Сегодня я хотел бы рассказать про самые популярные планы в кино (дальний, средний, вот это все).
Чтобы было сподручнее, в качестве примера возьму так нежно любимую мной сцену дуэли из «Хорошего, плохого, злого», благо там все эти планы есть.
Я говорю про те планы, которые обозначают расстояние от камеры до объекта, то есть, «крупкость» кадра.
Пойдем мы от самого дальнего к самому близкому.
Дальний план
Нам показывают место действия, на его фоне маленькие люди.
В качестве примера из «Х П З» — сцена, где герои расходятся на свои места перед дуэлью на фоне кладбища.
Общий план
Основной фокус на том, что герои делают. Если в предыдущем плане главной задачей было показать масштаб и панораму, то тут — показать, какое действие происходит.
В качестве примера — начало движения героев, фокус на Туко с Сентенцо.
Средний второй план, он же американский.
Показывает человека почти целиком, обычно фокусируется на одном герое. Используется в случае, когда общий план будет слишком далеким, а средний — слишком близким.
Пример — стойка Блондинчика перед началом дуэли.
Средний план
Самый распространенный план, показывает взаимодействие двух-трех человек.
Пример — разговор Туко и Блондинчика.
Крупный план
Выделение какого-то предмета, фокусировка на нем. Самый частый случай — лицо человека.
В качестве примера — лицо Сентенцо в середине дуэли.
Деталь, он же итальянский план
Супер-близкий кадр, концентрирующий фокус на какой-либо части объекта сильно вблизи. Название «итальянский» пошло от спаггети-вестернов, где так любили показывать глаза ковбоев или пистолеты.
Кадр из «ХПЗ» — разумеется, глаза Сентенцо во время кульминации дуэли.
Про сцену, еще раз
Если посмотреть внимательнее, то в данном отрывке, от начала самой дуэли (герои расходятся на места) до её кульминации (выстрел Блондинчика), планы все приближаются и приближаются, становясь крупнее — начиная с общего вида кладбища и заканчивая глазами героев в момент выстрела.
Если добавить к этому ритмический монтаж (частота смены кадров нарастает, к кульминации синхронизируясь с ритмом музыки), то мы получим одну из самых захватывающих сцен в кинематографе, вся искусность которой достигнута за счет мастерства оператора и монтажера (а не актерской игры или сценария).
А ведь Серджио Леоне (режиссера) в начале карьеры уничижительно называли ремесленником и недоучкой …
Спасибо за прочтение!
Источник — телеграм-канал «Одно Кино».