Много услады для глаз и ушей и немного морали.
Здрасьте! Третьего дня я приобрёл…(с) острое желание пересмотреть сериал про любимых феечек и решил наклепать на эту тему монументальных размеров лонг про это слащавое царство уюта, куда я периодически сбегаю от думерской действительности.
Большинство из тех, кто слышал о Винкс, смотрели их на СТС после школы. На этом моменте можно пролить скупую взрослую слезу: прошло уже 20 лет, и теперь мы превратились в 30-летних стариков, ноющих, что всё не так и раньше-то огого было!
Казалось бы, мультиков по телевизору было навалом, почему так много (их правда много) людей в нашей стране так прикипело именно к Винкс? Есть прекрасные «Люди в Чёрном», задорные «Приключения Джеки Чана», есть и множество современных мультов на любой вкус, но! Вот про составляющие этого «но» я вам сейчас расскажу.
Начать стоит с вот этого дяденьки — Иджинио Страффи, придумавшего идею про дружбу и взаимовыручку вопреки всему.
Первый сезон был пробой пера без особых надежд: немного неуклюжим, с местами странной рисовкой, но интересными и живыми персонажами, в которых легко поверить даже со всеми условностями мира. Любимую многими Life is Strange не напоминает?
Главная героиня Блум — подросток с Земли, неожиданно открывшая в себе волшебные силы и переехавшая из небольшого городка в волшебную школу. Здесь её окружают новые друзья, новый, неизведанный мир, и, пока Блум пытается во всё это погрузиться, за ней начинают охоту молодые ведьмы Трикс — потомки ведьм-прародительниц, в своё время едва не разрушивших Волшебное Измерение.
По ходу сюжета она узнаёт, что её сила исходит из Огня Дракона — первородной сущности, породившей волшебную Вселенную, а сама Блум выросла в семье приёмных родителей, нашедших её при очень странных обстоятельствах в пожаре.
Эта сюжетная ветка становится для сериала основной: помимо учёбы в школе, дружбы с феями и первых, робких и неуклюжих отношений, Блум всеми силами пытается понять тайну своего происхождения.
Все девочки тех лет хотели быть именно ею, ведь Блум дают огромный хронометраж, позволяя раскрыть её личность на протяжении почти 80 серий. В первом сезоне она — неуверенная девочка, не знающая ничего о мире вокруг и готовая удивляться и верить всему. По мере развития сюжета Блум взрослеет и уже во втором сезоне она становится ответственным лидером команды, не утратив, тем не менее, детского любопытства и доверчивости.
В третьем сезоне Блум превращается во взрослую и даже мудрую девушку: предыдущие годы в Алфее закалили её характер, и теперь её путь имеет чёткую цель — отыскать своих настоящих родителей, не то погибших в бою с Валтором, антагонистом третьего сезона, не то заточённых в ужасном далёко. Но даже спустя столько поединков и побед Блум находит время сомневаться в себе и лить слёзы из-за разрушенной колдовством любви.
Усилия сценаристов не заканчиваются на личности Блум, и все героини клуба Винкс прекрасно проработаны и обладают живыми, реалистичными характерами, сильно отличающимися друг от друга.
Красотка Стелла черпает свою силу из солнечного света и ставит на первое место красоту и моду в качестве компенсации детских комплексов из-за внешности. Она местами стервозная и токсичная, но очень весёлая. Эгоисткой Стелла, несмотря на такой набор качеств, не является: она регулярно поддерживает Блум, когда та в депрессии рассуждает, стоит ли ей жить в мире, полном волшебства, если она не способна никого защитить, а в критический момент она готова героически отдать жизнь ради спасения своих близких.
Застенчивая тихоня Флора боится собственных чувств, проводя время в компании растений, на которых основывается её сила, энергичная и задиристая Муза боится собственного призвания из-за трагичной гибели матери прямо на музыкальной сцене, а компьютерный гик Текна, фея технологий, предпочитает холодную логику любым проявлениям эмоций.
Именно разношёрстные персонажи стали первым кирпичиком в фундаменте народного обожания Винкс. Смотреть, как феи притираются друг к дружке, влюблятся и периодически ссорятся, было интересно каждому юному зрителю.
Сам сюжет относительно незатейлив: вот вам зло, побеждайте. Но зло почти всегда дико харизматично и иногда весьма изобретательно. Например, в одном из эпизодов Валтор вызывает директоров волшебных школ на «честную» дуэль, а сам накладывает на них заклинание, заставляющее всех директоров видеть Валтора друг в друге и молча уходит, пока те дерутся друг с другом.
Часть серий создана для растягивания хронометража в 26 эпизодов на сезон, но даже их смотреть интересно и весело. Некоторые эпизоды целиком посвящены истории отдельной феи и её личной драме, где-то фей наказывают и заставляют убирать огромную библиотеку без использования магии или готовить на кухне. Для сюжета эти серии не несут никакой нагрузки, но это позволяет ещё лучше проникнуться характерами персонажей.
