Когда речь заходит об автомобильных шутерах, то в памяти мгновенно всплывает незабвенный Carmageddon, выпущенный чуть ли не 20 лет назад. Чуть позже мозг подсовывает кадры из других игр столь же далекого и беззаботного детства — Twisted Metal или Vigilante 8. Три этих игры заложили фундамент для жанра автомобильной резни. Вот только, подчеркнем, вышли они в те годы, когда многие из нас еще пешком под стол ходили.
А теперь давайте попробуем назвать более современные игры данного жанра, м? Как-то вот так сразу ничего в голову и не приходит, да? Может, кто-то вспомнит серию Burnout или восхитительную Split Second, только это не совсем то, ведь речь идет о настоящих битвах машин, в которых используется не только сила прямого удара или манипуляции с окружением, но и ОРУЖИЕ!
И последний вопрос, что называется, в лоб: многие ли из вас слышали про консольную дилогию Full Auto? Студия Pseudo Interactive выпустила обе игры в 2006 году, но сегодня о них вспомнят только фанаты жанра или те, кто купил диски. Ни более современная графика (особенно в сравнении с концом 90-х), ни различные режимы не снискали серии особой популярности. И сегодня мы попытаемся разобраться, почему же так получилось.
Слились воедино воедино два призрака шоссе…
И хотя речь идет о дилогии, но в общей сложности в серии три игры, а рассмотрим мы вообще только одну — вот такая хитрая математика. Почему? Все просто. Некоторые компании умеют продать один и тот же продукт дважды, просто в разных обертках.
Если вы сейчас вспомнили Тодда Говарда, то знайте — он учился у Pseudo Interactive. Как вы понимаете, сделать полноценную игру, а затем в течение того же года ее полноценное продолжение — задача не из простых. А если взять игру, допилить напильником и поставить двойку после названия? Совсем другое дело!
Full Auto изначально планировалась именно как консольный эксклюзив, и первая часть серии вышла на Xbox 360. В ней были очки за разрушения, не слишком-то много трасс и авто, особый режим, в котором можно было отматывать время назад (об этом мы еще поговорим), а вот сюжета не было совсем. Теперь внимательно следим за руками.
Pseudo Interactive взяли первую часть, улучшили графику, убрали очки, допилили какой-никакой сюжет (давайте будем честны, в такие игры мы играем не ради него), добавили больше трасс и машин, а перемотку времени сделали доступной для любого режима (кроме онлайна и коопа). Вуаля, вторая часть готова! Хотя по факту (и по отзывам) это просто хорошо доработанная первая, но зато она стала эксклюзивом уже для PS3!
А какая же тогда третья игра? О, тут все еще проще! Это просто порт второй части на… PSP! Разумеется, с ограничениями по железу, присущим консоли, и переработанным сюжетом. Вот такой вот кросс-консольный эксклюзив получился.
Скорость в крови
Сюжет в игре, как мы упоминали выше, оригинальностью не блистал. Славный город Меридиан-Сити находится под управлением всеведущего и всезнающего существа, именуемого SAGE («мудрец»), который дланью своей направляет заблудшее человечество в сложные кризисные времена. Однако на улицах неожиданно появляется преступная группа «Предки», которая терроризирует город своими автомобильными турнирами (!) на выживание (!), чтобы захватить в нем власть (!!!).
Само собой, в конце окажется, что за SAGE — это искусственный интеллект, который сам создал группировку «Предков». Каждое поражение их лидеров снимало с ИИ часть ограничений. Естественно, в конце концов компьютер решил, что лучший способ защитить человечество от самих себя — это уничтожить их. Понятное дело, в конце нам нужно противостоять машине (во всех смыслах этого слова).
Да, в PSP-версии сюжет отличался, но про него мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Мне и смерть игрушка
В геймплейном плане Full Auto действительно является если уж не духовным наследником основоположников жанра, то идейным точно. Бешеная скорость, постоянный адреналин, стрельба, взрывы, разрушения — все как полагается! Ну, может, только пешеходов не хватает.
В нашем распоряжении целый город, поделенный на несколько тематических районов: деловой центр, квартал развлечений, индустриальная зона и так далее. В каждом проходит несколько трасс, при том они же еще и дублируются за счет движения в обратную сторону.
Все трассы можно разделить на три типа: кольцевая, линейная и арена. И если с первыми все понятно — нужно доехать от старта до финиша — то арена будет уже поинтереснее и посложнее. Здесь, как вы понимаете, нужно уничтожить как можно больше своих соперников.
