“Атлантида” (2019, реж. Валентин Васянович), пожалуй, лучшее за последнее время фильм о войне, а точнее о том, как она продолжается даже после прекращения огня.
Действие фильма происходит в недалеком будущем, в 2025 году, через год после окончания войны с Россией на востоке Украины. (Фильм провидчески снят в 2019 году. ) Но вместо того, чтобы погружать в депрессию, учитывая фактически экономическую смерть восточных регионов, ужасающее загрязнение и минные поля, «Атлантида» странно обнадеживает и старается выкарабкаться из-под военной разрухи.
Васянович не концентрируется лишь на эмоциях. С самого начала прямым текстом задается самый больной и очень смелый для любой воюющей страны вопрос: А нужна ли эта война? Ответа на него нет. Этот вопрос камертоном звучит до конца фильма на фоне руин и груд мертвых солдат и еще раз показывает степень свободы внутри Украины. Подобный фильм в современной России, к сожалению, представить невозможно.
Сергей, молодой ветеран, который пытается справиться с явными проявлениями посттравматического расстройства и осознанием того, как мало его страна получила от своей победы. Он работает на сталелитейном заводе, который вскоре закроется американскими владельцами. Один из его друзей, Иван четко проговаривает, что эта «мирная» реальность для них больше не является настоящей. Вместе они продолжают жить войной и подсознательно стремятся вернуться: они регулярно тренируются и практикуются в стрельбе. Потом Иван уедет охранять границу в Крым, «вдруг там что-то будет». А Сергей отправится помогать искать убитых солдат, на самом деле искать он будет жизнь.
Война не заканчивается с окончанием стрельбы. Последствия не менее страшны. Мины продолжают взрываться, а мертвых продолжают находить. Эти трупы, которых ищут специальные поисковые отряды, находятся в центре истории. Русские и украинцы уравнены в этой трагедии: без нашивок на форме, скелеты друг от друга не отличить. В костях нет ни жизни, ни героизма, ни души. Но вокруг них все ещё живые люди. На этом строится главное противопоставление фильма – живое против мертвого, теплое против холодного.
На протяжении почти всего фильма камера смертельно статична, а кадры жестко выстроены и симметричны. Весь фильм очень изобретательно помещен между двумя съемками с тепловым фильтром, так задается важный лейтмотив тепла, одного из главных признаков жизни.
В начале, явно во время боевых действий солдаты закапывают недавно убитого врага, его тепло еще не ушло из тела, но скрывается под слоем холодной земли. Тяжелое молчание персонажей и почти отсутствующее движение сливает их с холодными мертвецами на протяжении всего фильма. Кажется, даже выжившие люди внутри все равно умерли. Но этому режиссер противопоставляет неожиданную и радикальную сцену секса в грузовике для груза 200. В конце, камера снова переключается на тепловое изображение, теперь мы видим двух теплых обнимающихся людей в непроглядной темноте.
И во время войны и после неё у человека нет выбора: он будет жить и любить.
Наш телеграм-канал: https://t.me/zerkaltce