На днях замдиректора научного подразделения NASA поделился с общественностью новостью о выходе новых записей с борта Perseverance. Он предположил, что звуки Марса заинтересуют не только ученых и широкую аудиторию, но и станут основой для творчества музыкантов.
На что пишут
Как рассказывали руководители миссии еще в прошлом году, марсоход оборудован двумя микрофонами. Одним для записи звуков при перемещении ровера по поверхности и в момент посадки [не удалось осуществить по техническим причинам]. Другим — для вспомогательного анализа образцов почвы и мелкомасштабной минералогии, которой Perseverance будет заниматься с помощью устройства под названием SuperCam. Последнее оборудовано лазером и работает с окружением бесконтактным способом на расстоянии семи метров. Задача микрофона в этом случае — предоставить ученым дополнительную информацию о том, как ведет себя тот или иной образец в момент воздействия, чтобы они могли уточнить его массу и состав.
Длительность «боевой» сессии микрофона, сопровождающей действие SuperCam, всего три с половиной минуты. На записях можно услышать еще и шум самого Perseverance, его могут использовать для диагностики потенциальных неполадок, плюс — естественные звуки с поверхности планеты. Вес аудиоустройства — всего 30 г.
Как пишет поставщик техники — компания DPA Microphones — здесь задействован DPA 4006, всенаправленный микрофон, уделяющий одинаковое внимание к сигналам, поступающим с разных сторон. Он закреплен на корпусе ровера вместе с усилителем и цифровым аудиоинтерфейсом. Если не учитывать специальную защиту, микрофон не дорабатывали [на сайте производителя есть комплекты для профессиональной звукозаписи]. Однако совсем не факт, что именно в этом заключается причина неисправности на этапе посадки — все-таки микрофон активировали еще во время полета, и он прекрасно себя чувствовал.
Что интересно, капсюль B&K 4133, предшествовавшего тому, что использован в DPA 4006, захватил атмосферу при старте миссии «Аполлон-13». Еще один DPA-микрофон задействовали в миссии STS-63 для «Дискавери». Третий «fun fact»: в разработке проекта для Perseverance поучаствовал музыкант лос-анджелесской группы Owl, специализирующийся на профессиональных микрофонах и увлекающийся всем, что связано с освоением космоса. В Wired выпустили целый материал об этом человеке.
Что из этого получается
Очевидно, что на Марсе условия отличаются от привычных. За этим следуют и различия в том, что можно услышать. Если говорить простыми словами, на красной планете нужно быть намного ближе к источнику звука, чтобы получить сопоставимое впечатление. Для иллюстрации эффекта «глухой стенки» в НАСА подготовили специальную страничку с примерами и интерактивом.
Команда Perseverance опубликовала на SoundCloud не только короткие записи с ровера, но и полноценный выпуск подкаста в научпоп-формате. В нем участвует эксперт, представляющий проект, и свою дорожку он записал как раз на тот самый DPA 4006 — оцените его звучание.
Еще стоит заметить, что записать звуки Марса пытались как с помощью Mars Polar Lander в 1999 году, так и зонда «Феникс» в 2008-м. Но различным обстоятельствам сделать это не удалось. Однако аппарат InSight все-таки позволил добиться цели, и НАСА опубликовали девять записей.
Дополнительное чтение у нас в «Мире Hi-Fi»:
-
Услышать космос: от темной материи до кометы Чурюмова — Герасименко
-
От «топота» муравьев до столкновения черных дыр: как звучит мир вокруг нас
-
Наслаждаясь тишиной: какие плюсы и минусы есть у самых тихих мест на планете
-
Саундтрек конца света, музыка дорог и сталактитовый орган: мир и природа в звуках