То, что называется лором, в первых сезонах раскрывалось дозированно, и каждая серия давала новое понимание мира. Расскажу коротко.
Согласно местной мифологии, Вселенная была рождена из пустоты огнём Великого Дракона, породившим всё живое. Эта сила создала противоположную ей магию, воплотившуюся в Водных звёздах, которые были запечатаны магами в далёком измерении, чтобы две полярные силы не создавали коллапсов. Со временем мы узнаём, что это измерение хранит в себе все события и проекции людей, когда-либо существовавших.
Блум является одной из носительниц Огня Дракона и за счёт этого потенциально является сильнейшей феей во Вселенной:
События первого сезона посвящены поискам этих сил со стороны ведьм, желающих покорить Магикс, использовав Огонь для пробуждения Армии Тьмы. Со временем мы узнаём, что искры покинувшего мир Дракона случайно попадают в разные уголки Вселенной. Из одной такой искры, смешав её силу с тьмой, ведьмы-прародительницы создали тёмного колдуна Валтора. Это дало интересный эффект: на протяжении всего противостояния Блум и Валтор чувствуют присутствие друг друга на любом расстоянии, и, благодаря Огню Дракона, только Блум может наносить магу значимый ущерб.
Перед самым рождением Блум её родители, правители планеты Домино в компании с директорами школ, победили ведьм-прародительниц и Валтора, заточив его в Омеге — замёрзшей планете-тюрьме, но сами из боя не вернулись. Директора основали школы волшебства, соответствующие их силам: Фарагонда создала Алфею, школу для фей:
Воитель Саладин — Красный Фонтан, академию для мужчин-специалистов, не владеющих волшебством:
А Гриффин заняла место директора в Облачной башне — школы для ведьм, где источником сил служит тёмное волшебство.
Создатели Винкс достаточно игриво обходятся с человеческими мифами: в сериале есть и король Нептун в окружении русалок, и маленький проныра Румпельштильцхен, живущий внутри волшебной книги и выменивающий ценные предметы. На этом с расписыванием перепитий сюжета закончим, сами посмотрите.
Визуал, на который не жалелось никаких сил, стал визитной карточкой сериала. Анимации и картинка были примитивными, но все наряды и архитектура зданий сделаны с чувством стиля. А трансформации фей, по ощущениям, забрали весь бюджет, вы только посмотрите на этот аудиовизуальный оргазм:
Каждый кадр в трансформации нарисован с любовью и сопровождается приставучей и одновременно элегантной песней, даже мемные «Мы — команда Винкс».
Следующая вещь, которой Винкс проняли детские сердечки всех полов — озвучка, но это заслуга именно нашей, российской команды, а не сериала в целом. Даже зарубежные фанаты часто отмечают высокое качество и эмоциональность персонажей именно в русском дубляже. Конечно, тут тоже есть внезапные смены голосов персонажей на ходу, неточности перевода, но то, как вложились актёры, влюбляет в себя почти сразу. Не упомянуть картинку со звуком я в этом разделе не могу:
Интересно, но ВСЕХ мужских персонажей в первых 4 сезонах озвучивает один человек, которого вы наверняка слышали, скажем, в Uncharted, Бетмене или Skyrim:
В одиночку озвучить пару дюжин мужских персонажей всех возрастов так, чтобы это не бросалось в глаза — талант, которого лишены многие более известные актёры. Голоса того же Бориса Репетура или Петра Гланца легко отличить с «первых трёх нот», но в Винкс неподготовленный зритель заметит сходство голосов не сразу.
Конечно, лучшее его проявление в сериале — потрясающая озвучка Валтора, рядом с которой оригинальная итальянская версия бледнеет и сгорает в пламени дракона:
Но главная причина лично моей (думаю, не только моей) любви к Винкс — музыка. Точнее, МУЗЫКА. Господа итальянцы в этом кое-что понимают, и при создании сериала композиторы развернулись на полную катушку. Все 8 сезонов полны десятками глубоких фоновых мелодий, создающих правильное настроение, будь то танцевальная вечеринка, грустная песня Музы или ожесточённое сражение с очередной гадиной. Некоторые мелодии врезаются в память, несмотря на то, что они могут играть 10 секунд за весь сериал. Всего для сериала было написано чуть менее 200 треков на все случаи жизни. На каждый чих, опенинг, эндинг всегда есть своя песня с обилием музыкальных инструментов вплоть до органа. У меня в медиатеке есть как минимум дюжина песен из мультика.
Студия Rainbow как никто знает, что значит любить ушами. Особенно музыкальная составляющая сияет в 4 сезоне, где феи сколачивают свою рок-группу. Саундтрек 4 сезона был выпущен отдельно, и вы ни за что не догадаетесь, что это песни из девичьего мультика, а не чей-то полноценный релиз. Оцените:
Все песни в сериале в итальянском и английских вариантах исполняет Элиза Росселли, которая с охотой выступает на тематических тусовках и раздаёт интервью с живым исполнением своих треков.
