Хелен Ойейеми – британская писательница, лауреат премии Сомерсета Моэма, финалист премий университета Голдсмитс и Ширли Джексон. В 2013-ом журнал Гранта включил её в список лучших молодых британских авторов. В своих произведениях автор соединяет фольклор, фантастику, хоррор-элементы и эксперименты с формой.
«Миры» — роман о путешествии Ксавье и Отто с мангустом Арпадом (дежавю и оммаж Киплингу, как оказалось, предка одного из героев спас от гадюк прародитель любимца героев, который стал Арпадом 30-ым) на поезде «Удачный день» с несколькими пассажирами. Кто-то, конечно, мог бы найти параллель с «Убийством в Восточном Экспрессе», но мир произведения больше напоминает вселенную Уэса Андерсона. Такая же странная, завораживающая, наполненная фантастическими элементами и эксцентричными персонажами. Тем более у режиссера тоже есть фильм-путешествие на поезде – «Поезд на Дарджилинг». «Миры» намного ближе фильму Андерсена, чем произведению Агаты Кристи.
Начинается вполне безобидно и иной раз отдает атмосферой Викторианской Англии, но ощущение быстро проходит, когда появляется некая Ава Капур, владелица поезда. Путешественники оказываются втянуты в мутную историю с наследством Карела Стояспала. При этом атмосфера в романе становится сюрреалистичной и порой трудно понять, то ли мы находимся в чьем-то сознании или же это реальность. Всё осложняется из-за сына Карела Пржемысла и болезненности Авы, которой как раз и собирался оставить наследство старший Стояспал после проверки доктором вменяемости наследницы. Все участники событий романа – Аллегра Ю, Ава Капур, Зейнаб Рашид, Лаура де Соуза, Отто и Ксавье – неслучайные попутчики. Их собрал Пржемысл на поезде (тем или иным образом), чтобы отомстить обидчикам, перешедшим ему дорогу в прошлом, разом. Ойейеми погружает нас в атмосферу накаляющегося экзистенциального ужаса, вдали слышится терменвокс, на котором так любит играть Ава, словно дирижируя невидимыми музыкантами-марионетками (или судьбами-путешественников?). До конца неясно, что случилось с Пржемыслом Стояспалом. Сюрреалистическая атмосфера романа подводит нас к тривиальной концовке, но на поверку… Было ли реальным всё происходящее? Уверенности нет. Стояспал мог быть призраком болезненного сознания, одним из архетипов Юнга (сами персонажи-путешественники также могут быть лишь галереей архетипов сознания Авы), а мы лишь участниками очередного представления из фильма «Быть Джоном Малковичем».