Mad God (Безумный Бог) — творение прежде всего восхищающее визуальной составляющей. Но в этом тексте я попробую разобраться, что происходит в этом мультфильме, и найти объяснение всему тому художественному безумию, что рисует нам Фил Типпет. Это не обзор, в нем не будет оценок, только попытка объяснить, что вообще тут происходит. Рекомендуется читать после просмотра фильма. Я могу упустить некоторые детали в силу своих скудных познаний, надеюсь в комментариях меня поправят или дополнят. А может выдвинут альтернативную точку зрения.
Фильм начинается с альтернативной библейской истории. Мы видим триумф человеческого гения — Вавилонская Башня была построена. Как мы помним, в Священной Библии люди после Великого Потопа пытались построить Вавилонскую Башню, чтобы «приблизиться» к Богу, за что тот покарал их. Он разделил людей, заставив их говорить на разных языках. Они перестали понимать друг друга, и Башня не была достроена. А люди расселились по всей Земле, основав разные народы на основе разных языков.
Фил Типпет показывает нам альтернативную версию — Вавилонская Башня закончена, и на вершине ее мы видим Человека — по его силуэту можно понять, что это Ученый из последних сцен. То есть именно он и его знания помогли достроить Башню. В этом триумфе человеческого гения под пафосную музыку тучи сгущаются, и молния бьет прямо в этого Ученого.
Затем нам дают цитату из Библии:
«Если не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши.
И будете есть плоть сыновей ваших, и плоть дочерей ваших будете есть.
Разорю высоты ваши, и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами.
Города ваши сделаю пустыней, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания жертв ваших.
Опустошу землю вашу, так что изумятся ей враги ваши, поселившиеся в ней.
А вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч.
И будет земля ваша пуста и города ваши разрушены»
Книга Левит, Глава 26, Стихи 27-33
Бог покарал людей за непослушание. Но человек адаптировался к тем ужасам, которые наслал на него Бог. Мы перемещаемся к середине фильма, так как будем следовать хронологии событий.
Земля превратилась в пустыню, как и обещал Бог. Последователи Бога, они же его армия, здесь представлены в качестве высоких солдат в масках химзащиты, защищающих их от радиации, такие носили солдаты Первой Мировой Войны. На них характерные каски, такие же носили Британские и Французские солдаты той же Первой Мировой. Они уничтожают фрагменты Вавилонской Башни, при этом находясь где-то на небесах, а вовсе не на земле.
Как мы видим, кара Божья настигла неверных, которые превратились во фрагменты Вавилонской Башни, среди которых мы видим статую, напоминающую Гитлера со спины, который зигует Сатане. Звучит сигнал, ознаменовавший, что пришло время отправлять очередного Ассасина на священную миссию.
Наместник Бога
За всем этим из небольшой башни наблюдает Загадочный человек в очках. Он является неким собирательным религиозным субъектом. Он одет в одежды ближневосточного человека, но затем надевает пилеолус (головной убор католического священника), сутану (верхняя одежда католического духовенства) и мусульманские четки дисбе (бусы). При этом в его гардеробе есть и другие одежды.
Длинные ногти говорят о связи с Богом и его Армией, именно он несет слово Божье, слегка напоминает Папу Римского. Под столом мы видим, как на него работают Грайи — Три сестры-старухи из древнегреческой мифологии, которые делят один глаз на троих. Как вы помните, именно они указали Персею дорогу к Медузе Горгоне. Грайи дают священнику сотканную карту, ведущую к подземелью.
В этом подземелье укрылась часть неверных, во главе с Ученым, которым Бог объявил войну. Священник отдает карту Ассасину, задача которого пробраться в логово Отреченных и взорвать их, устранив Вселенскую угрозу. Ассасин в капсуле спускается на грешную землю, а в это же время Священник запирается в своем бункере и контролирует спуск капсулы Ассасина. Затем он отвлекается на сигнал — он приходит из другой планеты, которую мы видим в конце фильма. При помощи Азбуки Морзе Священник передает сигнал террористам, чтобы начать подрыв Небоскреба — тамошнее воплощение Вавилонской Башни. Таким образом, Священник борется с неверными по всей Вселенной.