На словах звучит просто, но на деле в режиме кампании ситуация осложняется дополнительными целями. Например, зачастую просто приехать первым недостаточно, нужно еще и взорвать машину-босса. Кроме того, есть и необязательные цели: пройти трассу за определенное время или уничтожить определенное количество соперников. После прохождения уровня игрока награждают новым авто, а за выполнение вторичных целей — новой цветовой схемой или оружием.
К слову о машинах. В игре они представлены различными классами. Так, класс А — самые быстрые, но наименее прочные; класс C — медленные, но бронированные тяжеловесы; класс B — это золотая середина. Есть еще класс S — лучшие по всем параметрам. На таких, например, катаются финальные боссы.
А вот оружия, на первый взгляд не слишком много. Но это тот самый случай, когда качество превыше количества. Тем более игрока не ограничивают в возможных комбинациях. Например, комбинация тарана впереди и дымовой завесы сзади представляет собой воплощение пассивной агрессии — целенаправленно никого не стремимся взорвать, но тотальный хаос на дороге обеспечен. А если установить на быструю машину ракеты и пулемет, то целиться будет сложно, но это и не потребуется — поездка со спецэффектами в стиле Майкла Бэя гарантирована. Кстати, ровные ряды мин, которые любят оставлять противники за собой, не раз заставят даже самого миролюбивого геймера вступить в интимную связь со всей предками пресловутых соперников аж до седьмого колена.
Кстати, изничтожать супостатов можно и более тонко — постепенно разрушая те или иные крупные объекты на трассах, чтобы в определенный момент на несчастных гонщиков обрушилось целое здание. Здесь наблюдается некое сходство со Split Second, вот только в Full Auto нужно еще потрудиться, чтоб разнести что-то крупное — игры в реализм, однако.
В целом, геймплей можно охарактеризовать всего тремя прилагательными — забойный, стремительный, зубодробительный. В первые секунды трассы все машины сбиваются в кучу, вокруг стрельба, взрывы, скрежет металла. Стоит только врубить закись азота и хоть немного оторваться от других гонщиков, как в задний бампер тут же прилетает ракета, машину несет в сторону, она пробивает ограждение и сваливается в каньон, а за ней несутся еще три автомобиля, один из которых тут же врывается от лазерного луча! Казалось бы, драгоценное время потеряно, гонку уже не выиграть, но… помните, в начале мы говорили про перемотку времени?
Зажимаем кнопку, экран темнеет и последние пятнадцать секунд стремительно проносятся перед удивленным взором. Эффектно, а главное действенно. Пресловутый последний шанс во всем своем великолепии. Однако ж, если вы все же разбились, то никакая перемотка не поможет — вырывать победу из рук соперника придется своими мастерством.
Вся блестит и манит и взгляд
Геймплей, пожалуй, лучшая часть Full Auto, а вот все остальное вызывает ощущения несколько противоречивые. С одной стороны, графика смотрится просто шикарно: все яркое, детализированное, при столкновениях машина деформируется, куски металла разлетаются во все стороны… Впечатления самые приятные ровно до тех пор, пока не придется выезжать из какого-нибудь тупика. В такие моменты динамика падает и появляется время пристально поразглядывать текстуры.
Тут и приходит понимание, что весь графон, все полигоны ушли на модели машин, а вот окружение получилось достаточно мыльным. Но все же будем честны — в самом процессе игры этого практически не замечаешь. Слишком высокий темп, слишком зашкаливает адреналин, слишком высоки ставки (особенно когда пытаешься пройти трассу в десятый раз). Все внимание сосредотачивается на дороге и ближайших противниках — где уж тут текстуры разглядывать?
Что же до звука, то здесь ситуация примерно аналогичная. Пока ты в гонке, пока слышишь нервное биение собственного сердца — все отлично. Динамичная музыка задает темп, моторы ревут, металл скрежещет, взрывы бахают. Но стоит выйти из игры, как весь саундтрек сразу забывается.
Закружила и накрыла всерьез
Подводя итог, хочется сказать, что в Full Auto плюсов гораздо больше, чем минусов. Да, есть недоработки, есть «мыльце», трасс не слишком-то много (даже в расширенной второй части), но геймплей все компенсирует с лихвой. Обрушить на противника целое здание? Оторваться от соперников, чтобы стать жертвой невесть откуда взявшихся новых гонщиков? Потерять первое место, врезавшись в мирно едущий гражданский грузовик? Взорвать все машины вокруг и сорваться в пропасть, потому что на экране только дым и огонь.
Бесценно. Для всего остального есть Need for Speed.