут совмещается с обветшалостью и серостью «хрущовок». Сильные мира сего, близкие к правительству, носят в карманах пару тысяч рублей, в парке имени Горького под покровом ночи совершаются интернациональные преступления, а героиня Дженнифер Лоуренс перед выступлением перекрещивается и говорит на ломанном русском «к черту».
Шел 2018 год, но американцы так и не научились достоверно изображать российские реалии.
Хотя стоит признать, что в плане визуальной составляющей к ним не придраться. Контраст роскошных интерьеров и знакомых всем видов девятиэтажек вызывает странный отклик внутри. Более того, проезды и ракурсы камеры выдают максимально стильную картинку, которая словно подчеркивает величие истории государства и его социальное расслоение.
Конечно же, есть тут и пейзажи заснеженной тайги, потому что как люди поймут, что это Россия, если не показать заснеженную тайгу?
Само собой, дело не ограничивается одной лишь Московй. Политические интриги занесут Доминику еще и в Будапешт с Лондоном, а глазами Нэша мы увидим кусочек США. Проблема в том, что они получились однотипными и безликими, индивидуальности им придают разве что надписи на разных язык (в случае Англии и Америки — линия движения автомобилей). Большинство сцен проходит в закрытых помещениях, в которых нет ничего интересного, потому одинаковые декорации под конец ощутимо утомляют.
Но у нас тут все-таки шпионский триллер, не стоит забывать. Обычно, когда речь идет об этом жанре, в голове сами собой возникают яркие образы стран по всему миру, дорогие автомобили, роковые девушки и отважные парни, а также какой-нибудь обаятельный злодей. С «Красным воробьем» все не так. Подход к шпионскому делу выбран максимально реалистичный. Агенты здесь почти всегда лгут, работают сразу на все стороны, но преследуют исключительно свои цели. Даже простая подмена дисков с важной информацией может обернуться большими проблемами, ни о каких погонях или перестрелках речи не идет.
Честно говоря, подобный формат лучше подходит для литературы. С одной стороны, фильму не хватает продолжительности, чтобы раскрыть все в подробностях, из-за чего местами сюжет словно несется впопыхах. С другой, наблюдать за бесконечными диалогами об одном и том же надоедает уже к середине хронометража.
И в то время, как в романе в конце каждой главы автор умудрился описать все необходимые события, раскрыть героев и даже поместить рецепт какого-нибудь блюда, триллер не может хотя бы доступно передать, а в чем, собственно, основной сюжетный конфликт.
В определенный момент ловишь себя на мысли, что уже не способен понять, что же творится на экране. Да, ЦРУ и КГБ воюют друг с другом, «Холодная волна так и не закончилась», со стороны России ведутся активные поиски предателя — только что с того? Мы так и не видим последствий принятых персонажами решений, любые запреты и ограничения с легкостью обходятся, а главная героиня так вообще мечется от одной идеи к другой каждые минут десять, будто неспособная определиться со своими желаниями. Об этом, кстати, ей прямым текстом говорит Натаниэль.
Из противоборствующих сторон так и не сделали равнозначных участников конфликта со своими идеалами и мировоззрением.
ЦРУ получилось агентством «благородных воинов», которое не бросает своих, готово завербовать врагов и в целом не делает ничего плохого (а даже когда хочет, то обстоятельства этому мешают). А вот в КГБ (которое по логике фильма прекрасно функционирует и в наши дни) работают исключительно дьяволы во плоти, не ценящие человеческие жизни и способные пойти на что угодно, лишь бы в правительстве было все спокойно.
В таком отношении к отечественным спецслужбам проявляется худший вид «клюквы», которая сочится из каждой сцены «Красного воробья». Да, здесь нет матрешек, балалаек и дешевой водки, а шапок-ушанок всего парочка за весь фильма.
Но одна из его основных идей вертится вокруг того, насколько жизнь человека в России ничего не значит. Пока ты представляешь интерес для государства, тебе дадут делать свое дело, иначе — смерть.
Российские власти показаны настолько бессердечными и холодными, что у них даже есть особая школа для агентов, чья задача — соблазнять владеющих нужной информацией людей.
Пресловутых Красных Воробьев обучают максимально бескомпромиссными методами: заставляют смотреть все виды экстремального BDSM-порно, делать минет незнакомцам-педофилам и раздеваться прямо на глазах у всех остальных.
Концепция как минимум любопытная, уже благодаря ей можно было бы сделать интересный фильм, ставящий все на необычные методы «шпионажа». Но после отличного эпизода с обучением Доминики об этом быстро забывают. Героиня Лоуренс с мужчинами ведет себя так, как стандартная девушка в дорогом баре, ищущая очередную цель для соблазнения и оплаты счетов. В книге же использовалась сложная техника синестезии, позволяющая увидеть «цвета» эмоций людей и при помощи них выбрать правильный подход.
