Психологический подтекст истории Пола Атрейдеса. «Дюна»

Как адаптироваться к суровой реальности? Как, не смотря ни на что, идти вперед? Откуда взять решимости на принятие ответственности? Что значит измениться настолько, чтобы стать буквально другим человеком? Да и зачем вообще все это нужно? Все эти вопросы активно рассматриваются в сюжетной линии Пола Атрейдеса в фильме Дени Вильнева «Дюна». Да, у нас пока есть только первая часть истории, но для тех, кто читал книгу уже известно, куда история нашего избранного его приведет.

Но прежде чем углубляться в арку главного героя, мне хотелось бы сказать несколько слов о фильме в целом. В первую очередь об атмосфере. Фильм адаптирует книгу весьма подробно, почти не прибегая к заметным изменениям. Из чего вытекают все плюсы и один, как мне кажется, заметный минус сюжета в целом. Вот с него и начнем. На мой вкус в сюжете мало драматической составляющей. Мало каких-то личных, молчаливых, спокойных сцен наедине с нашими героями, когда происходят не события, а личное знакомство зрителя с персонажами или рефлексия этих персонажей относительно событий, что с ними произошли. Все вышесказанное вытекает в проблему малого количества драмы в повествовании. Сюжет, по большей части, представляет из себя демонстрацию событий, нежели личное их переживание. Хотя, как по мне, это вопрос весьма субъективный, но все-таки я уверен, что несколько эмоциональных сцен с Полом, например, фильму бы не помешали. Ведь его жизнь буквально переворачивается с ног на голову, а нам показывают его серьезные переживания лишь относительно видений будущего и снов. Можно сделать скидку и сказать, что его так воспитывали. Всегда готовили к тому, что может случиться что-то подобное. Да, это правда. Наш наследник Атрейдес живет в жестоком мире и готовили его к нему соответствующе, но все-таки для меня подобная скупая реакция героя на страшные события сюжета не работает на эмоциональном уровне.

А что же есть из плюсов? Да все остальное! Аудиовизуальная составляющая фильма выше всяких похвал. Настолько качественно, правдоподобно и насыщенно передать атмосферу книги было задачей не из легких, но команда, что работала над фильмом, справилась на пять с плюсом. Монументальность космических станций и архитектурных сооружений. Приятный глазу климат родной планеты Атрейдесов и ослепительное палящее солнце пустыни. Черви! О господи, сцены с червями просто потрясающие! Визуальные приемы конечно не отличаются той же креативностью, что была например в Бегущем по лезвию 2049, но они работают, и работают отлично. Сцены с семьей Атрейдес всегда при свете с теплым цветокором в противовес Харконенам, что вечно обсуждают и проворачивают свои дела во тьме. Кстати о Харконенах. Образ Барона в этом фильме мне лично зашел куда больше, нежели книжный образ или образ из фильма Дэвида Линча. В новой экранизации он вызывает больше тревожности и страха, нежели отвращения. Лично мне тяжело воспринимать настолько не приземленно отвратительный образ серьезно. Новый образ получился куда атмосфернее и более пугающим, вызывающим трепет. Особенно, когда эта туша начинает летать. Так же крайне запоминающейся, с точки зрения визуала, сценой для меня стал диалог Пола со своей матерью после визита Преподобной. Сразу же бросается в глаза размытые визуальные образы актеров, во время того, как камера снимает от лиц участников диалога, что символизирует отдаление сына от матери, конфликт, что начинает зарождаться и пустит ростки дальше. Да, этот прием довольно простой, но, самое главное, рабочий. Простые приемы, исполненные хорошо, куда лучше, сложных схем, которые может понять разве что автор произведения.

