Рецензия на Shadow of the Colossus (2018)

Рецензия на Shadow of the Colossus (2018)

Одинокий юноша везет бездыханное тело своей возлюбленной в дальние запретные земли. Украденный священный меч открывает ему дорогу туда, где долгое время не ступала нога человека. Достигнув своей цели, юноша обращается к бестелесному духу, заточенному в давно покинутом замке: он готов на все, лишь бы девушка вновь вернулась к жизни. Зловещий голос требует разрушить 16 каменных исполинов, каждому из которых соответствует колосс, бродящий по этим пустынным землям.

Юноша подчеркнуто слаб, неуклюж. Он постоянно спотыкается, нелепо размахивает руками. Когда он натягивает тетиву, прицел ощутимо дрожит. Священный меч, который он привез с собой, указывает ему, где искать колоссов, а также подсвечивает на их огромных телах уязвимые места, «ахиллесовы пяты», удары в которые способны сразить даже несокрушимых исполинов. До этих точек герою, правда, еще предстоит добраться — и тут дуэль с гигантом оборачивается целым уровнем с головоломкой и платформингом.

Колоссы на пути героя встретятся разные. Один будет ходить, упираясь макушкой в небеса, другой — летать, третий — плавать, четвертый — лазать по стенам, пятый и вовсе окажется небольшим — размером, быть может, со слона — но очень свирепым и агрессивным. Каждый из них уникален, и нам предстоит узнать их повадки и характер, чтобы лишить их жизни. Каждый из них ощущается как по-настоящему живое существо: они кричат от боли, елозят из стороны в сторону, стараясь стряхнуть назойливого вредителя, но тщетно — меч найдет свою цель, колосс падет, и юноша молча отправится за следующим.

Shadow of the Colossus не воспевает эти убийства, не упивается ими — она отдает себе отчет в том, что все происходящее в игре крайне трагично. Но она и не говорит об этом прямо: свой меланхоличный настрой игра создает более тонкими методами. Чарующе красивой музыкой. Интригующим сеттингом. Нарративом, дающим ровно самый минимум для того, чтобы игрок понимал, что к чему, но мог самостоятельно додумать какие-то детали.

Shadow of the Colossus — это поэзия в видеоигровой форме.

Она показательно минималистична, и все, что в ней есть, работает на центральную идею игры, на создание ощущения, задуманного ее создателем. Так, каждый из колоссов обитает в своем уголке огромного мира, и перво-наперво надо найти к нему дорогу. По пути никто не встретится — этот мир пуст. Он, однако окутан ореолом таинственности, которого напрочь лишены все обжитые локации большинства видеоигр с «опенворлдом». Он холоден, неприветлив, его населяют лишь насекомые, ящерицы и птицы, и только многочисленные руины и таинственный замок в центре огромного плато намекают на то, что в прошлом тут кто-то жил. Недаром ведь эти края зовутся проклятыми, запретными.

Еще в 2005-м на PS2 я часами катался по пустыням и горным тропам, скалистому побережью и лесным дорожкам, очарованный неуловимой притягательностью этих земель.

На PS4 этот мир буквально обрел новую жизнь, насытился мельчайшими, но оттого еще более замечательными деталями.

Трещины на скалах, тина на покрытой рябью поверхности озера, лучи света, проникающие через чащу леса — все это можно рассматривать часами.

А потом настает череда колоссов. Никто из них не изменился до неузнаваемости, но они страсть как похорошели — особенно их глаза и шерсть, по которой герой и карабкается. Shadow of the Colossus была пиршеством для глаз в 2005-м на PS2, и сейчас, в 2018-м, она снова ощущается столь же прекрасной.

И соучастником создания чего-то прекрасного может стать и сам игрок: в новой версии «Колоссов» появился фоторежим! Поставить игру на паузу в любой момент (даже посреди катсцены), отрегулировать ракурс, настроить эффекты — и вуаля! Из скриншотов Shadow of the Colossus (2018) можно составлять целые галереи (что мы в ближайшее время и сделаем).

Единственное, пожалуй, что стало выглядеть хуже, — лицо героя. А еще не могу не посетовать на отсутствие 3D-режима, который был в Ico and Shadow of the Colossus: The Collection для PS3: он помогал максимально глубоко прочувствовать единение с покорителем гигантов, ощутить их исполинские размеры. Когда герой забирался на колосса высотой с башню, 3D-очки позволяли поверить в эту ужасающую дистанцию до земли, а уж впечатления от полетов на крылатых чудищах словами не описать.

Однако лучшей PS4-версию делают не только красоты, но и удобство в управлении. На PS2 и PS3 Shadow of the Colossus страдала от не самой лучшей камеры и не самого отзывчивого управления — на столько «не самого», что кого-то это могло оттолкнуть. На PS4 же герой иногда оказывается даже более ловким, чем от него можно было бы ожидать. Нельзя сказать, что стало совсем уж идеально: бывает, лошадь заартачится и свернет не туда; бывает, камера не поймет, с какой стороны подступиться к герою, карабкающемуся по подмышке колосса. Но это мелочи — в целом играть в Shadow of the Colossus стало куда приятнее.

Shadow of the Colossus — это бессмертная классика, которой не хватало небольших косметических улучшений, чтобы смотреться современной и актуальной и в 2018 году. Эти улучшения она и получила, и релиз этого ремейка — отличный повод для знакомства с этим шедевром для каждого, кто это еще не сделал.

Больше о Shadow of the Colossus

 
Источник

Читайте также