Рецензия на мать его «Дэдпула 2»

Рецензия на мать его «Дэдпула 2»

17 мая «Дэдпул» добрался до экранов наших кинотеатров. Многие опасались за судьбу сиквела — ему мог вскружить голову успех первой части, могла помешать ссора Райана Рейнолдса и Тима Миллера, приведшая к замене последнего на режиссера «Джона Уика» (одного из двух) и «Атомной блондинки», возможно было неуместное вмешательство студии, почуявшей внезапные большие деньги во франшизе, могла проклюнуться болезнь сиквелов или перегруз героями. Радостно, что страхи оказались напрасными, о том, насколько хороша итоговая картина можно долго спорить, но провальной ее точно не назовешь.

Я пересмотрел первого «Дэдпула» за день до премьеры сиквела, и то, насколько точно продолжение попадает в тон и энергетику оригинала, поражает. Да, вторая часть стала масштабнее, зрелищнее, сюжет стал сложнее обычной охоты на злодея, героев стало больше, но стержень в заднице фильма все тот же — раскаленный адамантиевый коготь не дающего покоя Уэйду Уилсону Росомахи.

Первая картина, впрочем, выглядит собраннее — даже несмотря на ее перемешанную в блендере хронологию (в сцену на шоссе насовали десяток флэшбеков). Сиквел берется рассказать более амбициозную и непростую историю и справляется не со всеми ее элементами.

Будь главным героем любой другой мутант, сюжету было бы проще, но личность Дэдпула требует к себе особого отношения — вагон шуток, отсылок и издевательств Рейнольдса над самим собой нужно куда-то пихать, и иногда они заслоняют собой историю до такой степени, что о ней можно забыть. Возможно, фильму было бы лучше, если бы Уэйда все же иногда удавалось заткнуть, и мы могли бы побольше узнать о Кейбле и юном огненном мутанте, которого играет тот самый нахальный мальчишка из прекрасной «Охоты на дикарей» Тайки Вайтити (режиссера «Тора: Рагнарек»).

Меня даже несколько удивила эта слитность двух фильмов, потому что от режиссера столь любимой мной «Блондинки» я ожидал привнесения во франшизу более приземленных и жестких драк, долгих дублей и так далее, но, возможно, он не хотел слишком менять ее стиль, предпочтя держаться выработанного баланса. Экшен тут более размашистый, кровища все так же рекой, хореография драк и сражений на мечах красивая, но воспринимается все это все же несколько отстраненно. Боев с какими-то серьезными ставками почти нет, эмоционального заряда не так много, поэтому они, несмотря на всю красоту, не сильно запоминаются, хотя в моменте и смотрятся довольно вкусно.

Странно выходит с пресловутой драмой, о которой я так долго распинался в позавчерашней статье. Пересмотр первой картины удивил меня тем, что я, оказывается, забыл, насколько много искренних эмоций туда удалось нагнать и как сильно это помогает фильму.

Да, это комедия с такой концентрацией шуток, которая киновселенной Marvel не снилась и в кошмарах, это фарс, причем с проломом четвертой стены, это деконструкция супергероики и пародия на нее, но при всем при этом, это еще и трогательная лав-стори. Как и обещали постеры, маскировавшие фильм под мелодраму на 14 февраля.

Весь юмор картины сконцентрирован на ее главном герое. Если принять тот факт, что Уэйд — это школьный клоун, привыкший шутить по поводу и без, строя на этом все свои социальные интеракции, и каким-то образом не переросший эту идиотскую привычку, то все остальное в фильме довольно серьезно.

Дэдпул паясничает, кривляется и хохмит — таков его характер, само по себе это не отменяет серьезности происходящего. И фильм успевает посреди всех этих ворохов шуток про член и жопы показать нам отличную историю любви, в которую веришь (пусть она и раскрывается через череду извращенных постельных сцен, но это выглядит свежо, искренне и заставляет полюбить героев). Она правда хорошо написана и наполнена искренними эмоциями, Уйэд из последних сил шутит про рак, но мы видим его боль и страх Ванессы.

А потом фильм, проливший на нас вагон фарса и сортирного юмора, огорошивает зрителя сценой плачущего героя, на которого накатывает ужас от близящейся мучительной смерти, от неизбежности происходящего, от осознания скорого расставания с Ванессой. И это не выглядит неуместно в данном фильме — как раз потому, что сам фильм с самого начала не терял заземления, его герой шутил, но сама картина не превращалась в скетч SNL. Она сохраняла беспристрастность и поэтому, когда было нужно, естественно переключилась на серьезные эмоции.

Затем была череда пыток Уйда в лапах Фрэнсиса и там тоже было страшно, а не смешно. А когда Уэйд устроил пожар и бился — голый и обгоревший — с Аяксом, было совсем не до шуток. Столько боли, ярости и ненависти было в этом не слишком зрелищном бою.

