Хочу сразу обозначить, я не любитель российской классики, я скорее ценитель её конкретных произведений. Например, «Тихий Дон», который я читал с трудом месяц-полтора, до сих пор вызывает во мне чувство боли. После » Преступления и наказания», страданий и глюков главного героя мне плохо спалось. А роман Толстого «Война и мир» мне, наоборот, понравился, хотя многие до сих пор продолжают пугать своих детей дубом, огромным, в два обхвата…!
Но любимейшим произведением из этого бесчисленного списка школьной программы, конечно, является «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Я бы отдал многое, чтобы стереть память и прочитать эту книгу заново.
Некоторые успешно отговаривают себя от чтения тем, что автор, известно, употреблял некоторые вещества при написании. Спешу вас и обрадовать, и огорчить! Огорчить тем, что это правда и большинство книг российской классики писалось под чем-то, просто это нигде не афишируется так, как с «МиМ». А обрадовать тем, что на задумку и сюжет в целом это если и повлияло, то только в лучшую сторону!
Почему вам стоит отбросить все предрассудки и почитать «Мастера и Маргариту» хотя бы в рамках школы?
1. Персонажи. Все герои, даже второстепенные, настолько притягательны, что по ночам вы будете с ними разговаривать. Думаю, мужчины согласятся: все мы хотели себе такую жену, как Маргарита, которая за нас и в огонь, и в воду – буквально! Самое интересное, что, по официальным источникам, прототипом Маргариты являлась последняя жена Булгакова Елена Сергеевна, которая 4 года после смерти супруга добивалась публикации произведения – и добилась! А после умерла.
Отдельно хотел бы выделить харизматичного и властолюбивого Воланда. Если вы пишите собственное произведение и не знаете, где брать вдохновение для хорошего злодейского образа, почитайте роман хотя бы ради него.
«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые».
2. Сюжет. Поначалу, честно скажу, будет немного скучно и непонятно: читателя метает из одного временного промежутка в другой. По этой причине я бросил читать в первый раз, но из-за образовавшегося любопытства же и вернулся к книге. Потом, уже через главы две, вы поймёте: так было нужно, и построен роман максимально логично.
А в чём сюжет? Решают как-то два друга, поэт и главный редактор, погулять по парку. Встречаются, пьют абрикосовую и обсуждают дела насущные. И вдруг из-за угла появляется подозрительный «иностранец» со стандартным вопросом: «Вы верите в Бога?». Ребята, конечно, на деле не то, чтобы верят: научно ничего не доказано ведь. А «иностранец» только и радуется такому ответу и без зазрения совести сообщает, что в этот день редактору отрежут голову. И, более того, посвящает друзей во все детали столь жуткого преступления!
А дальше начинается полнейший хаос: необъяснимые явления преследуют главных героев одно за другим, пока не случается страшное.
А на втором плане читателей знакомят с историей Мастера, чьи книги, как и произведения Булгакова, толпа критиков встречает презрением. Не в силах справиться с ненавистью, Мастер опускает руки. Но не тут-то было! Маргарита, бесконечно любящая своего мужа и его творчество, прилагает все усилия, чтобы написанные произведения обрели известность.
Однако любая прихоть имеет свою цену.
3. Стиль. Как вы заметили, мои посты изобилуют вводными конструкциями. Этим я обязан Булгакову, потому что только благодаря нему я понял, как оформление текста влияет на его восприятие.
Вот отрывок:
«– Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, – тут неизвестный повернулся к Берлиозу, – вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого… – тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, – да, саркома, – жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, – и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье – совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи.»
Чем больше я читал, тем больше я словно становился одним целым с рассуждениями автора. Но ни отрывками, ни собственными словами этого не передать: книга поглощает любого.
Как итог, роман «Мастер и Маргарита» определённо заслуживает вашего внимания, хотя бы просто потому что современная литература в основе своей давно перешла порог массовой культуры и потеряла цвет, а читать что-нибудь да хочется.