Почему «Ходячих мертвецов» пора закрывать

Почему «Ходячих мертвецов» пора закрывать

16 апреля закончился eight сезон «Ходячих мертвецов». Фанаты сериала и оригинального комикса Роберта Киркмана возлагали этот сезон большие надежды, но, к сожалению, он не оправдал ожиданий. Моих в том числе. В этом материале я рассказываю, почему «Ходячие мертвецы» к eight сезону изжили себя — и почему сериал давно пора закрывать.

«Ходячие мертвецы» стартовали восемь лет назад — в 2010 году, и с тех пор новые сезоны выходят ежегодно. Сериал основан на одноименном комиксе Роберта Киркмана, Тони Мура и Чарли Адларда, который издается уже тринадцать лет — с 2003 года. С 2015 года существует спин-офф сериала «Ходячие мертвецы» — «Бойтесь ходячих мертвецов». И это не считая множества видеоигр и настолок по мотивам.

Ниже я называю 7 основных причин, по которым телевизионную часть франчайза сейчас невозможно смотреть — почему он вызывает такую апатию, безразличие, нежелание дожидаться следующей серии или следующего сезона… что видно и по падающим рейтингам.

1. Разрушение сообществ

Один из главных лейтмотивов сериала — это попытка Рика Граймса и его людей найти себе безопасное место для жизни. В течение eight сезонов они посетили несколько общин выживших, и каждую из них в процессе уничтожили.

Посудите сами, любое взаимодействие Рика с группой выживших можно описать так: Граймс и его люди входят в состав общины > Рик приходит к власти в общине > он разрушает привычные порядки, из-за чего община распадается/уничтожается > группа ищет новое место для жизни.

За примерами далеко идти не придется. Вспомните и лагерь в Атланте, и ферму Хершела, и Тюрьму. Конечно, везде есть оговорки, но суть остается та же. Рик даже Александрию смог разрушить — максимально обустроенную и пригодную для жизни общину из всех, с которыми сталкивалась его группа.

И в этом контексте даже Ниган выглядит лучшим лидером. Он готов принять всех желающих, дать им еду, место для жизни, работу, чувство безопасности. Да, он жесток и иногда импульсивен, но он не стремится уничтожить подчиненные ему общины поменьше — он превращает их в часть системы. И Рик смог уничтожить даже Спасителей. И ладно бы это был единичный случай, но эта линия с разрушением общества прослеживается на протяжении всех eight сезонов. А в спин-оффе «БХМ» роль Рика Граймса досталась Мэдисон Кларк. Она делает ровно то же самое — разрушает все, частью чего становится.

Постоянное «сжигание мостов» нужно сериалу для того, чтобы двигаться дальше (об этом я расскажу позднее). Если бы Рик и компания провели все eight сезонов на ферме или в тюрьме, это был бы совсем другой сериал — вероятно, куда менее попопулярный. Но, как зрители, мы давно раскусили формулу шоураннеров The Walking Dead — вот они обманули нас в первый, второй, третий раз, предлагая новые интересные окружения, общества и наборы персонажей только для того, чтобы сровнять их с землей.

В результате мы не втягиваемся в жизнь новой общины, как это происходило с городком Твин Пикс или Островом в Lost. Мы знаем, что все это — не постоянная область, в жизнь которой стоит инвестировать время и эмоции, временные полумеры, пища для зомби на дежурный сезон. Если посмотреть только первую (Рик приходит в общину) и последнюю (община пала) серии сезона, вы абсолютно ничего не потеряете.

2. Бесконечные самоповторы

В жанре зомби-апокалипсиса мало хороших произведений. Все дело в том, что истории о выживании становятся скучными после того, как сценаристы перебирают основные сюжетные ходы. Например, почему испанский «Репортаж» в 2007 году стал новым словом в жанре? Потому что никто раньше не делал фильмов от первого лица в зомби-апокалипсисе. Но сиквелы уже потеряли чувство новизны, из-за чего заметно упало их качество. Создатели не смогли второй раз сделать что-то уникальное, что могло бы привлечь зрителей, а самоповторы были никому не интересны.

