«Стальной Алхимик», «Блич», «Ван-Пис», «Очень приятно, Бог»… В аниме жанра фэнтези оживают миры, где правят «меч и магия», а привычные людям законы не имеют силы. Мифологические существа — пожалуйста! Необычные предметы — дайте два! Зритель может уйти от реальности и пустится в приключения вместе с героями, исследовать иные миры, волшебных животных и магические заклинания. Но откуда появился жанр и как он развивался? А главное, чем смог зацепить японского зрителя в далекие 80-е и пустить свое магическое влияние и дальше, на большой континент? Давайте разбираться.
Зарождение. Фентезийный мир и его отличительные черты
Япония, вторая половина 80-х. Бурный интерес к научной фантастике постепенно падает: зрителю приелись полеты в космос и гигантские роботы. Хочется чего-нибудь новенького, еще неизученного. Мистического.
Так в начале 90-х появляется один из первых популярных сериалов в жанре фэнтези «Летопись войн острова Лодосс» (Lodoss tou senki) режиссера Сигэто Макино по мотивам романов Рю Мицуно. По сюжету на острове Лодосс разворачивался борьба за власть между королем Белдом и императором Фарном. Главный герой молодой воин Парн вместе с друзьями участвует в сражениях вместе с людьми, эльфами, гномами, драконами и противостоит уничтожению мира. Любопытно, что лор «Лодосса» был вдохновлен романом Дж. Р. Р. Толкина, а тот, в свою очередь, подсматривал моменты в японских легендах о борьбе с демонами и мифологическими чудовищами. Самые популярные героини «Летописи войн острова Лодосс» — волшебница Клара, пытающаяся удержать равновесие мира, и решительная эльфийка Дидлид — возлюбленная Парна, искусная лучница и музыкант. Именно ее эльфийские длинные уши в будущем стали основным элементом расы в аниме и манге.
В это же время на экраны вышла лента «Сказание об Арслане» (Arslan senki) Мамору Хамацу, основанная на романах Есики Танака. По сюжету принц Арслан пытается вернуть утерянную власть после смерти отца. В отличие от «Летописи войн острова Лодосс», действие основывалось не на попытках главного героя овладеть искусством боя, а на политических интригах и искусстве стратегии. Несмотря на военную тематику и главных героев мужчин, оба проекта акцентировали внимание на седзе — чувствах и отношениях между персонажами. Почему так? Дело в том, что в то время фэнтези-романтика привлекала большое количество молодой женской аудитории, ведь практически вся мужская часть все еще смотрела меха с большими роботами, ориентацией на физику и научную фантастику.
В это же время на экраны вышла лента «Сказание об Арслане» (Arslan senki) Мамору Хамацу, основанная на романах Есики Танака. По сюжету принц Арслан пытается вернуть утерянную власть после смерти отца. В отличие от «Летописи войн острова Лодосс», действие основывалось не на попытках главного героя овладеть искусством боя, а на политических интригах и искусстве стратегии. Несмотря на военную тематику и главных героев мужчин, оба проекта акцентировали внимание на седзе — чувствах и отношениях между персонажами. Почему так? Дело в том, что в то время фэнтези-романтика привлекала большое количество молодой женской аудитории, ведь практически вся мужская часть все еще смотрела меха с большими роботами, ориентацией на физику и научную фантастику.
Постепенно уходить от европейского фэнтези-канона японские аниматоры начали в 1992 году в аниме «Ублюдок!! Сокрушитель тьмы» (Bastard!! Ankoku no hakai jin) режиссера Тору Есиды. Фэнтезийный мир был основан на японской мифологии, хотя в сюжете встречались и темные эльфы. Проект отличался сложной системой магических заклинаний: наложение каждого начиналось с обращения к высшим силам и заканчивалось определенным словом или фразой «Зарзард-зарзард, сакуроло! В адской Тьме – адский Огонь, стань моим мечом и уничтожь моих врагов!». Именно эта система создания заклинаний взята за основу многих аниме в жанре фэнтези. Необычным было и распределение персонажей между сторонами добра и зла — оно практически отсутствовало. Так, злой маг Дарк Шнайдер не только помогал справляться героям со своими бывшими слугами, но и из-за любви к девушке, постепенно переходил на сторону людей. Его характер менялся медленно, герой поступал правильно, но все равно оставался слугой Тьмы. Идеи синтоизма четко прослеживались в сюжете — нет плохого и хорошего, все иллюзорно.
