Рецензия на Metal Gear Survive

Рецензия на Metal Gear Survive

Metal Gear Survive обречена. Потому что «Кодзима — гений» и Fuck Konami. Игру ненавидят, ее высмеивают, «ржут над ней так, что забывают о микротранзакциях». Заикаться о ее качестве, разбирать механики, сравнивать с другими частями Metal Gear, обсуждать — это зачем вообще? Все ведь ясно — жадные мудаки из Konami гения выгнали, а теперь над нами издеваются, показательно добивая нашу любимую серию ржавыми копьями. Все нам назло! Или нет?

Если вы не следили за Metal Gear Survive, то вот сжатая вводная. Это спин-офф серии, сюжетно связанный со всеми остальными играми. Он про то, как солдат со старой базы Биг Босса в финале Ground Zeroes утянуло в параллельное измерение Дит, где они теперь выживают и сражаются с зомби. А еще эту игру почти все ненавидят.

Konami тоже виновата, тут спорить сложно. И я даже не про скандал с Кодзимой, очевидно угробивший репутацию компании в глазах общественности, а про позиционирование Metal Gear Survive. В сети сотни вопросов в духе: «А соло-то в нее играть можно?», «А там есть одиночный режим?», «А там есть сюжет?». Многие думают, что Survive — это какой-то исключительно онлайновый бессюжетный спин-офф, в который играть можно только в кооперативе. Даже у нас в редакции многие так думали! Но нет, это большой сюжетный выпуск Metal Gear, просто построенный на Survival-механике, вместо привычного стелса. С роликами, диалогами и полноценной концовкой.

Смешно, но больше всего игра расстроит как раз тех, кто придет в нее за коопом. Кооператив в Metal Gear Survive — отдельный обособленный режим, который вообще необязательно запускать. Защищаем точку, отражаем волны зомби — вот вам и все кооп-миссии Survive (да и все одиночные сражения в игре устроены ровно так же). Никакого совместного выживания на просторах Дита. Получается весело, хаотично, но очень уж примитивно. Позалипать на такое часок-другой можно, но любая подобная игра — от Plants vs. Zombies: Garden Warfare 2 до Fortnite — будет интереснее примерно в тысячу раз. Выходит, что не тем игру-то продали.

Еще Metal Gear Survive вяло продвигали и мало показывали. Хейт вокруг нее разгорелся сразу после анонса, а издатель даже не пытался с этим бороться. Со стороны все выглядело так, будто Konami то ли сама стесняется своего творения, то ли ей просто плевать.

И это глупость полнейшая. Это во многом и задевало фанатов. Потому что Metal Gear — уважаемая классика. Каждая часть этой серии должна быть чем-то прорывным и продвигаться соответствующе. После Metal Gear Solid V, со всеми преданонсными тайнами, фейковой The Phantom Pain и отдельной игрой-тизером — особенно. И тут такой плевок, «рядовой середнячок» в серии Metal Gear? И это не портативка какая-то, а игра для больших платформ. Вот не стоило так делать. Ну или не стоило называть игру Metal Gear.

И ведь было бы чего стесняться. Metal Gear Survive — это хороший выживач, не хуже большинства конкурентов в жанре. Да, ничего нового игра не предлагает и просто отрабатывает стандартную для таких игр схему, но разве MGS V не по той же системе работала? И ведь отрабатывает хорошо — об этом я уже дважды писал: в короткой сути, и в живых впечатлениях. Что-то она делает по шаблону, что-то подсматривает у Rust и Fortnite (тут тоже можно строить заборы и сараи!). Но важно вот что: я почти семьдесят часов бегал за ресурсами и рецептами, крафтил себе новые шапки и пушки, отстраивал базу, убивал зомби и в целом мне не было скучно.

Игра умеет увлечь, умеет ненадолго вырвать тебя из реальности и убедить в том, что постройка палаток на базе, вылазки за ржавыми ведрами и охота на ежей — важные проблемы, которым не стыдно уделить время. А уж когда выбираешься в зараженную зону! Дальше носа не видно ни черта, воздух кончается, зомби хватают за пятки, мини-карта не работает, ориентиры потеряны, бежишь просто куда глаза глядят — в надежде прийти хоть куда-то, где можно перевести дух и найти еду. Умрешь — потеряешь все, что тщательно лутал весь последний час. И тут, в самый разгар твоего отчаяния, из тумана выходит колоссальных размеров жуткое создание, нарисованное самим Масахиро Ито, папой Silent Hill… В такие моменты ни о каком сюжете и ни о каком Кодзиме даже думать не хочется — здесь Survive раскрывается и наполняется атмосферой.

Но что важнее — игра создает приятное и наглядное ощущение собственного прогресса.

Недавно ты бегал за водой к ближайшему оазису, а теперь у тебя прямо на базе целая сеть сооружений, добывающих и очищающих воду. Два часа назад ты то и дело ходил на охоту, а теперь сам выращиваешь скот. Людей и забот становится все больше, менеджмент все сложнее, одни проблемы сменяются другими, и это здорово поддерживает геймплей в тонусе. Тут же и эндгейм с секретными боссами и эпичным снаряжением — игра может развлекать очень-очень долго.