То же и с «Ходячими мертвецами». Если вдуматься, то весь сюжет состоит из жанровых клише — с тем лишь исключением, что здесь множество неожиданных смертей главных героев. Комикс в свое время именно этим и привлек читателей — они не могли предугадать, кто умрет в следующем выпуске, и из-за этого было интересно читать. В сериале же в определенный момент попросту стало все равно. Главные герои обросли аурой неуязвимости, а персонажи второго плана в силу малого их малого экранного времени попросту не вызывали эмоций.

О каких повторяющихся штампах идет речь? О самых разных — от разрушения общин (упоминалось выше) до зачистки местности от мертвецов.

Например, самый избитый прием «Ходячих» — это когда кто-то обороняется от ходячего, но не замечает, что со спины идет еще один. Тот хватает героя, валит на землю, и ровно за секунду до укуса персонажа спасает кто-то из команды. Это было буквально в каждом сезоне сериала.

Даже такие штампы можно подать интересно — вспомните, скажем, прекрасную сцену бесшумной командной зачистки дома от зомби в 1 серии Three сезона. Но, увы, смелых художественных решений в The Walking Dead очень мало.

3. Нерациональное использование бюджета

«Ходячие мертвецы» — один из редких сериалов на телевидении с потрясающим гримом. Настолько проработанных мертвецов вы не найдете даже в фильмах создателя жанра Джорджа Ромеро (в Dawn of the Dead которого, скажем, лица статистов просто красили голубой краской). И это заслуга потрясающего гримера Грега Никотеро. Он всю душу вкладывает в свою работу, создавая шедевры. Грег даже получил несколько премий за грим, и они вполне заслужены.

Но так как огромные деньги уходят на грим мертвецов, то на других элементах сериала приходится экономить. Так в «Ходячих» совершенно отвратительные сражения и перестрелки (есть, конечно, исключения, но их мало). Бои выглядят так, словно снимали их для фильмов категории Б или словно при финальном сведении серии забыли наложить эффекты, из-за чего все выглядит крайне плохо.

Даже конкурент «Ходячих» — сериал «Нация Z» от SyFy — выдает лучший экшен, чем сериал AMC. И это при том, что «Нация Z» — знатный трэшак, который не позиционируется как нечто серьезное. Там хуже грим, зато экшен сцены в десятки раз ярче, чем в «Ходячих мертвецах». Это особенно заметно в eight сезоне The Walking Dead, где представлена масштабная война нескольких общин выживших. Из-за отвратительно поставленных сражений не чувствуется масштаб войны, что сильно портит впечатление.

4. Провальные эксперименты сценаристов

«Ходячие мертвецы» часто решались на эксперименты. Самыми яркими из них стали параллельное повествование и эпизоды, посвященные конкретным героям. И это главный провал создателей сериала.

Вы смотрите сериал ради общей истории, но вдруг какое-то конкретное событие вам решают показать с точки зрения разных героев — чем каждый из них занимается в тот момент, пока происходит, например, сражение со Спасителями. И если видеть это глазами Рика, Кэрол или Дэрила еще интересно, то ряд второстепенных персонажей, искусственно выведенных на первый план, тоже получает свои серии. Смотреть такие эпизоды не просто трудно — это больно. Я никогда не забуду провальную серию 7 сезона, целиком посвященную Таре. Этот персонаж не полюбился фанатам, а ее сольная серия собрала у экранов так мало зрителей, что AMC даже испугались реакции.

Создатели The Walking Dead хотели сделать цельные самостоятельные эпизоды в духе «Остаться в живых», которые отлично воспринимались бы и отдельно от сериала, но получилось плохо. При просмотре и вовсе складывается ощущение, что это все филлеры, которые были необходимы AMC, чтобы заполнить эфирное время, искусственно увеличив количество серий в сезоне. Кстати…

5. Филлеры

Сериалы не могут существовать без филлера — эпизодов и сцен, созданных для того, чтобы увеличить хронометраж. В той или иной форме они присутствуют в любых многосерийных произведениях. Филлером может быть как не несущий ничего для сюжета диалог, так и целая побочная сюжетная линия, никуда не ведущая в конечном счете. Но некоторые сериалы конкретно перебарщивают с филлерами, и «Ходячие» как раз относятся к этой группе.

