Сразу стоит сказать, что любое произведение, как воспроизведение психических процессов общества, является только вероятностным событием.
Дисклеймер
Данная статья является частью и продолжением общей работы по созданию методического пособия по взаимодействию с бессознательным и его анализу, поэтому отдельно от других работ не будет полноценно восприниматься. Приятного чтения
В конце истории главный герой жертвует собой, ради будущего всей человеческой цивилизации, не просчитав при этом всех последствий такого выбора. В итоге к лучшему или нет, история вновь начинается у истоков мирового древа, где новым протагонистом будет мальчик, лишенный бремени своего царского предка.
Такой исход обусловлен тем, что Эрен изначально руководствовался не здравым смыслом, а эмоциями, заложником которых он стал, что создавало в его сознании весьма субъективное и узкое видение. В принципе весь сериал кажется одной большой моралью о том, как люди часто ошибаются, из-за неспособности объективно мыслить, превозмогая свои инстинкты.
Об этом говорит и сам главный герой Эрен
В истории, которая была выстроена в мире Эрена, «мир» априори был невозможен, из-за отсутствия главной константы – универсального сознательного. Чтобы понять, о чем идет речь читайте разбор понятия «Татан» по ссылке Научный разбор понятия «Титан», на примере аниме-сериала «Атака титанов» и мифических персонажей – Telegraph.
Проводником универсального сознательного должен был стать Эрен Егерь, тем самым связав два универсума. К сожалению этому препятствовало помеха в виде дурной наследственности, от которой он и пытался избавится. На свое несчастье Эрен не видел другого выхода, потому что ярость по отношению к той части бессознательного которая препятствовала союзу разума и тела, застилала ему взор, лишая здравого смысла.
Цикл созидания уничтожения вечен, за уничтожением должно идти созидание — это детерминизм.
Если есть необходимость что-либо устранить, всегда нужно позаботится о том, чем это заменить. Другими словами, уничтожив старый мир, Эрен должен был создать новый, но он не только не довел дело до конца, а уничтожил главное королевское оружие – титанов.
В конце ему отрезают голову, дважды. Сначала голову титана, а затем его собственную. Отделение головы от тела символизирует полную или частичную потерю связи между сознательным и бессознательным.
То, к чему так сильно стремился юный мститель – свобода, заложником идеи которой он стал, была его настоящей целю и мотивацией, однако это никак не противоречит тому, что он действовал и ради своих друзей, так как свобода, не обремененная жизнью, ничего не значит. Поэтому свобода для человека – это возможность выбирать, то, что он любит. Его друзья являются олицетворением определенных аспектов его личного взгляда, его внутреннего мира, за который он яростно сражался с тем, что мешало достичь этого внутреннего баланса. Это дурное наследие титанов живущих в марлийцах и эльдийцах. Учитывая прямую связь со скандинавскими мифами, будет весьма уместным вспомнить противостояние Асов с Ванами и Великанами. В греческой мифологии это событие известно как «Титаномахия». Титаномахия — Википедия (wikipedia. org).
По преданиям из мира анимационного сериала, цивилизация такой какая она есть появилась по вине расы «идеальных существ» способных изменять свои тела по своему усмотрению, после конфликта, который их разделил. Унаследовавшие их силу стали называться королевской семьей – это были те, кто контролировал силу титана прародителя.
Эти идеальные существа являются ключом к восстановлению баланса. Идеальное это синоним совершенства, что прямо намекает на разум или дух. Божественными духами в разных культурах являются ангелы или различные божества, как например «Асы» из германских мифов, но из этого сюжета исключили любое присутствие или даже намеки на них, словно переменную из уравнения.
Ответы кроются в именах и названиях.
В одной из серий часть героев находят замок под названием Утгард.
Утгард (с др. -исл. «внешнее отгороженное пространство; окраинная земля»; др. -сканд. Útgarðar; от ut «вне» + garðr «двор» (от праиндоевр. корня *gher- «схватить, заключить»)) — в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди.
В некоторых мифах (Видение Гюльви) Утгардом (borgarinnar) называется город в Ётунхейме. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир магии, сопоставимый с «иным», недоступный простым смертным, но доступный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент из любой точки Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками («Путешествие Тора в Утгард») . В легенде о путешествии Тора упоминается великан Утгарда-локи как правитель этого мира.
Космогония и мифологическая география германо-скандинавов восходят к индоевропейской архаике и весьма сложны, это структура многоуровневая: миротворение началось из бездны Гиннунгагап (др. -исл. «зияющая бездна») , на стыке двух первомиров — огненного Муспельхейма и снежно-ледяного Нифльхейма. Много позже трое богов-братьев (см. выше) создали космос, в котором существуют:
- небо — мир богов-асов и будущего (Асгард),
- земля — мир людей и настоящего (Мидгард),
- подземье — мир умерших предков и прошлого (Хель).
Эти три мира объединены как творческой волей их создателей, так и общими законами метафизического бытия, которые закреплены корнями Мирового Древа — ясеня Иггдрасиля: в каждый из них уходит один из трех корней великого древа. В Утгарде, возникшем неизвестно как (в поздних мифах есть попытки объяснить его происхождение трудами великана Нарви), корней Иггдрасиля нет, и боги-асы над ним не властны.
Утгард – это что-то вроде карманного измерения в Йотунхейме, стране ледяных великанов, где обитает Утгард-Локи и скорее всего охраняет это место, от чего-то, о чем не знает даже автор Эдды, либо же он решил утаить эти знания. Эта версия Локи гораздо старше и является великаном и о нем почти ничего неизвестно, словно он не из этой вселенной или даже реальности.
