Рецензия на 2 сезон подросткового сериала «13 причин почему» от Netflix

Рецензия на 2 сезон подросткового сериала «13 причин почему» от Netflix

18 мая на Netflix прошла премьера второго сезона подросткового сериала «13 причин почему». Это продолжение истории Ханны Бэйкер, но уже не по оригинальному роману, а по отдельно написанному сценарию. Рассказываем, какие темы поднимает сериал во втором сезоне, и дотягивают ли новые эпизоды до планки тринадцати предыдущих.

В марте 2017 года на Netflix вышел первый сезон сериала «13 причин почему» — молодежной драмы о девушке-самоубийце, снятой по одноименному бестселлеру Джея Эшера. Это, без преувеличения, был прорыв. Настолько сильного и реалистичного тв-шоу про подростков не появлялось, наверное, со времен первого поколения британских «Молокососов» 2007 года. И лишь у Netflix хватило смелости продемонстрировать что-то настолько новое и оригинальное.

Главным отличием «13 причин почему» от других современных представителей жанра стал акцент на ряде действительно важных подростковых проблем — не на пресловутой драме,  надуманной весьма взрослыми сценаристами по мотивам смутных школьных воспоминаний, но на бичевании актуальных язв общества. Сериал не душил пафосом и не был очередным собирательным образом всех клишированных молодежных тв-шоу. Он рассказывал вполне реальную историю, стараясь подать ее как можно более приземленным способом — местами романтизируя, но по большей части говоря правду прямо в лицо зрителю.

По этой же причине «13 причин почему» вызвал множество споров. Сериал не стеснялся демонстрировать натуральное насилие, буллинг и, непосредственно, сцену самоубийства, которую вовсе клеймили в чрезмерной наглядности (мол, подростки могут воспринять действия героини как инструкцию).

Прислушавшись ко всем недовольным, авторы взялись за разработку второго сезона… и превратили сериал в одну большую и нудную социальную рекламу.

Новый сезон «13 причин почему» плох. Он провален с первого и до тринадцатого эпизода. Сериал порочит историю оригинала, ее персонажей и пытается выехать только за счет акцента сразу на всех современных мировых тенденциях. MeToo, харассмент, шутинг, гомофобия, буллинг, психические расстройства — второй сезон впитывает абсолютно все актуальные проблемы общества, по итогу выдавая сумбурный ком нереализованного потенциала.

У первого сезона была четкая структура: 13 серий — 13 причин самоубийства главной героини, которые так или иначе затрагивали окружавших ее подростков. Каждый эпизод повествовал об одном персонаже, чья история была тесно привязана к доминирующей сюжетной линии — решению Ханны Бэйкер свести счеты с жизнью. По итогу же вышло скрупулезное цельное произведение, которое не отклонялось от главной темы, но вскользь успевало захватить и ряд других.

Во втором же сезоне авторы сами не поняли, на чем лучше заострить внимание. Больше всего времени уделяется арке Брайса Уолкера — а именно, жертвам насилия, к которым причастно всеми лелеемое «лицо» школы. Сезон построен по такому принципу, что в каждом эпизоде герои дают показания в суде по делу Бэйкеров, параллельно начиняя лор сериала флэшбэками и новыми сюжетными ответвлениями.

Здесь же появляются другие проблемы: сцены с прошлым Ханны Бэйкер напрочь рушат всю логику первого сезона, а небрежно составленный сценарий полон смысловых и мотивационных дыр.

Новые серии вносят заметные поправки в портрет главной героини, с каждым эпизодом превращая зашуганную девочку из первого сезона в своего рода Лору Палмер. Ханна лгала — она не искажала правду, но замалчивала важные факты, которые впоследствии негативно сказываются на репутации персонажа. Все новые флэшбэки в жизнь Бэйкер обесценивают чуть ли не половину причин самоубийства героини, рассказывая совершенно иную версию развития событий.

Новые детали заметно влияют и на других персонажей. Больше всего досталось второму главному герою сериала — Клэю, который становится одержим выявлением правды. Да, Клэй и так занимался этим весь первый сезон, но во втором персонаж становится совсем невменяемым. Поначалу он отказывается верить в «неидеальность» своей (бывшей) возлюбленной, однако после сам не может разобраться в собственных чувствах. Клэй то превращается в слатшеймера, то снова закрывает глаза на недавно всплывшие факты, отчего мало что страдает сам, так еще и подставляет других.

Так во втором сезоне Ханна и Клэй буквально становятся главными антагонистами сериала. И пока одна продолжает мстить обидчикам через кассеты, второй вершит самосуд, считая себя единственным «достойным» умершей девушки.

С остальными персонажами все проще: им достались относительно слабые сюжетные линии, которые блещут разнообразием, но совершенно не вдаются в детали. У Джастина это наркомания и скитание по улицам, Тони, Кортни и Райан мирятся с гомофобией, Скай страдает от биполярности, Алекс оправляется после попытки самоубийства, Джессика и еще несколько девушек противостоят насильникам, а Тайлера мало-помалу доводят до кульминации с шутингом.

Все это происходит на фоне суда между школой и семьей Бэйкер, а также периодически поступающих угроз подросткам от анонима (тут помимо драмы в игру вступают и триллер, и даже своего рода мистика). Ханна, кстати, теперь приходит в галлюцинациях Клэя, так что арке с причинами поступка главной героини все еще уделяется немало времени.

Сезон банально перегружен — «13 причин почему» превратился в «100 причин почему, зачем, как, отчего…» и еще кучу вопросов, разносящих структуру шоу в клочья. Все эти разборки тянутся вплоть до 11 эпизода (в сезоне также 13 серий), и только после приходят к какой-то развязке.

Помимо насилия дополнительное внимание уделяется феномену шутинга. За 2018 год в США было зафиксировано 23 случая стрельбы в школах — не удивительно, что это стало одной из доминирующих тем сериала. Впрочем, раскрывается тема также вяло и не приводит к какому-либо внятному заключению. Стрельбы, как таковой, в сезон добавить не осмелились, а конфликт и вовсе рассеивается сам по себе — несмотря на постоянные затравки, которые, казалось бы, заведомо намекали на что-то серьезное. Возможно, это и к лучшему — как-никак «триггеры»,  спусковые крючки (во всех смыслах) для реальных подростков, за которые сериал ругали еще в первом сезоне.

Но это не отменяет того факта, что «13 причин почему» лишился своего главного козыря — реализма. И превратился в еще одно блеклое шоу про очередных трудных школьников.

Итог

Второй сезон был ошибкой с самого анонса. Сюжетная линия Ханны Бэйкер подошла к концу в финале первого сезона  — она рассказала свою историю и наглядно продемонстрировала ее самые плачевные последствия. Новые 13 серий — это фансервис пополам с дико навязчивой социальной рекламой, добавленной в угоду актуальным мировым течениям. Ни один из эпизодов не несет в себе какой-либо ценности — они просто набиты всем подряд, надеясь перебором зацепить каждого подростка близкой лично к нему (или к ней) проблемой.

Сезон попытался выехать только за счет своей фанбазы и общественных трендов — буквально взять количеством, а не качеством. И в итоге стал не более чем еще одним безжизненным недоразумением, ломаным языком высказывающимся на тему современной молодежи. 

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также