Другой вопрос, что во всем этом нет заслуги самой Survive — любой выживач увлекает точно так же. А уникальных проблем у нее полно. Тупые зомби, которые не догадаются обойти забор, даже если его поставить посреди пустыни. Пустой опен-ворлд, на восемьдесят процентов состоящий из песка и пыли (да, как Афганистан в MGS V). Идиотская система ближнего боя, в которой из четырех видов оружия реально полезен только один. Механика жажды и голода, заставляющая жрать картошку буквально каждую минуту. Перегруженный интерфейс и много-много всего.

Survive постоянно балансирует на грани увлекательного и раздражающего, как и многие другие сурвайвлы — общее ощущение, скорее, положительное, но советовать такую игру всем, конечно же, нельзя.

Тем более все лучшее в Metal Gear Survive зарыто под парой десятков часов геймплея. Это как минимум. Сходу игра ставит чересчур много ограничений и почему-то пытается казаться куда скучнее, чем она есть — получается замечательно. Если бы не рецензия, я бы бросил Survive часу на шестом и не узнал бы, что игра-то очень даже ничего, просто надо дотерпеть. А вот стоят ли эти двадцать потраченных часов плюсов игры — вопрос философский.

Но это же Metal Gear, а Metal Gear должна быть про политические интриги, внезапные повороты, роботов с ядерным оружием и стелс. А тут у нас какие-то дурацкие зомби и параллельные реальности, ничего от родной серии не осталось. Так ведь? А вот не совсем. Игра кажется оторванной от серии только в первой своей трети, но чем дальше продвигаешься по сюжету, тем плотнее переплетается история Survive с остальной франшизой. Да, тут бредовый сюжет, но он не бредовее большинства поворотов, сочиненных Кодзимой и по духу очень даже вписывается во вселенную. Сам Кодзима уже говорил, что идею «Metal Gear про зомби» придумал не он и она ему не очень-то нравится, но вариации зомби в серии вообще-то уже были. Не с торчащими кристаллами вместо голов, конечно, но и этот момент игра объясняет, отталкиваясь от лора Metal Gear.

Survive, при все своей бюджетности (игру собирали из ассетов MGS V и за крошечные деньги, это очевидно), не выглядит как пустая попытка срубить бабла, но чтобы это понять, в нее нужно играть. Разработчики искренне попытались освежить серию, которая в своих поворотах откровенно запуталась. К пятой части уже было сказано практически все — игра просто начала мямлить, цепляться за недосказанность предыдущих частей и противоречить сама себе. Под предлогом «раскрытия последних тайн», само собой, и не состыкуясь с некоторыми уже показанными ранее событиями. Все равно захватывала, конечно, но разве стоит продолжать этот цирк? Вектор у Survive не самый удачный, но хотя бы новый. Ранее от «наследия» почти полностью отказались разработчики Metal Gear Rising и это сделало их игру лучшей в серии. А почему не подхватить их наработки? Хороший вопрос.

Впрочем, сложно спорить с тем, что написана история Survive не очень хорошо, а подана совсем плохо. Почти все ролики в Survive ужасны и дико затянуты (хоть и пытаются копировать кодзимовский стиль), но сюжет чаще подается даже не через них, а через радиопереговоры. Что особенно смешно — даже если герои стоят в одной комнате и говорят друг с другом вживую, нам это все равно преподносят в виде радиопереговоров. И ладно бы их было интересно читать, но там и персонажи — наборы архетипов из книжки «Как написать сценарий за 5 минут», и сами тексты такие, будто их для брифингов F2P-стратегии Game of Clans: Viking Warfare Survive писали.

В целом же тут даже нечего оценивать. Survive — это бульварное чтиво, блокбастер, на который ты заскочил просто чтобы убить время. Компиляция стабильно работающих, но максимально избитых дешевых ходов и поворотов. Есть присущий серии надрыв, есть драматизм, но все это сделано очень поверхностно. Кодзимовские части Metal Gear хоть и собраны целиком из отсылок к любимым фильмам гения, но хотя бы содержат в себе идею. Кодзима в каждой игре и в самом деле пытается что-то сказать, раскрыть конкретные темы. А у Survive цель только одна — развлечь. Если не вдумываться и просто потреблять — вполне может зайти.

При этом есть в игре скрытый финал, прямо связывающий ее с одним сайд-квестом в MGS V — вот это занятно.

Metal Gear Survive не стоит воспринимать слишком серьезно. Это не самая плохая игра: хорошо сделанные survival-механики, фановая боевая система с простеньким отстрелом орд зомби, сниженная цена, опять же. Но в рамках серии Metal Gear она смотрится очень бедно — здесь даже Fox Engine выглядит грустно, выдавая картинку на порядок хуже, чем в Ground Zeroes (о The Phantom Pain молчу вообще). Но это занятный, в чем-то свежий опыт в рамках серии. Не будь его — потеряли бы немного, но и против его существования я не возражаю. И вряд ли стоит опасаться, что теперь все игры серии будут такими. Сдается мне, что Survive — тестовый проект. Это просто попытка изучить рынок, оценить, за какие деньги можно пилить новые части серии, а заодно и повод научить новую команду работать с движком.

На рынке больших игр Konami многие годы получала реальные доходы только с двух серия — PES и Metal Gear. В таких условиях компания не откажется от развития франшизы и не будет напирать на то, что публика не принимает. А Survive публика принимать не хочет.

 
Источник

Читайте также