Фильм «Воин» 2011 года, написанный и снятый Гевином о’Коннорем — зрелище крайне любопытное. С одной стороны, у фильма отличные рейтинги и отзывы. С другой — он почти ничего не собрал в прокате. Когда я задумался о его разборе, коллеги по цеху поинтересовались: а что там разбирать? Фильм простой как палка! Сюжет — крайне прямолинеен и не преподносит сюрпризов (за что, кстати, фильм многие и ругают). Тем не менее, российские киноделы, создавая своего «Воина» даже близко не смогли подойти к оригиналу. Так, может, фильм не так уж и прост?
Я пересматривал его несколько раз в разных компаниях, и каждый раз мне все больше хотелось разобраться, как же такая внешне простая история так мощно работает! Не покидало ощущение, что здесь есть, что проговорить и обдумать. Профессиональное любопытство требовало разобраться, как это сделано, чтобы научиться делать также, а мое киноманство и любовь к хорошим историям, все-таки, однажды победили лень, и я сел за разбор.
В процессе я еще раз убедился, что фильм использует очень простые, буквально хрестоматийные структуры и приемы, но делает это мастерски.
Примечание: этот лонгрид также доступен в как видеоролик-подкаст (к сожалению, YouTube посчитал, что кадры из фильма нарушают авторские права и отклонил публикацию обзора — подробности; поэтому ссылка ведет на видео на Дзене):
Главная тема фильма
Внешне сюжет фильма не содержит сюрпризов, но вот вопрос: а содержит ли сюрпризы сам фильм? Еще как! Фильм буквально целиком состоит из сюрпризов. И главный заключается в том, что этот фильм — не спортивная драма!
Гевин о’Коннер рассказывает совсем другую историю, обернув ее спортивной драмой для зрелищности. Но даже не сам этот прием, а именно то, как он исполнен, выводит фильм на совершенно другой уровень.
«Воин» рассказывает две истории: одна лежит на поверхности и ее мы воспринимаем рациональной частью сознания, а вторая — работает на эмоциональном уровне. Мы почти не замечаем ее, но именно она является главной темой фильма. В самом начале она разве что слегка просвечивает через внешнюю обертку, а в последние минуты появляется в полный рост, незаметно подменяя собой верхний сюжетный слой. Чтобы увидеть ее и понять, как это было сделано, нам нужно проговорить эту основную историю с самого начала. Найти, где она скрывалась, и как использовалась для укрепления основания поверхностного сюжета.
Смысл каждой истории раскрывается через путь Главного героя: мы следим за его взлетами и падениями, и в конечном итоге чему-то у него учимся. В конце хорошего фильма мы также можем ответить на вопрос: о чем же была эта история, что автор хотел до нас донести.
Поэтому важно разобраться, кто является главным героем, и о чем, собственно, рассказывает фильм. Центральных персонажей здесь трое — Брендон, Томми и Педди Конлоны.
По классике история главного героя начинается с инициирующего события, которое переворачивает его привычную жизнь. Он пускается в путь, чтобы отвоевать себе обратно то, что ему принадлежит. У него есть четкая цель и, преодолевая возрастающие трудности, он приходит к обязательной сцене, где решается исход всего его пути: герой либо гибнет (но его тема живет), либо окончательно побеждает и получает награду.
И в эту канву практически идеально вписывается Брендон: он супер-положительный персонаж, его любит семья, любят в школе. Но у него есть проблемы, которые в один день ставят перед ним выбор: либо потерять дом, либо бороться за него. Он участвует в подпольном бою и побеждает. Но за этой победой следует большая катастрофа: его отстраняют от работы.
Чтобы это преодолеть, он начинает заниматься в спортзале и участвовать в матчах посложнее, где получает больше денег, а также повышает свое мастерство настолько, что сравнивается по силам с Марко, лучшим бойцом в зале Френка. И тут ему подворачивается шанс выступить на главном турнире, где, сражаясь с самыми мощными противниками, он побеждает и спасает свой дом.
Это как раз та история, которая лежит на поверхности, за которой следит наше сознание… Но разве фильм об этом?
Безусловно дом служит мотивацией Брендона почти до самого конца, но в кульминации и развязке о доме вообще не упоминается. В тот момент, когда Брендон должен выйти на бой с Томми, проблемы дома уходят на второй план. А когда Брендон побеждает, разве мы радуемся именно его победе и тому, что он сохранил дом? Возможно, отчасти, да. Мы держим это в голове, но поднимающиеся внутри нас чувства относятся к совсем другим событиям.
Эта «поверхностная» сюжетная линия, действительно, предельно проста. И она не отражает тему фильма — она ее маскирует, чтобы было интереснее смотреть.
А что, если я вам скажу, что этот сюжет — это история становления антогониста, история того, как антипод главного героя обрел мотивацию, получил свои силы и в конце победил главного героя? А главным героем истории, конечно же, является не Брендон, а Томми Конлон.
И вот почему.
Если бы этот фильм был про упорство, духовную и физическую силу, стремление к победе, как, например, «Рокки» или «Нокдаун» (“Cinderella Man”), то можно было бы сказать, что мы наблюдаем за упорными тренировками Брендона, за преодолением препятствий — в то время, как с другой стороны, ему навстречу движется смертельно опасный, непобедимый главный противник в лице брата.
Вроде, все правильно, но скучно, не интересно и, главное, очень слабо. Истинный же смысл фильма и настоящую историю мы воспринимаем интуитивно, она лежит под этими внешними проявлениями. И чем дальше мы смотрим фильм, тем сильнее вылезает эта история, прорастая сквозь поверхностный сюжет и раскрываясь как цветок в самом конце — там нас настигает катарсис, вызванный ощущением и осознанием настоящей темы фильма. И, конечно, у нас нет проблем с такой подменой темы, потому что обе истории присутствовали в фильме с самого начала.