Быть может, раз «Красный воробей» проваливается как шпионский триллер, из него хотя бы получилась отличная история становления героини, которая попала в зависимость от могущественных людей, но собирается вырваться и стать свободной? Зачатки для такого развития и правда есть. Доминика из изящной балерины превращается в сурового и расчетливого агента, которая видит всех насквозь.
Но это превращение одноразовое, служащее катализатором для начала всего сюжета. Никакого внутреннего конфликта в дальнейшем у героини не наблюдается, она просто выполняет свою работу и играет с мужчинами, как с личными домашними животными.
Мотивация в качестве больной матери, за которой нужен постоянный уход, быстро уходит на второй план, а потом и вовсе забывается.
В конечном счете, ты лишь наблюдаешь за Дженнифер Лоуренс, которая активно меняет прически и раздевается, но вот эмоции проявляет от силы раза три за все кино, которое длится два с лишним часа. Судя по отзывам зрителей, ее актерская игра не сумела задеть сердца людей, а внешностью можно подкупить далеко не всех. Персонаж Доминики Егоровой — пустышка, призванная двигать историю вперед, но делающая это самыми топорными из всех возможных способов.
Кстати, советская девушка, которая обучается в секретной школе для особого отряда, ничего вам не напоминает? В комиксах Marvel существует академия Red Room, в которой обучалась Черная Вдова. А по типажу Доминика очень сильно напоминает Елену Белову, которая заняла место Наташи Романовой. Это так, к слову об оригинальности.
Для триллера критически важно, чтобы на протяжении всего просмотра сохранялась интрига, а в финале зрители ахнули от неожиданности происходящего.
Как с этим справляется «Красный воробей»? Он даже не пытается удивить. Личность «крота» можно прекрасно определить самому, а персонажам даже не нужно его искать — он сам в итоге признается во всем Доминике. Вот вам и интрига.
Основная часть истории посвящена попыткам героини осуществить некий план, о котором можно догадаться по первому же ее поступку, вырывающемуся из контекста истории. И когда в конце специально показывают общий замысел Доминики, ничего, кроме зевоты, это не вызывает. Ведь все и так было ясно уже больше часа назад.
Чтобы хоть как-то оправдать жанр триллера, создатели фильма вставили в него достаточное количество жестоких сцен. Очень жестоких. В «Красном воробье» почти нет экшена, но вот моменты с пытками и драками запомнятся надолго. Начинается все с жестокого избиения голой парочки любовников прямо в душе, кстати, отлично задает настроение на все кино. Затем мы видим и пытки с каплями, и удушение целлофановым пакетом, и прямолинейные, но эффективные удары дубинкой. Кульминацией становится сцена с машинкой для снятия кожи, которую показывают лишь мельком, но она все-таки заставляет сильнее вжаться в кресло.
И в каком-то смысле сожалеешь, что «Красный воробей» не гуро и не боди-хоррор, потому что из его сцен насилия могло бы выйти нечто путное.
Про других персонажей, помимо Доминики, сказать особо нечего. Хоть как-то пытается выделиться Натаниэль, внутри которого борется долг и любовь к Егоровой. Остальной же ворох агентов служит только фоном для центральной истории. Большинство из них бесславно умрет, вторая половина — так же бесславно исчезнет за кадром и больше появляться не будет.
А когда начинаешь вдумываться в логику поведения героев, то остатки сценарного здравого смысла умирают окончательно. Ведь именно из-за некомпетентности «тренированных» агентов правительственных спецслужб и возникают все проблемы в фильме. Зачем стрелять в землю, когда тебе хотят задать пару вопросов? Агенты, неспособные в нужное время появиться на месте, — таких берут вообще? Какого черта необходимо разглашать тайну, за которую тебя могут убить (а в итоге именно так и происходит)?
Вопросы, на которые так никто и не удосужился предоставить ответ. Таким же образом остается неизвестным, почему ни одна из отличных находок фильма не получила развитие. Авторы могли бы сделать акцент на гротескную жестокость, шпионские или политические интриги, необычный отряд Красных Воробьев или же внутренние терзания главной героини. Но ничего из этого так и не было сделано должным образом. В фильме есть своя эстетика, но по сути своей он холодный и отрешенный, прямо как изображенная в нем Москва.
Итог
Есть мнение, что лучше быть просто плохим фильмом, чем тем, который подавал большие надежды, но в итоге с треском провалился. «Красный воробей» принадлежит как раз ко второй категории.
В нем есть зачатки хорошего и даже гениального, но им так и не дают прорасти. И потому даже Дженнифер Лоуренс не спасает от скуки.
Оригинальный роман был лишь первой частью трилогии, но экранизацию вряд ли ждет такая же светлая участь. Возможно, это и к лучшему, ведь еще два настолько же нудных фильма — это перебор. Да, в «Красном воробье» есть стильная Москва и достоверно изображенная работа спецслужб. Но этих достоинств слишком мало, чтобы перекрыть остальные провалы.
Источник