Мог ли режиссер-документалист Тодд Филлипс ожидать, что славу ему принесет не фильм-исследование жизни и смерти панк-иконы Джи-Джи Аллина («Ненавистный»), а похмельная трилогия «Мальчишник в Вегасе»? Вряд ли.
Но то, что его новая картина — деконструкция самого известного злодея DC — попадет в основной конкурс Венецианского кинофестиваля не ожидал вообще никто. Впервые в истории кино по комиксам!
Именно поэтому «Джокер» стал самым ожидаемым фильмом смотра. Этому свидетельствовала очередь, которая в день премьеры стала формироваться в зал Sala Darsena с раннего утра.
Кратко и без спойлеров о первых пятнадцати минутах фильма. Готэм, начало 1980-х. США переживает глобальные экономические проблемы, а классовое расслоение общества достигло пика. Народ не верит правительству, презирает богачей, преступность давно стала нормой.
В грязной подворотне юные гопники толпой избивают человека в костюме клоуна. Его зовут Артур Флек. Он комик-неудачник, который живет в трущобах с больной матерью, некогда работавшей на Томаса Уэйна. На очевидные социальные проблемы накладываются психологическая девиация.
У Флека диагностировано расстройство личности, его постоянно преследуют суицидальные мысли, а на любой стресс он реагирует неконтролируемым приступом смеха. При этом, Артур пытается быть хорошим человеком, но в ответ на добро из раза в раз получает лишь издевательства. Не выдержав, Флек постепенно начинает сходить с ума.
Сразу отвечу на первостепенный вопрос всех фанатов персонажа: как «Джокер» Филлипса связан с оригинальной вселенной DC? Почти никак. Это новое прочтение, которое не пересекается ни с комиксами, ни с фильмами. Никакого чана с химикатами тут нет.
Мудрый дворецкий Альфред предстает заносчивым пижоном, а Томас Уэйн — хапугой. Правда, режиссер все равно не смог удержаться от пары пасхалок. Буквально на пару минут в фильме появляется совсем маленький Брюс. А после одного происшествия Уэйн-старший обращается к народу по телевидению и говорит следующее: «Только трусы скрываются за маской, потому что боятся показать свое жалкое лицо», — что очевидно злая шутка над психотипом будущего Бэтмена.
В остальном — кино полностью самостоятельное. Это позволило пойти создателям на серьезные творческие вольности. Главное изменение коснулось характера самого Джокера. Впервые в истории кино он предстает не просто интересным и притягательным психопатом. Поэтому сравнивать его с персонажами Николсона, Леджера и даже с игровой адаптацией Марка Хэмилла невозможно. Артур отторгает. Сперва его жаль, потом к нему относишься с снисходительным презрением, а в финале ощущаешь лишь дискомфорт от всего ужаса, которое он творит на экране.
Естественно, исполнивший главную роль Хоакин Феникс — гений. Настолько разноплановых артистов в мире — по пальцам пересчитать. Феникс одинаково убедительно исполнял тирана-императора в «Гладиаторе», стеснительного флегматика из «Она», алкоголика-сектанта в «Мастере», инвалида-колясочника, дважды наемного убийцу, Иисуса, озвучивал медведя в мультфильме.
И образ Джокера — не просто удачное попадание, а лучшая из вышеперечисленных ролей. Ни для кого не секрет, что Феникс работает по системе Станиславского. Например, прошел обучение на пожарника и выезжал с реальной бригадой на вызовы для «Команды 49». Для органичного изображения психопатии в «Джокере» Хоакин смотрел видео с агонирующими в клетках животными, изучал поведение людей с синдромом Туретта, сильно похудел, чтобы иметь болезненный вид.
Отдельная песня — фирменный смех. Он действительно мефистофельский, а во время крупных планов невозможно не заметить недоразвитый, гнилой зуб, который превращает даже безобидную улыбку в оскал.
На этом фоне меркнет даже Роберт Де Ниро, который изобразил местного Джимми Киммела — ведущего популярного Late Night Show Мюррея Франклина. Последние годы великий артист снимался лишь безделушках («Стажер», «Малавита»), но тут у него есть пара шедевральных сцен. Образ ведущего — один из центральных в фильме. В нем сконцентрированы все желания Артура: слава, успех, любовь окружающих.
И участие Де Ниро было явно важно и для самого режиссера. Во-первых, Франклин — явный оммаж Тодда Филлипса к его любимому Скорсезе. Тридцать семь лет назад Де Ниро играл у Мартина в «Короле комедии», где преследовал популярного комедианта. Теперь круг замкнулся. Во-вторых, «Джокер» — кино явно вдохновленное «Таксистом», где Де Ниро также играл главную роль.
Именно через него эти картины так плавно рифмуются друг с другом. Позирование с пистолетом, нигилизм, эстетика охватывающего общество безумия — все пришло оттуда.
Но Филлипс не подражатель, а самостоятельный автор, поэтому противопоставление старого и нового — смелый художественный шаг, который он уверенно делает и умудряется не провалиться по итогу. Поэтому титры были встречены громкими аплодисментами.
Итоговое влияние «Джокера» можно будет оценить лишь после появления его в прокате. Однако, уже сейчас можно смело заявлять, что работа Филлипса стоит на одной ступени с такими мастодонтами как «Хранители» и «Темный рыцарь». И пусть шансов получить главную награду в Венеции у фильма немного — уж больно сильна конкуренция — то кубок «Вольпи» за актерское мастерство, как и вожделенный «Оскар» в следующем году обязан достаться Хоакину Фениксу. Ну, а если нет — нас уже не спасти.
Источник