История Ассасина №1
Капсула спускается на Землю, где все выжжено ядерным апокалипсисом. Здесь мы видим первый намек, что Ассасин не одинок в своей миссии, в окне разрушенного дома он при помощи бинокля видит фигуру человека с чемоданом, который смотрит на него также с биноклем
Люди на поверхности Земли, которые не стали идти за Ученым после разрушения Вавилонской Башни и приняли кару Божью, погрязли в войне и разрушениях и вынуждены бороться за свое выживание друг против друга, а также против странных существ. Жители разрушенного города превратились в Зомби, как после сброса атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки оставшиеся в живых жертвы атаки бродили, вытянув вперед руки — тогда многие отметили схожесть этой картины со сценой в Библии, где мертвые оживают.
В этом мире мы видим явные отсылки к другим цивилизациям — индуизму (Каменное изваяние Шивы), греческой мифологии (Минотавр) — разврат, похоть и смерть захватили это место. Также делается несколько акцентов на том, что до нашего героя здесь уже побывали и другие Ассасины, попрощавшиеся с жизнью.
Как только Ассасин выезжает из города, мы видим пустыню, выжигаемую войной. Ассасин видит тени людей от ядерных взрывов — Жертвы ядерной бомбардировки в Японии, которые оказались в самом эпицентре взрыва, несущего тысячеградусную температуру, буквально испарились, оставив после себя подобные тени. Фактически мы видим олицетворение библейского вступления — «Разорю высоты ваши, и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших. Города ваши сделаю пустыней, и опустошу святилища ваши. Опустошу землю вашу, так что изумятся ей враги ваши, поселившиеся в ней. И будет земля ваша пуста и города ваши разрушены»
Здесь же Ассасин находит кучу чемоданчиков с бомбой, которые несли его предшественники — то есть многие до него погибли поблизости, так и не достигнув цели. Наконец, наш герой добирается до места спуска в подземелье, где и разворачиваются основные события фильма
История Ассасина №2
Персонаж, которого мы видим в первой части фильма — это не тот же самый Ассасин, который спускался в подземелье на машине. Во-первых, у них совершенно разные карты. Во-вторых, Ассасин №2 спустился на капсуле сначала на поверхность земли (по нему стреляли пушки), а затем на этой же капсуле спустился под землю, в то время, как Ассасин №1 спустился на капсуле только на поверхность Земли, и ему пришлось добираться до подземелья на машине.
Если путешествие Ассасина №1 было сосредоточено на том, что творится на поверхности Земли, охваченной войной, разрушениями и ядерным апокалипсисом, то путешествие Ассасина №2 сосредоточено на том, что происходит под землей, куда ушел Ученый, создатель Вавилонской башни, и его последователи, которые скрываются от войны. И тут мы видим визуализацию тезиса — «Наука требует Жертв»
Карта героя разваливается каждый раз, когда он ее разворачивает — возможно, из-за ядовитых паров, пропитавших местную атмосферу. Но скорее всего это символизм — самоубийственная миссия не предполагает возвращение домой. Каждый раз разрушается та часть карты, путь по которой он уже прошел.
Ядовитые пары от токсических отходов стали причиной того, что тут обитают различные мутанты, которые охотятся друг на друга. Некоторые люди сохранили человеческий облик, другие подверглись небольшим мутациям. Различные уродства также вызваны чудовищными экспериментами по совмещению биологической и искусственных тканей.
Наш герой находит лабораторию, где ставят беспощадные опыты, но он безэмоционально закрывает дверь, не оставив надежды тем существам, что там мучаются.
В другом помещении мы видим Гигантских Титанов, предположительно, это бессмертные боги, которых бьют током, заставляя постоянно испражняться. И поскольку они бессмертны, это неиссякаемый источник сырья, и плевать на их мучения. Каким образом Ученому удалось поймать Титанов — неизвестно.
Это сырье насильно скармливается биороботу и проходит через систему его искусственных органов. И в конце из него выпекаются тряпичные гуманоиды, которых используют в качестве бесплатной рабочей силы.
Жизнь гуманоидов-рабов при этом ничего не стоит, ценность человеческой жизни на них не распространяется. У них отсутствуют лица, так как нет никаких эмоций, желаний и каких-либо целей. По крайней мере, все на это намекает. Однако в последнем эпизоде с фабрикой гуманоид, сбежав от мутанта-охранника, протягивает руку к Ассасину, прося о помощи. И тот, будучи способный ему помочь, решает бросить. Пожалуй, это самый печальный эпизод фильма с точки зрения человеческой морали.
