Психо(з): эволюция трилогии Роберта Блоха сквозь десятилетия

Психо(з): эволюция трилогии Роберта Блоха сквозь десятилетия

На фоне знаменитой картины режиссёра Альфреда Хичкока, многие забывают о несколько менее известном первоисточнике в виде романа писателя — фантаста Роберта Блоха. Мне же в руки неожиданно попало раритетное букинистическое издание, включающее не только исходный материал, но и два его сиквела. В этой статье я хочу подвергнуть прямому сравнению лишь исходник и хичкоковскую версию, максимально отмежевавшись от последующих киновоплощений. Итак, приступим.

Психо(з) (1959) против Психо (1960)

На первых же страницах бросается в глаза более оскуфевший образ Нормана Бейтса, который очень заметно контрастирует с тёмным очарованием актёра Энтони Перкинса, превращаясь в довольно жалкого возрастного толстяка. Тем не менее, начальный диалог с Матерью отлично раскрывает как ведущую тему эдипова комплекса, так и внутреннее противостояние антагониста с самим собой, придавая больше глубины и приземлённости за счёт активного транслирования нестабильных мыслей.

События с кражей денег и последующим побегом Мэри Крейн значительно сокращены и изначально являют собой весьма непродолжительный флэшбек, в то время как киноверсия стремится к большей линейности и максимальному наращиванию саспенса до ключевого приезда в мотель.

Ныне культовая «душевая» сцена в книге чувствуется на порядок более бледной из-за примитивной декапитации тесаком вместо множества ритмичных ножевых ранений, однако всё ещё отлично выполняет функцию «перетекания» из одной истории в другую.

Крайне важный момент: в книге чётко обозначаются три личности в виде маленького мальчика Нормана, взрослого мужчины Нормана и непосредственно Матери, которая в конечном итоге окончательно берёт верх. Фильм хоть и старательно пересказывает трагичную предысторию с отравлением, однако делает это будто бы излишне торопливо, не учитывая существование «детской» части.

По итогу хочу отметить, что оба произведения весьма качественные и органично дополняют друг друга. Основная разница в том, что версия Блоха уклоняется в психологизм и исследование внутренних тараканов, в то время как гений Хичкока больше полагается на внешнюю атрибутику и голливудский гротеск.

Психо(з): трилогия Роберта Блоха сквозь годы
Психо(з): трилогия Роберта Блоха сквозь годы
Психо(з): трилогия Роберта Блоха сквозь годы
Психо(з): трилогия Роберта Блоха сквозь годы

Психо(з) 2 (1982)

На удивление крепкий сиквел, умело заигрывающий с ожиданиями читателя, использующий нестандартные сюжетные ходы и вываливающий изрядную долю едкой сатиры на уже начавший подгнивать Голливуд, где осмысленность стала уступать место вульгарщине и жажде наживы. Иронично, что роман был написан и выпущен Робертом Блохом за год до выхода киносиквела, наперекор боссам Universal Pictures, коим не понравилась столь меткая критика.

Психо(з): трилогия Роберта Блоха сквозь годы
Психо(з): трилогия Роберта Блоха сквозь годы

Дом психопата (1990)

Несколько вымученное завершение, где вновь поднимаемая тема эксплуатации печально известного образа Нормана Бейтса (и последующего массового помешательства) обыгрывается заметно слабее с точки зрения сюжетной напряжённости, хоть и является своего рода повторным предостережением об опасности «встраивания» больных людей в культурно — массовый код.

Психо(з): трилогия Роберта Блоха сквозь годы
Психо(з): трилогия Роберта Блоха сквозь годы

Также хочу отметить весьма богатые приложения в конце издания, кои изобилуют весьма интересным материалом, включающим в том числе несколько редких интервью и культурный контекст создания киноверсии, приправленный объёмной аналитической статьёй Сергея Антонова. Безусловно хорошее подспорье для российского читателя.

Психо(з): трилогия Роберта Блоха сквозь годы
Психо(з): трилогия Роберта Блоха сквозь годы

Однозначно рекомендую данное издание как фанатам киноверсии, так и любителям качественных триллеров, желающим глубже понять особенности человеческой психики.

 

Источник

Читайте также