Сиквел же номинально пытается уйти больше в серьезный тон — некоторые сюжетные повороты тут трагичны, есть линии, построенные на сочувствии, чувстве вины и стремлении к саморазрушению, необходимости простить себя. Если первая картина была историей любви, то это фильм о семье, как говорит сам Дэдпул. И он не врет. Вот только эмоциональных сцен, которые бы закрепили эту тему тут меньше, чем в оригинале. А те что есть, смазываются, причем, как ни обидно это осознавать, очень по-марвелловски.

Первая картина нашла способ очень аккуратно уходить с драмы обратно в шутки, не смазывая эффект, не обесценивая выступившие на глазах слезы. Здесь все выходит не так удачно.

А боев, где столько же эмоций, сколько в той драке баллонами посреди горящей лаборатории, здесь нет вовсе. И вот этот эмоциональный пласт, наверное, и есть самая большая потеря сиквела по сравнению с оригиналом.

Я написал, что с драмой выходит странно потому, что ей явно уделили время, под нее есть задел, сюжет строится на серьезной фабуле, но развлекательный пласт передавливает и эмоциональные сцены отступают на второй план, им не дают продышаться и раскрыться в полную силу. Не фатально, но немного грустно.

Большинство из вас скажет, что я совсем съехал с катушек, если жалуюсь на недокрученную драму уже и в стопроцентной угарной комедии, но я понял, что-то, насколько заземленным и адекватным Рейнольдс изобразил экранного Дэдпула, и делает его таким потрясающим.

В комиксах он никогда меня не цеплял, потому что за потоком шуток ничего не было — здесь же все по-другому. Рейнольдс сумел воплотить абсолютно бредового героя, который постоянно несет пургу и говорит со зрителем напрямую, выстроив его так грамотно, что мы верим, что некогда это был обычный парень, потом он мутировал, сшил костюм, начал резать всем головы — и остался все тем же обычным парнем.

Дэдпул Рейнольдса — живой человек. Да, туповатый псих с гипертрофированной привычкой сводить все на шутку, но живой. Не карикатура и не рупор автора шаржа в газете.

Это потрясающее достижение и осознать мне его удалось в полной мере лишь сейчас. Поэтому да, драма важна и здесь, и я рад, что создатели сиквела искренне пытались ее вставить, пусть и не везде вышло сделать это полноценно.

Герои

Я все же не зря опасался, что смотреть на Кейбла Бролина после его Таноса будет неловко. Джош проигрывает сам себе неимоверно, Кейбл даже близко не так интересен и драматичен как Танос, да и актерское мастерство, столь поразившее меня в его подаче безумного титана, тут почти не проявляется — негде. И это, естественно, вина не Бролина, а сценаристов, не ставших сильно развивать этого героя. Что интересно — ему даже выделяют пару сцен наедине с собой, чтобы мы могли хоть чуть проникнуться героем, но сценаристы не находят ничего интересного, что можно рассказать о Кейбле в эти моменты. Он просто раскладывает оружие или смотрит в зеркало на свое кибернетическое тело.

Кейбла в комиксы изначально вставили как эдакого терминатора — киборг из будущего, вернувшийся, чтобы кого-то убить или защитить. В «Дэдпуле 2» даже есть сцены, которые отдаленно напоминают о фильмах Кэмерона, но очень туманно. От этой франшизы вполне можно было ожидать дословных цитат и восстановления целых сцен из «Терминатора» — почему-то этого не происходит. Слишком очевидно даже для Дэдпула?

В принципе, в контексте фильма Кейбл не выглядит особо недоработанным или нелепым — он выполняет предписанную ему роль. Но если вы ждали больше от героя из-за Таноса или из-за того, что любите Кейбла по комиксам, вполне можете остаться разочарованными.

Ничего выдающегося третья комикс-роль Бролина не приносит (он играл еще Джона Хекса в малоизвестном фильме DC 2010 года).

Если вы боялись (или надеялись), что «Дэдпул 2» превратится номинально в экранизацию «Силы икс», то забудьте об этом. Команда появляется лишь на середине фильма и соло-партию у Дэдпула не забирает — он по-прежнему остается у руля. Это не «Мстители» и даже не «Стражи Галактики», команде уделена вторая, а то и третья скрипка. К «Силе икс» тут добавляются и друзья Уэйда из прошлого фильма — Визел, Слепая Эл, Допиндер, Колосс и Боеголовка (плюс ее новая подружка), но перегруза героев это не вызывает.

Неожиданно мощно из всей этой разномастной толпы выделяется Домино. Суперсила у нее вроде не слишком очевидная — везучесть — но именно она получает две лучших зрелищных сцены, иллюстрирующих эту самую суперсилу. Они уморительны и эффектны, сама Домино потрясающе харизматична и сексуальна. Однозначно самый удачный и запоминающийся персонаж в фильме.