Сюжеты усложнялись, а дизайны персонажей совершенствовались. Это позволило сократить производственные расходы и перейти на платные кабельные и спутниковые каналы. Денег достаточно, а поэтому заработок больше не стоял на первом месте. Появилась возможность снимать аниме не только для широкой аудитории, которая обязательно принесет большую прибыль, но и для более узкой. Так, в 1995 году вышел «Евангелион» (Shinseiki Evangelion) режиссера Хидэаки Анно. Культовое аниме, в мире которого человечество погрязло в войнах, а на Земле появились Ангелы, пытающиеся добраться до запертого на планете первого представителя их расы. Синдзи Икари и другие пилоты биомеханических роботов ведут борьбу против них, не до конца понимая цель. Почему «Евангелион» считался блестящим, но все-таки проектом «не для всех»? Борис Иванов — знаменитый журналист, кинокритик и популяризатор японской анимации писал об этом так:
«Для одного «Евангелион» — это блестящий военно-тактический сериал, для другого — исповедь заблудшей души, для третьего — предупреждение науке, слишком близко подошедшей к тайнам жизни. Сериал наполнен цитатами из священных текстов всего мира и огромным количеством неразрешенных сюжетных загадок, оставляющих зрителям пространство для проявления собственной фантазии. В аниме умело сочетаются подтексты, интересные отаку, с идеями и мотивами, привлекательными для более широкого круга зрителей».
К этому времени фэнтези аниме собрало у экранов как мужскую, так и женскую аудиторию. Например, «Видение Эскафлона» (Tenkuu no Escaflowne) 1996 года режиссера Кадзуки Аканэ сочетало в себе научно-фантастические, романтические, фэнтезийные мотивы, магию, технологию и стимпанк, что работало на обе категории зрителей. По сюжету девочка Хитоми попала в другой мир, где идет кровопролитная война и царит жестокость. Она жаждет вернуться домой к маме, друзьям и любимому человеку, но фантастическая реальность не отпускает ее.
В 2000-х аниме стало популярным и за пределами Японии, из-за чего объем выпускаемых проектов увеличился, а при создании часто использовалась компьютерная графика. В это время выходили легендарные аниме в жанре фэнтези. Наверняка все слышали о «Югио!» (Yu-Gi-Oh!) Кадзуки Такахаси, закрепившее за собой звание одного из самых влиятельных аниме начала 00-х. По сюжету школьник Юги и его друзья пытаются разгадать тайну потерянной памяти фараона с помощью Duel Monsters — популярной карточной игры. На пути компания встречает хранителей Тысячелетних артефактов. Пик популярности был достигнут за счет выпуска карточек, которые создали настоящее помешательство не только у себя на родине, но и в США. Школьники скупали колоды, обменивались редкими карточками, а цены на некоторые из них при перепродаже достигали тысячи долларов. В 2009 году Duel Monsters стала самой продаваемой коллекционной карточной игрой в мире. Ну если раритетных карточек у вас нет, Yu-Gi-Oh! Duel Links можно скачать в любом маркетплейсе.
Одно из самых популярных аниме того времени — «Наруто» (Naruto) Хаяо Датэ о молодом ниндзя Наруто Узумаки, который, несмотря на трудное детство и испытания выпадающие на пути, пытается стать Хокаге. Это не только фэнтези, ведь лента включает лучше черты боевого сенена и романтики. Аниме стало культовым, именно на нем выросло целое поколение, которое путешествовало и росло вместе с персонажами.
Расцвет. Чем цепляет жанр?