Динамика отношений Пола с его матерью это еще одна сильная сторона повествования. Нам понятны все чувства этих двух персонажей: от любви главного героя к части своей семьи, до ненависти по отношению к ней, ведь она не спрашивала его согласия на становления избранным, а это огромная ответственность и тяжкая ноша, она просто поставила его перед фактом, и ему уже придется искать выход из этого положения. Так же нам понятны и чувства леди Джессики: от любви к собственному сыну, до страха и вины за содеянное, ведь она обрекла его на страдания. Все сцены с ними не вызывали у меня ничего, кроме восхищения. Вышел отличный дуэт. Будет интересно наблюдать за ними далее по ходу сюжета.

Вернемся же к тому, о чем я рассуждал в начале. Лично я сторонник идеи, что в каждом, уважающем себя и зрителя, произведении, пусть и фантастическом, должна быть идея(и), которая напрямую связана с реальностью и способна, если не улучшить качество жизни при глубоком рассмотрении, то хотя бы заставить задуматься. Дюна, а если быть точным конкретно сюжетная линия Пола, весьма однозначно показывает необходимость взросления, адаптации к реальности и принятия ответственности. Конечно никого из людей не постигала участь, сравнимая с тем, что испытывает на себе наш главный герой. Ведь нас не рождали в ходе селекции для выведения избранного и вся наша привычная жизнь не рушилась за одну ночь. Такое драматическое преувеличение нужно в сценарии именно для того, чтобы показать, насколько тяжелую ношу может выдержать человек, насколько большой груз ответственности он может унести и как может преобразиться из относительно обычного подростка, хоть и королевских кровей, в настоящего наследника престола и того самого избранного, что пытались вывести в ходе скрещивания сотни лет. Но все это конечно достанется не даром. «Пол должен погибнуть, чтобы родился Квисатц Хадерах» — эта цитата очень хорошо отражает суть подобных изменений в психике. Хотя и звучит она довольно радикально, суть ее не настолько кровожадна. Ведь «убийство» себя настоящего ради выживания в будущем растянуто во времени довольно сильно, но ощущается в некоторых случаях очень остро. Так же метафорически это схоже и идеей жертвоприношения из Библии или мифической птицей-фениксом, что сгорает для того, чтобы переродиться. Как именно Пол будет преображаться и «погибать» мы пока не знаем. Но мы точно знаем, исходя из его видений и снов, что первую роль в этом будет играть Чани — девушка-фримен, что так назойливо лезла во сны нашего избранного.

Видения будущего это еще одна идея, которая мне так нравится в этом произведении. Довольно часто в произведениях, которые пользуются тропом «избранного» фигурируют пророчества, что как-будто ведут за руку главного героя, не давая ему выбора. Здесь же видения будущего представляют из себя простые метафоры, которые можно толковать по разному, и в силу этой особенности просто не способны вести Пола за руку, что добавляет ему агентности в собственной истории. Он не ощущается как просто часть пророчества или собственных предсказаний (которые можно рассматривать, как произведения в произведении), а самолично выбирает свою судьбу, лишь ретроспективно понимая, о чем же говорили его видения. Мне кажется этот ход очень креативным, особенно если учесть, что книга выходила в 1965м.

Если переносить эти идеи в реальный мир, то мы можем увидеть вполне явный посыл. Измениться, чтобы выжить. Иногда придется измениться радикально, чтобы принять ответственность за свою судьбу. Из хороших новостей: в судьбе среднестатистического человека не будет настолько колоссальной ответственности, которая свалится на него, когда он сам того не желает. Мы в праве сами выбирать насколько тяжелый крест на нужно нести. В жизни этих будет «крестов» много, но это не стоит воспринимать как что-то негативное. Этот выбор должен быть добровольным, иначе ничего не получится. Иногда этого выбора нет. И тогда остается только одно — смирение. Смирение и смелость поможет Вам выжить и расцвести, поможем Вам сгореть и переродиться, словно феникс, поможет Вам ограничить себя таким образом, чтобы Вы могли развиваться. Мне кажется именно этому учит Дюна на примере пути Пола Атрейдеса на пути к становлению избранным.

 

Источник

Читайте также

Меню