На ее роль пробовались Маккензи Дэвис («Остановись и гори», «Блейдраннер 2049») Сиенна Миллер, и София мать ее Бутелла («Кингсман», «Мумия»), которую тот же режиссер уже снимал в «Атомной блондинке», но взяли малоизвестную Зази Битц из «Атланты» Гловера. И не прогадали. Она смотрится потрясающе в этой роли. Уверен, в ответ на позитивное принятие ее публикой, Домино могут сделать одной из главных героинь грядущей вроде отдельной экранизации «Силы икс». Было бы здорово.

«Дэдпулу» как франшизе многое прощаешь уже из-за того, кто и как ее делает. Ведь, по сути, это инди, безумное авторское кино, проект мечты для Рейнольдса, пролезший в студийную систему и сумевший безумными усилиями прогнуть ее под себя и свои нужды. О нелегком пути первого фильма к зрителю я подробно рассказывал в рецензии, обливаясь слезами умиления и радости. Я никогда не был фанатом персонажа, да и сам первый фильм не вызывает у меня безумного восторга, но я страшно рад, что он есть, и что у Райана все, наконец, получилось. После стольких неудачных ролей в комиксах — это просто нереально доставляющий камбек.

И вот это отношение к франшизе, к истории успеха и триумфального возвращения актера к однажды уже проваленной роли, любви к персонажу и искреннего желания воплотить его на экране максимально точно — это не может не влиять на восприятие картины.

Если бы я посмотрел тот же самый «Дэдпул 2», но не знал о том, кто и как его делал, или если бы кроме бездушной студии за ним ничего не стояло, я бы получил от него меньше удовольствия и ругал бы куда больше.

Честно ли это? Это предрассудки и отсутствие объективности? Возможно, но мне кажется, что это тот самый мета-уровень, которым сам Дэдпул и оперирует постоянно. Если бы не было этих провалов Рейнольдса в его прошлых ролях, не было бы трети самых смешных гэгов фильма, это ведь деконструкция не только жанра в целом, но и лично его карьеры. В сиквеле, кстати, шуток про Фонаря и зашитого Дэдпула не меньше, чем в первом фильме. Джошу за Таноса тоже достается, то есть Рейнольдс не замыкается на себе.

Контекст создания фильма превращает этот вроде как блокбастер в «проект неких классных парней с youtube», в нечто домашнее и родное. Ты смотришь как приятные люди получают фан, делая кино, которое мечтали сделать и почему-то это не менее важно для вашего итогового удовольствия от картины, чем качество шуток и экшен-сцен. Не все и не всегда у них выходит, но от бешеной энергии и фана создателей фильма ты и сам заряжаешься каким-то лихим задором.

Итог

Оргазма от ленты у меня нет, но и разочарования тоже. Это неидеальное, довольно сумбурное кино, которое не везде добивается успеха, но дает достаточно отличных гэгов и зрелищного экшена, чтобы вы вышли из зала с улыбкой.

Первый фильм был в основе своей историей о позитивном восприятии — даже когда жизнь Уэйда все дальше скатывалась в ад (рак, пытки, уродство, похищение любимой), он из последних сил пытался не потерять духа и шутить даже перед лицом смерти. И им удалось показать его не отбитым придурком, до которого просто не доходит серьезность ситуации — на самом деле, все до него доходит, он способен расплакаться или заткнуться, когда понимает, что его повесят между жизнью и смертью на несколько суток. Уэйд — человек, который полагается на свою клоунаду как на средство сохранения рассудка в адских условиях.

В сиквеле этот образ чуть смазывается. Есть ощущение, что временами Дэдпул недостаточно серьезно относится к ситуации и паясничает не всегда к месту, но тут есть нюанс — Уйэд здесь имеет причины попросту меньше заботиться о происходящем. Это может быть симптомом отстраненности и страсти к саморазрушению — ему действительно может не быть дела до результата его действий — убьют так убьют. По крайней мере в части фильма.

С заземленностью героя в этот раз все не так хорошо, как в первый, фарсовость и пародийность все же отрывают историю от земли и делают менее настоящей и живой. Да, «Дэдпулу» особенно тяжело сохранить этот баланс из-за его упора на угашенные шутки и мета-стеб, но он по-прежнему важен для зрителя.

Впрочем, если вас волновало лишь то, сумел ли сиквел сохранить тот же тон, юмор, кровавость, креативность и упоротость экшена, то да, эти аспекты сохраняют уровень, увеличивают масштаб и умудряются привнести достаточно свежего и неожиданного. Плюс пара прекрасных камео и великолепная большая сцена после титров.

Одна шутка про Логана на первых кадрах стоит того, чтобы заплатить за билет.

Все, что мы знаем о фильме «Дэдпул 2»

 
Источник

Кино и сериалы, Книги и комиксы

Читайте также