Пираты, эльфы, демоны, волшебники, адские машины, магия, яркие продуманные миры, становление главных героев, захватывающие приключения и трогательные любовные линии — одни из главных составляющих аниме в жанре фэнтези. Некоторые из них можно встретить и в других направлениях, а эльфами и волшебниками уже никого не удивишь. Так что заставляет зрителей смотреть сотни серий о приключениях героев в выдуманных мирах?
1. Бегство от реальности
Очевидно, что мир за окном не такой уж и захватывающий: на улице никогда не встретишь тысячелетних японских духов, не сможешь обменять обычную руку на демоническую или получить волшебные силы. В фэнтези зритель может выбрать любой мир на свой вкус. Хочется потрепать нервы? Подойдет мрачный и опасный мир «Атаки Титанов» (Attack on Titan), где Эрен Йегер и его друзья живут в городе, за высокими стенами которого бродят титаны-людоеды. Что-то повеселее? «Маги — волшебный лабиринт» (Magi: The Labyrinth of Magic), в мире которого спрятано несколько подземелий с ценными сокровищами. Неунывающий молодой волшебник Аладдин пускается в путешествие вместе с джинном Уго и другом Али-Бабой, чтобы найти драгоценности и заплатить за ущерб, нанесенный тележке богатого торговца. В фэнтезийных мирах зритель может стать кем угодно: от пирата, до принца, а потому уходить из них совершенно не хочется!
2. Возможность почувствовать себя исследователем
Многие аниме в жанре фэнтези заточены под исследование мира.
В первом случае оно будет не совсем очевидным: зритель попадает в эпицентр событий, где главный герой хорошо знает свой мир и уже обладает определенным статусом. Например, в аниме «Код Гиас» (Code Geass) зритель попадает в альтернативную реальность, в которой Британская империя правит миром, а Японию отделили в Зону 11. Мать наследного принца убивают, сестра становится инвалидом, а Лелуша — наследного принца, отправляют в Японию. Именно там он знакомится с революционерами и СиЦу, которая наделяет его даром подчинения воли других людей. В ленте довольно сложный сеттинг, разбираться в котором нужно по ходу сюжета, но от этого исследования мира становится только интереснее.
Во втором случае исследование становится буквальным — целью и главного героя, и зрителя. Так, в аниме «Ван-Пис» (One Piece) Манки Д. Луффи вместе со своей командой «Пиратов Соломенной шляпы» путешествует по миру в поисках пиратского сокровища. Сама вселенная населена разными расами: русалками, великанами, людьми, скапийцами. Моря, по которым путешествует команда, хранят в себе властителей морей и зритель исследует их вместе с героями.
3. Захватывающий визуал и любовь к природе
Аниме в жанре фэнтези отличается красочными локациями и завораживающими неизведанными пейзажами. В ленте «Мастера меча онлайн» (Sword Art Online) заядлый геймер Кирито во время участия в бета-тестировании нашумевшей компьютерной игры в жанре MMORPG застревает в виртуальном мире. Если погибнешь в игре — умрешь и в реальной жизни, а вернуться «домой» можно только при достижении сотого уровня. Ситуация не из приятных, однако Кирито находит союзников и решительно движется к финалу. По ходу прокачки герой меняет локации, а поэтому перед зрителем открываются бесконечные зеленые поля, маленькие уютные города и парящие башни.
В аниме «Сомали и лесной дух» (Somali to Mori no Kamisama) голем и девочка путешествуют по миру духов и встречают на своем пути необыкновенных существ. Вокруг расстилаются необычные пейзажи: грибы размером с деревья, светящиеся луга, непроходимые фиолетовые леса и изумрудные реки.
Считается, что люди читают фэнтези из-за подсознательной тяге к природе, ведь сам жанр зарождался во времена, когда города стремительно расширялись, а люди все сильнее отдалялись от природы. В начале XX века оторванность от нее даже вызвала волну интереса к лесным духам: сам Артур Конан Дойль написал роман «Пришествие фей», где разобрал репродукции серии знаменитых фотографий «Феи из Коттингли», на которых волшебные существа резвились в садах и летали рядом с детьми.