Что производит Фабрика?
Из неизвестных личинок производятся монолиты. Они освещаются неизвестным излучением и приобретают свойства к левитации. Конечно, это отсылка к «Космической Одиссее 2001» Стэнли Кубрика. Напомню, неизвестный монолит в фильме дает толчок к развитию — обезьяны становятся умнее и учатся делать оружие из костей, а компьютер обретает сознание. Здесь, в «Безумном Боге», монолиты выполняют подобную функцию. Они дают толчок к эволюции и развитию жизни на других планетах. Возможно, они непреднамеренно дают здешним существам какое-то сознание, достаточное, чтобы исполнять приказы и управлять ими во имя высшей цели — науки. И, возможно, именно поэтому «одноразовые» тряпичные гуманоиды работают на фабрике — они просто не успевают обрести сознание от влияния монолитов. И как раз у гуманоида, которого мог спасти Ассасин, проявились зачатки сознания.
В неосвещенной подземке мы видим гигантское количество чемоданов — таких же, как у Ассасина. Это значит, что многие дошли до последней точки, но не успели активировать бомбу. Наш герой успевает это сделать перед тем, как его захватывает биоробот. Но таймер останавливается, и взрыва не происходит.
На самом деле взрыв случился. Когда секундная стрелка часов подходит к заветной отметке, зрителя переключают к истории Ассасина №1. А взрыв ознаменует кукушка в самом конце фильм. Таким образом повествование разрывается именно на этом моменте и история Ассасина №2 подходит к концу.
Продолжение Истории Ассасина №1
Ассасина №1 как аттракцион показывают людям в театре. Они хлопают любому доступному развлечению. В следующей сцене мы видим огромное количество выпотрошенных Ассасинов, которые были пойманы.
Мы видим, как вскрывают именно Ассасина №1 — того самого, что бродил по пустыне, а не который установил бомбу. Мы понимаем, что это другой Ассасин из его воспоминаний, которые Хирург увидел, просверлив ему голову. В какой-то момент, вытаскивая из распотрошенного Ассасина органы, он находит драгоценности, которые, впрочем, не являются его целью.
Драгоценности — метаформа ценности человеческой жизни, которая утекает из бренного тела. Записки означают память. Фрагменты тел — словно скелеты в шкафу, есть у каждого, книги — это культурное наследие. Но Хирургу нужно не это. Он находит живое существо, похожее на эмбрион, возможно, олицетворяющий одновременно и душу, и новое начало. Подобных эмбрионов находили в каждом из Ассасинов, которые были пойманы.
Медсестра относит плачущего эмбриона Ученому в маске Чумного Доктора. Мы видим в ее глазах сомнение, стоит ли отдавать «ребенка» и, возможно, раскаяние в том, что она это сделала. Также, мы видим, что ее быт не слишком сильно отличается от домашнего скота, человеческая жизнь под землей значит не больше, чем на поверхности.
Ученый проходит через статуи, изображающие различных древних богов разных цивилизаций — Индуистской, Египетской, Греческой. Все это из некогда священных идолов превратилось в ненужные статуи. Вход в лабораторию охраняют быки, сложно сказать, из какой они мифологии. Но, возможно, тут нет религиозного подтекста
По пути в лабораторию мы видим, как за Ученым ползет младенец с криками, напоминающими «Мама». Не все эмбрионы, добытые из Ассасинов, годятся для открытия новых миров. Те, что не нужны, становятся обитателями этого места и самостоятельно развиваются — именно таким ненужным эмбрионом и был младенец.
