Прочел сборник рассказов А. Куприна. Заслуживающее внимание произведение

Прочел сборник рассказов А. Куприна. Заслуживающее внимание произведение

Для меня Куприн почему-то всегда считался «не таким уж классическим классиком», как Толстой или Тургенев. Да и в школьной программе его произведения всплывали очень редко и то вскользь. Натолкнуло меня на знакомство прозведение «Яма», а точнее его сюжет — выживание проституток в российском гетто. Признаться, я был удивлен — такая эпоха и такая тема. Но прежде чем сесть за неё, я по старой привычке решил сначала пойти по легкому пути — рассказы и повести, чтобы решить, стоит ли Куприн моего внимания?

Да, стоит. Не скажу, что он великий гений или мыслитель, но писатель очень хороший. Его стиль чем-то напоминает симбиоз русской классической письменности и современности; красивые, изящные эпитеты и обороты выстроены во вполне понятную конструкцию. Плюс, автор нередко поднимает ну очень взрослые и нетипичные для литературы той эпохи темы, вроде пьянства, разврата, колдовства, судьбы и тд. Этакая романтическая версия Достоевского.

Итак, я прочитал короткой сборник «Гранатовый браслет», в который вошли четыре произведения: «Олеся», «Поединок», «Суламифь» и «Гранатовый браслет». Коротко расскажу о каждом из них:

Прочитал сборник повестей А. Куприна. Достойное чтиво

«Олеся» — на данный момент, самое лучшее произведение Куприна. Короткая, но трогательная история любви просто русского мужика и молодой ведьмы. Казалось бы, что такого, но эту историю автор снабжает непростыми и тяжелыми темами, вроде судьбы и влияния религии на ум людей. Самое печальное, что концовка предсказуема с самого начала, но из-за красивого описания отношений между главным героем и Олесей до последнего не веришь в их печальный исход.

Прочитал сборник повестей А. Куприна. Достойное чтиво

«Поединок» — считается, что это самое главное произведение Куприна. И наверное я соглашусь, хотя «Олеся» мне по духу ближе. Здесь главный герой — простой подпоручик Ромашов, который тяготится своим положением. Он и его войска торчат в каком то захолустье, и от скуки солдаты то и дело предаются пьянству, развратам и азартными играми. Ромашов тоже невольно вливается во всю эту деятельность, хотя и понимает, как она для него пагубна. Единственный лучик света в его мрачной жизни — замужняя Шурочка, которая хоть и отвечает герою взаимностью, не может остаться с ним, так как всеми силами старается вырваться из армейской нищеты, а потому силится протащить своего мужа в высший свет.

Пожалуй, «Поединок» — очень трагичное произведение. Куда ни плюнь — безспросветный мрак. Особенно тяжело и абсурдно описана армейская жизнь с её никому не понятными уставами, муштрованием ради муштрования и самодурством высших чинов. Главный герой и рад бы бросить это, но положение в обществе заставляет его идти до конца; если он бросит армию, то рискует остаться нищим и никому не нужным; если не ответит ударом на удар, то его заклеймят. Не жизнь, а ловушка Джокера.

Заканчивается это всё на грустной ноте. Вообще я заметил, что Куприн очень любит плохие финалы, но где-то он оставляет простор для надежды, а где-то бескомпромиссно втаптывает читателя в грязь. «Поединок» относится ко второй категории. С другой стороны, другого финала здесь трудно представить.

Прочитал сборник повестей А. Куприна. Достойное чтиво

«Суламифь» — история любви царя Соломона и молоденькой Суламифь. История красивая, волшебная, притязательная, но печальная. И виновато тут, опять же, нравы того времени. Дело в том, что Соломон — многоженец, что было типично для того времени; но жены могут быть как и покорными, так и ревнивыми. И именно ревность положила конец единственной настоящей любви царя.

Кстати, в этой повести богатство таланта Куприна выходит на новый уровень. Таких ярких и сочных описаний природы я мало где видел. А тут что ни строчка, что ни абзац — сказка.

Прочитал сборник повестей А. Куприна. Достойное чтиво

«Гранатовый браслет» — ещё в школе я не понимал всей прелести этого произведения; не понимаю и сейчас. Единственное, почему оно так выделяется из всех библиографии Куприна — это тема сталкинга, нетипичная для литературы того времени.

На самом деле произведение очень опасное. Здесь сталкинг описан как чуть ли не самое яркое и трогательное проявление любви. Мелкий чиновник долгое время преследовал замужнюю женщину, что умер с её именем на устах, а та потом сидела у его гроба и сожалела, что упустила такую любовь. Поэтому, пацаны, если девушка, которую вы преследуете, боится вас, грозится написать на вас в полицию, что-то там затирает про феминизм — всё это фигня. Рано или поздно она поведется, а в противном случае все равно будет сожалеть, что не обратила на вас внимания. Информация стопроцентная.

***

Вывод простой: Куприн — удивительный писатель. Открытый, искренний, талантливый. Читать его — это с головой погрузиться в ту эпоху с его красотой и абсурдностью, с горестями и радостями. Всем рекомендую!

 

Источник

Читайте также