Чем дальше человек от природы, тем больше душа ее жаждет: зеленые поля с волнующейся от ветра травой, закат над заснеженными вершинами гор или не поддающиеся объяснению парящие в воздухе каменные острова — все это и даже больше можно найти в фэнтезийных мирах, и, не выезжая из города, насытить душу.
4. Эпические сражения
Битвы между людьми, магами, волшебными животными или целыми королевствами — как тут устоять! Прелесть фэнтези аниме в том, что драться здесь могут не только люди, но и магические необычные существа. Так, в «Покемоне» (Pokemon) разумные создания обладают сверхъестественными способностями управления стихиями: огненной, водной, электрической и другими. Сражаться с представителями своего вида для повышения уровня и трансформации, им помогают тренеры. Например, Пикачу сражался с Райчу — формой, в которую он может эволюционировать.
Использование животными стихий, хитрых приемов и долгожданная, зачастую неожиданная трансформация всегда захватывает дух. Не менее эпичными становятся битвы между ниндзя Саске и Наруто, людей против гулей-людоедов в «Токийском Гуле», человека против самого себя в «Тетради Смерти».
5. Попытка найти ответы
На самом деле аниме в жанре фэнтези не только помогает сбежать от проблем, но и встретиться с ними лицом к лицу. Смотря и анализируя сюжеты, в которых герои сталкиваются с похожими проблемами, подсознательно человек накладывает их решения на свои, примеряет на себя сделанные ими выводы. Аниме позволяет отстраниться от проблемы и взглянуть на нее со стороны, при этом именно фэнтези позволяет рассмотреть ее с разных, зачастую неожиданных углов. Тему смерти через демонстрацию загробной жизни, как в «Ангельских ритмах». Потери и мести через борьбу с врагами, погубившими семью Эрена в «Атаке Титанов» или «Истребителе демонов». Дружбы, любви и прощения через взаимодействие Наруто с близкими людьми.
Аниме задается вопросами и на глобальные темы: религии, социального неравенства, политики, экологии. Идеи и смыслы перетекают из одного в другой, человек ищет ответ, фэнтезийные миры его дают. А иногда предоставляют возможность ответить на них самому.
6. Романтика
Говоря о фэнтези, нельзя обойти стороной романтику в необычном сеттинге. Отношения с эльфийкой-лучницей, роботом, демоном, духом — в этих мирах все возможно. И хотя сейчас жанр в большей степени ориентируется на становлении героя, теме мести и искупления, любовь всегда остается одной из основных составляющих. Она помогает персонажам меняться, достигать цели, пересматривать жизненные установки. Наруто вдохновлял Хинату отстаивать себя, а она мотивировала юношу в победе над Неджи. Кирито и Асуна готовы пожертвовать жизнями, лишь бы спасти друг друга. Эдвард Элрик и Уинри Рокбелл поддерживают и заботятся друг о друге, Эрза Скарлет и Джерар Фернандес идут на любые жертвы, чтобы спасти другого.
Процветание. Почему жанр сих пор актуален?
Дело не только в вечных темах, которые поднимает фэнтези, но и в долгосрочной перспективе. Фантазия безгранична, а значит развиваться жанр не перестанет. Пример тому — постоянно появляющиеся новые проекты, которые получают высокие рейтинги, собирают толпу фанатов и восторженных отзывов. И речь не только о приближающемся финале «Атаки Титанов», но и о нашумевших «Человеке Бензопиле», «Адском Рае». Благодаря захватывающим сценам, эпичным боям, глубоким философским темам, романтическим линиям и бесконечным альтернативным мирам, которые так и руки чешутся исследовать, жанр не перестанет быть актуальным еще много лет.
Статью написала Арина Пырина специально для AnimationSchool.ru
Автор: Арина Пырина
#аниме #мифология #персонажи #фэнтези