Так же по мифам скандинавов, Имир – это первый ледяной великан, из которого родилась вселенная, вместе с Асами, Ванами и другими великанами.
Имир, Бримир или Аургельмир (др. -сканд. Ymir, Aurgelmir) — в германо-скандинавской мифологии первое живое существо, инеистый великан, из которого был создан мир.
Он произошёл изо льда Эливагара, в котором теплота зародила жизнь. Он рос, питаясь молоком коровы Аудумлы. Под левой рукой его выросли мужчина и женщина, а от его ног родился шестиголовый великан Трудгельмир (прародитель рода великанов-ётунов — Гримтурсенов) . Был убит потомками бога Бури — Одином, Вили и Ве. Убив, они сотворили из него мир: из мяса — сушу, из крови — воды, из костей — горы, из зубов — скалы, из волос — лес, из мозга — облака, из черепа — небесный свод. Каждый из четырёх углов небесного свода новые боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по карлику: в северный — Нордри, в южный — Судри, в западный — Вестри и в восточный — Аустри.
Весьма очевидно, что мир Эрена это аллюзия на мир ледяных великанов из скандинавской мифологии, в том смысле, что в нем нет места божественному началу. Еще его можно сравнить с адом Данте.
Весьма ироничное сравнение мира, частью которого является остров под названием «Рай», с адом, но когда произошло событие грехопадения, божественные создания попали в ад и утратили связь с богом, став его антиподами. Таким образом была создана новая иерархия преисподнии во главе с Люцифером, вытеснив старое понятие подземного царства Аида.
***
Все зло, как мы уже разобрали, есть результат отсутствия взаимосвязи бессознательного с сознательным, а так-как его источником считается ад, центром которого является дьявол, то весьма уместным будет сказать, что аналогом дьявола в истории анимэ является Эрен Егерь. Точнее он главный носитель дурного наследия, прямой потомок Имир.
Как известно из сериала народ эльдийцев называют потомками дьявола или демонами.
Карта города напоминающая мишень, состоит из трех стен опоясывающий центр и выпуклости, располагающиеся по стенам, образуют крест.
Сильно напоминает солнечную систему или строение атома с его электронными оболочками. Несмотря на то, что в христианстве тройку считают цифрой бога, на самом деле это цифра дьявола. Бог любит троицу, может означать, что универсальное сознательное нуждается в коллективном бессознательном, для образования устойчивого психического баланса. Дьявол – это зацикленность, т. е., движение по кругу, в трех измерениях, когда мы добавляем туда четвертое измерение, то движение по кругу становится движением по спирали, подробнее об этом здесь Боги против Титанов. – Telegraph, Сериал «1899» – Telegraph.
Значит три — это символ коллективного бессознательного, то бишь тела, внутри которого находится сознание. Из сериала мы узнали, что стены города были созданы 145 королем Карлом Фрицем из титанов и защищали от нападок других титанов вокруг. Если сложить все знания из предыдущих работ, то легко догадаться, что речь идет о формировании психического блока – зацикленности. Но на это можно посмотреть и как на формирование собственной идентичности или индивидуацию.
Индивидуация — одно из основных понятий аналитической психологии Карла Густава Юнга (1875–1961), означающее процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека.
Индивидуация представляет собой спонтанный, естественный процесс в рамках психической субстанции; потенциально она свойственна любому человеку, хотя большинство из нас её не осознаёт. В отсутствие торможений, препятствий или искажений, обусловленных тем или иным расстройством психики, индивидуация — это процесс созревания или развертывания, психический эквивалент физического процесса роста и взросления.
И ведь действительно, наша психика и наше сознание, находятся в непрерывной борьбе с телом за выживание в смысле устойчивости.
Наши тела-бессознательное – это не статичный сосуд, а постоянный динамичный процесс, благодаря которому они существуют. То самое движение, о котором было сказано выше. Движение по кругу – зацикленность, создает помеху, из-за которой импульс не может двигаться по необходимой траектории как на рис. 1
Вместо этого движение становится плоским и идет по кругу, рис. 2
Три стены города Парадиз символизируют этот процесс, поэтому совершенно неудивительно, что после события «Гул титанов» война продолжилась и цивилизация на острове была уничтожена.
***
Любопытно, что на самом деле и марлийцы и эльдийцы были потомками одного предка. Эрен с самого начала хотел вырваться из этих стен, а жители острова все время подвергались нападкам титанов и считали их своими естественными врагами, в то время как марлийцы считали врагами эльдийцев за силу которой они владели. По сути, главными жителями Парадиза являлись потомки короля, которые унаследовали силу титанов, а все остальные 80% не имели прямого отношения к ней и ничем не отличались от марлийцев. Разницы только в том, что марлийцы — это эльдийцы, но произошедшие от изумрудного гиганта, одного из древних титанов, не выходящих в число девяти других.
По существу, жители острова парадиз просто оказались не в том положении, им не повезло.
Сцена после титров говорит о том, что изменения все же произошли. Об этом можно судить по тому, как событие начала зарождения эпохи титанов изменилось. Заместо девочки, которую просто силой загнали в недра темных вод под древом Иггдрасиль, появился мальчик с посохом и собакой сильно напоминающего Эрена, который сам нашел исток жизни. Таким образом нам предвосхищали события. Посох символизирует мудрость, а собака охранника в потусторонний мир.