Предательство в стиле матрешки: рецензия на «Дневник служанки» Лорен Энн Уайт

Предательство в стиле матрешки: рецензия на «Дневник служанки» Лорен Энн Уайт

О чем

Кит Дарлинг — горничная в одном из клининг-сервисов Ванкувера. Ее семья — низкоквалифицированные иммигранты из Украины: мать тоже убирала дома, а отец работал на очистной станции горнолыжного курорта, где по степени вони можно было сказать, насколько удачными для бизнеса были выходные.

Жизнь Кит (Катарины Попович) до определенного момента была стандартным существованием подростка-аутсайдера с постоянными насмешками и издевательствами сверстников; и как следствие — проблемами с психологией, лишним весом и прочими комплексами. Несладко, но терпимо. Пока однажды она не подверглась групповому изнасилованию одноклассников, причем мать с отцом сделали крайней ее же саму.

Джон Риттенберг — двукратный Олимпийский чемпион по горным лыжам, который занимает видный пост в туристическом бизнесе своего тестя. Однако новое назначение уплывает у него из-под носа — похоже, родственник предпочитает иного претендента на пост управляющего нового курорта топ-класса. Понимая, что соперник сильнее и честными тут методами не выиграть, плюс жена фактически принимает сторону папы, экс-спортсмен готовится рискнуть и переходит к нелегальным мерам.

Однажды фирму, в которой работает Дарлинг, нанимают убирать коттедж Риттенберга. И тут Кит понимает, что она снова столкнулась с тем самым человеком, который сломал ей жизнь. А вскоре Кит бесследно исчезает…

Новизна: 6/10

Конечно, сама по себе канва, построенная на приветах из прошлого и перекличках с ними, ничем не удивит. Но все-таки изощренность, с которой Кит действует — начиная от многоуровневого плана и заканчивая его реализацией, где у каждого этапа есть целый ряд бэкапов — , плюс подлинно театральные эффекты главной героини, плюс регулярное вплетение новых нюансов из прошлого, постоянно повышающих накал сюжета (та самая матрешка из предательств, где в конце скрывается лучший друг), оставляют повышенную общую удовлетворенность.

Глубина: 5/10

Увы, но главный персонаж, с точки зрения проработки, остается довольно слабым. Дневник, который ведет Кит, и через который происходит единственное взаимодействие героини с читателем, не дает понимания того, как она справилась со своим прошлым — а это по мне куда как интереснее. Как она не совершила {Роскомнадзор} после трагедии, как не отреклась от фактически отрекшихся от нее родителей, как поддерживала общую индифферентность (или напротив, как прятала, отсекала и бурно перерабатывала все произошедшее внутри себя)… Можно, конечно, возразить, что «тогда это была бы совершенно другая книга»; однако позиция «взять и бесследно пропустить полтора десятка лет» сильно ослабляет книгу.

Язык: 4/10

Без сложных оборотов и лексических изысков, и в то же время без малейших намеков на то, что Уайт держит своего читателя за кого-то вроде инвалида умственного труда — словом, умеренный стиль, который бы притормозил, не приостановил динамику поглощения сюжета.

Изюминка: 7/10

Кто из нас не хотел бы покопаться в чужих секретиках — особенно секретиках тех людей, чья жизнь с виду сплошной глянец; особенно если они богаты и знамениты; особенно если все они, как правило, что-то да скрывают?! Лорен Энн Уайт с помощью Кит беспощадно выворачивает жизнь селебрити наизнанку и показывает, почему те, кто своим интеллектуальным трудом заработал большие деньги, крайне редко их теряет (потому что соображает, что для их сохранения нужно обложиться целым рядом подстраховок от массы неожиданностей). А напротив — почему те, кто не применял интеллект при достижении своего богатства, или кому деньги и вовсе достались без труда, находятся в группе риска.

Резюме: 5/10

Небезинтересный роман, которым можно увлечь себя на уикэнд, но который едва ли оставит в вашей жизни какой-то след.

 

Источник

Читайте также