Мы также знакомимся с помощником ученого — Игорем. Это типичный образ горбатого карлика-лаборанта для клешированных сумасшедших ученых. Изначально создавался в качестве лаборанта Виктора Франкенштейна в классических фильмах Universal (При этом в книге Мэри Шелли никогда его не было)
У него есть своя работа и свои увлечения. Одно из них — наблюдать за выращенной им искусственной средой обитания в банке. Это единственный прекрасный и яркий эпизод мультфильма. Он подкармливает непонятных существ личинками, и, как выясняется, эти существа — сами еда для другого — паукообразного существа. При этом заботливая старшая особь, предположительно мама, бросает своего отпрыска на гибель, спасая свою жизнь. То есть пока Ученый создает огромные миры, Игорь практикуется на мелких тварях
Игорь наводит порядок, стряхивая пыль и паутину с часов и склянок, готовясь к приходу хозяина. Это значит, что Эмбрион доставляется не так уж и часто. А если суммировать этот факт с количеством чемоданов в подземелье, то, возможно, война Бога с Ученым идет уже не одну тысячу лет. Он также наблюдает за жизнью на других планетах через телескоп. Это как раз те планеты, на которые были отправлены монолиты, породившие там жизнь. Каждый из этих миров пошел по своему пути развития.
Открытие Миров
Ученый спускается в лабораторию и превращает эмбрион в кристаллическую пыль. При помощи нее он создает новые миры, вселенные и планеты — Он занимается тем, что должен делать Бог. Посланные на планеты Монолиты (которые делаются из личинок) способствуют зарождению новой жизни, мы наблюдаем процесс эволюции.
В одном из таких искусственно созданных миров Люди не построили Вавилонскую Башню, но построили Вавилонский Небоскреб, который закрывает солнце точно также, как его закрывала Вавилонская Башня в начале фильма. Но и здесь есть свои служители Бога. Священник передает им при помощи Азбуки Морзе сигнал к уничтожению, и террористы, заложив такую же бомбу, какую заложил Ассасин, подрывают символ Человеческого Гения и Триумфа Науки.
Время ускоряется, часы покрываются паутиной, склянки в лаборатории уже в пыли, свечи быстро догорают. И внезапно время начинает идти вспять. Мы видим различные альтернативные истории развития. Монолиты, что летели в космосе, приземляются на различных планетах, неся эволюцию, вопреки Богу. Но каждый раз все заканчивается плохо. Возможно, Ученый все это время искал способ создать цивилизацию без Бога, которая бы процветала. Но всегда конец был один
Младенец в бутылке — это еще одна отсылка к Стэнли Кубрику. Но если у Кубрика это было новое начало, символ рождения, то здесь это символ безысходности — человек, запертый в банке, не способен что-то изменить.
Продолжение Истории Ассасина №2
Мы возвращаемся к событиям сюжета Ассасина №2. Таймер на бомбе, установленной им, срабатывает. Мы не видим взрыва, но кукушка дает нам понять, что он произошел. Музыка, похожая на церковный хор, словно напоминает, что Адама и Еву Бог изгнал из Райского сада, потому что они вкусили плод с Древа Познания. Знания несут человечеству зло, с Богом или без, конец истории будет один.
Значение Глаза
Глаз в начале фильма, который дергается в панике и боли от электрических разрядов, звуки которых мы слышим, принадлежит одному из Титанов, которых постоянно бьют током и заставляют испражняться. Звук на это намекает.
Глаз в конце фильма, после титров, более спокойный и вполне человеческий. Мы слышим звук надвигающейся бури, что отсылает нас к самому началу фильма — к кадру с Вавилонской Башней. То есть это символ, что мы пришли к тому, с чего начали — вновь надвигается буря, которая несет гнев Божий.
Концовка
В конце фильма мы видим Священника, который смотрит вниз. Взрыв произошел, но значит ли это, что Ученый погиб и Священная Миссия, наконец, закончена? В начале фильма Ученого ударило молнией, и он выжил. Сможет ли он выжить сейчас и вновь стремиться к познанию и открытию новых миров, что свойственно человечеству? Закончится ли когда-нибудь Священная Война с Наукой? По движению веревки мы понимаем, что очередная капсула спускается вниз, а значит борьба не окончена.
PS Все, что здесь написано — исключительно мнение автора статьи. Трактовка фильма у разных людей может сильно отличаться, так как «Безумный Бог» — это словно Кубик Рубика, в котором есть несколько пустых граней, вы можете его вертеть в руках сколько угодно, но только создатель знает, какая картина истинная. Спасибо за чтение
PPS Я не стал писать обзор на этот фильм, так как он уже был написан другим человеком — Можете почитать и его. Если же вам понравился мой разбор сюжета, пишите в комментариях — ведь есть и другие фильмы, которые я неоднократно смотрел и которые сложно понять — я могу попробовать расшифровать и их.