В России дубляжом песен занимается прекрасная Екатерина Семёнова, актриса театра, она же актриса озвучки Стеллы, Айси и ряда второстепенных персонажей.
И это тот случай, когда дубляж ни в чём не уступает оригиналу. Легендарное «ОООООО, Энчантикс» точно помнят все, кто хоть мельком смотрел Винкс.
Создатели сериала нащупали безошибочную формулу: ударить по глазам, затем по ушам и приправить это пышущими жизнью персонажами уже в момент, когда зритель прилип к экрану.
Всё сошлось в единую точку: сериал ждал оглушительный успех по всему миру, рейтинги были заоблачными и создателям, планировавшим завершить историю в полнометражке к 3 сезону, пришлось садиться за перо снова.
Дальше, однако, что-то не срослось. Rainbow пыталась нарастить аудиторию за счёт совсем маленьких детей 6+ лет, смотревших совсем другие мультфильмы. Упростив все составляющие и сделав упор на графику, после 4 сезона у Винкс начался упадок. На первый взгляд, всё оставалось на месте: картинка стала кричаще-яркой, а сочной, классной музыки стало ещё больше:
Но пропали характеры, конфликты, личности, быт — с 5 по 8 сезон Винкс ничем не отличаются от старых мультиков нулевых, у них пропали отличия, плохое настроение, всё стало детско-розовым, а злобное зло потеряло даже намёки на харизму.
Успеха этот период особо не принёс: старая аудитория, которая и привела Винкс к славе, смотреть такое не захотела (мы смотрели, конечно, но без удовольствия), а маленьких детей переманить не удалось. А ещё отдельно стоит оказать об ужасных экспериментах с 3D-графикой:
Любое художественное произведение имеет смысл, только если оно пытается научить зрителя чему-то на примере героев. Винкс предлагают чуть больше обычных мультиков тех лет.
Почти в каждом сезоне присутствует моральный нарратив, вокруг которого строится история: первые сезоны учат дружбе, взаимовыручке и уступкам, мягко и не навязчиво, через живых и эмоциональных героев. Даже культовая заглавная песня начинается со слов «Только вместе мы сильны».
Четвёртый сезон раскрывает тему мести и того, куда она приводит, если вовремя не остановиться. Земные феи, вышедшие на свободу после многовекового заточения, полны ненависти не только к магам, заточившим их в тюрьму, но к людям, которые перестали верить в фей и тем самым ослабили их. Винкс приходится потратить много сил, чтобы убедить местную королеву Моргану и её воинство отказаться от мести даже во имя справедливости.
А в пятом сезоне ключевой становится тема экологии: из-за разлива нефти один из жителей царства Лейлы мутирует и становится чудищем, практически неуязвимым к волшебным атакам.
Сериал во многом обогнал своё время: появившись в начале нулевых, Винкс показали миру и расовое разнообразие с азиаткой Музой и темнокожей Лейлой, и феминистические посылы, когда феи не нуждаются в прекрасном принце для защиты, а то и дело сами спасают своих мальчиков от беды, и экологическую повестку. Занятный факт: ребята из Диснея судились с Rainbow из-за плагиата Чародеек, но у них ничего не вышло 🫡
Успехи Винкс в покорении детских и взрослых сердец не остались без внимания: буквально несколько месяцев назад Министерство культуры Италии включило Винкс в перечень художественного и культурного наследия страны.
Так в чём секрет успеха Винкс?
В глубине и эстетике. Мир Магикса полон интересной мифологии, а у персонажей есть мотивация и мощно прописанные характеры. Большинство мультфильмов тех лет не могли этим похвастаться, и их структура была проста: вот там сидит зло, а так как мы добро, то надо пойти и навалять этому злу во имя мира во всём мире. У зрителя не может возникнуть эмоциональной привязанности к персонажам, если они не ссорятся, не плачут, не показывают настоящих себя. Rainbow это поняла одной из первых, прокатывая юных зрителей по эмоциональным американским горкам, и теперь бренд Winx живёт уже 20 лет, собирая сотни миллионов просмотров даже на Ютубе, когда пик популярности сериала давно прошёл.
История фей продолжается: уже снято 8 сезонов, 3 полнометражных фильма и пара спин-оффов от Netflix, а в следующем году нас ждёт перезапуск сериала с новой рисовкой, но привычными героями. А до тех пор многочисленным блогер_кам, ведущим свои каналы на Ютубе, остаётся строить теории по немногочисленным утечкам. Свежие косплеи, кстати, выходят до сих пор, будто и не прошло 20 лет:
Что касается постоянных сравнений с Чародейками: по ним вышло всего два сезона, а потом лавочку прикрыли. Как говорится, победителей не судят.
Что стоит посмотреть, если мне удалось вас убедить?
Порядок такой: 3 сезона, затем полнометражку «Тайна затерянного королевства» (окончание сюжетной линии Блум), 4 сезон, полнометражку «Волшебное приключение», а дальше уже по желанию, если выдержите. Последующие сезоны, мягко говоря, сомнительны, но музыка там всё ещё великолепна.
Воть!