Без шуток — в каждой серии вы смело можете проматывать по 15-20 минут, потому что важных для сюжета диалогов здесь не так много. Более того — многие сражения с мертвецами — тоже филлеры. Но на эти сцены хотя бы интересно смотреть из-за грима и хоть какой-то динамики. С каждым новым сезоном ходячие становятся все меньшей угрозой для выживших, и любая схватка с ними становится попыткой увеличить хронометраж серии.

Но уж лучше сражения с мертвецами, чем лишний диалог или мотивационная речь от Рика Граймса, верно?

6. Серьезный тон

Выше уже упоминался сериал «Нация Z», который тоже рассказывает о зомби-апокалипсисе, но не стремится при этом быть слишком серьезным. И в этом плане он иногда превосходит «Ходячих мертвецов» — ведь шоу SyFy вполне успешно иронизирует над собой, позволяя зрителям расслабиться в условиях зомби-апокалипсиса. А вот AMC делает максимально серьезный и драматичный сериал.

Те редкие моменты, когда в The Walking Dead происходит что-то забавное или ироничное, выглядят так, словно эти сцены попали сюда случайно, по недоразумению. Слишком уж они выделяются на фоне общего драматизма и насупленных физиономий героев.

Вообще надежда, любовь и прочие светлые чувства в «Ходячих» обязательно подаются через драму, и иногда складывается впечатление, что создатели сериала не хотят, чтобы герои начали жить снова — они должны только страдать и воевать. Больше в зомби-апокалипсисе по версии AMC, судя по всему, заниматься нечем.

7. Бесконечность сериала

В силу того, что многие сюжеты из комиксов были адаптированы достаточно вольно, создатели сериала заполняли сезоны филлерами. Это приводило к тому, что они придумывали для героев приключения, которых не было в первоисточнике. И ничто не мешает продолжить эту практику, уведя сериал от оригинального комикса.

Фанаты комикса не оценили многие решения телеканала, изменившего сюжетные линии персонажей, но их никто и не спрашивал. AMC использует те же сюжетные приемы, что были в комиксе, но зачастую вешает их на других героев или в измененных обстоятельствах.

В сериале множество событий, которых не было в комиксе, но они в целом вписываются в тематику зомби-апокалипсиса. Какие-то элементы комикса были расширены, причем неоправданно. В особенности это касается линии с фермой Хершела (два выпуска комикса превратили в целый сезон) и линии с каннибалами. Это самые яркие примеры увеличения хронометража за счет филлеров. Но именно благодаря таким вставкам и расширениям «Ходячих мертвецов» можно продолжать бесконечно.

Все это — причины, по которым «Ходячие мертвецы» как сериал изжили себя. Перетасуйте все перечисленное выше и добавьте небольшую выдержку элементов из комикса — готово, вы получили новый сезон «Ходячих». Именно благодаря своему однообразию и нежеланию что-то кардинально менять сериал до сих пор жив.

Несмотря на падающие рейтинги, у него огромная база фанатов, которая продолжает плеваться и смотреть. Даже у нас в редакции есть несколько человек, включая меня, кто продолжает следить за «Ходячими мертвецами», хотя это лишь расстраивает из раза в раз.

Все дело в чувстве привычки. Многие так объясняют свое увлечение сериалами The CW — «смотрю по инерции, жалко бросать, интересно, чем кончится». Вот и с главным зомби-сериалом AMC такой же принцип.

Но как долго это будет продолжаться? Будут ли наши потомки и в 2148 году ругать «Ходячих мертвецов»?

Больше о «Ходячих мертвецах»

 
Источник

Кино и сериалы, Книги и комиксы

Читайте также