Неожиданно для себя решил посмотрел старую классику, которую раньше постоянно крутили по ТВ или продавали на кассетах в каждом втором специализированном ларьке. Да и плюс эта зеленая рожа мелькала во многих передачах или пародиях на первом канале. Так что сама судьба велела рано или поздно посмотреть трилогию. Прикоснуться к легенде, так сказать.
Если коротко: прекрасная трилогия. Живая, яркая, смешная, удивительная. Такая пародия на Бондиану, где вместо крутого спецагента, пользующимся всякими научными приблудами выступает гениальный преступник Фантомас. У него в арсенале и подводные лодки, и ракеты, и летающие автомобили, а потому ему всегда удается уйти от погони.
Впрочем, шутка в том, что поймать его пытаются далеко не умные люди. Журналист Фандорн — сильный, но самоуверенный, даже чересчур, а комиссар Жюв — неуклюжий, глуповатый, но верный своему делу товарищ, которому мешает собственное самодурство. Лишь прекрасная Элен нередко выступает голосом разума, да только кто её слушает?
У трилогии нет какого-то глобального сюжета. В каждом фильме Фантомас задумывает крупную аферу, а герои пытаются ему помешать. И каждый раз всё заканчивается одинаково — красивой погоней, ликующим Фантомасом и обещанием Жюва «рано или поздно поймать преступника».
Будто в Бондиане, герои постоянно передвигаются по разным странам, локациям, где у злодея всегда найдется тайное убежище с мониторами и масками на все случаи жизни. Исключение составляет лишь третий фильм, где основное действие происходит в замке и в её окрестностях.
Что касается Фантомаса, то на мой скромный взгляд — это один из лучших антагонистов в кино в принципе. Он жесток, способен на убийство, но не лишен харизмы и ума. Он всегда просчитывает свои действия на три шага вперед, всегда находит способ получить желаемое, всегда знает, как правильно запугать того или иного соперника. При этом он не лишен самохвальства; ему обязательно нужно покрасоваться перед врагами, представить себя в наивысшем свете.
Тут же вспоминается сцена, где он обвиняет журналиста Фандора в том, что тот выставил злодея в неправильном свете.
При этом ни зритель, ни герои так и не узнают, кто скрывается под маской и как он вообще дошел до такой жизни. Впрочем, оно к лучшему. Фантомас потому и идеальный злодей, потому что он скорее идея мирового зла, чем личность.
Противостоит ему знаменитое трио в лице храброго журналиста Фандора (играет его Жан Марэ, он же играл Фантомаса), его очаровательной невесты Элен и неуклюжего глуповатого комиссара Жюва в блистательном исполнении Луи де Фюнеса. Впрочем, «противостоит» — громкое слово. Скорее они просто оказываются у него на пути, а потом по мере своих сил пытаются его поймать просто потому, что так правильно. И, как правило, безуспешно. Особенно забавно себя ведет Жюв, который видит во всем происки Фантомаса, а потом сам же невольно ведет себя согласно его планам.
Но в третьем фильме их союзу приходит конец. Не по сюжету — в жизни. Ни Марэ, ни де Фюнес так и не смогли сработаться друг с другом. Причина — обыкновенная звездная болезнь. Каждый думал, что он главный в фильме, а посему требовал невероятные гонорары. Поэтому в «Фантомасе против Скотленд-Ярда» Фандорн никак не взаимодействует с Жювом, а сам Марэ все меньше и меньше появляется в своей знаменитой зеленой маске; поэтому, добрую половину фильма злодея играет другой актер.
Вообще, Фантомаса можно было снимать бесконечно, как бондиану. Новые преступления, новые попытки поймать злодея, новые локаций (в четвертом фильме планировали заглянуть аж в СССР), и так пока всем не надоест. Но не срослось. Может, оно и к лучшему. Даже в рамках трилогии «Фантомас» умудряется рассказать о себе всё и даже больше. А после было бы лишнее.
Вывод: смотреть всем! Лучших или худших фильмов в трилогии нет, они все одинаковые в своем великолепии. Харизматичный Жан Марэ, смешной Луи де Фюнес, прекрасная Милен Демонжо — что ещё надо для счастья?