Виртуальная и дополненная реальность — вовсе не изобретение нового века. Попытки «прорубить окно» в VR предпринимались десятки лет назад. Oculus Rift и HTC Vive — это, конечно, хорошо, но первые реально работающие VR-очки появились в 1995 году. Это была модель от Nintendo, Virtual Boy. К сожалению, устройство не стало финансово успешным проектом японской компании. Скорее, это была финансовая катастрофа.
Несколько иначе обстояли дела у других компаний, которые взялись за виртуальную реальность. Показательный пример — компания Radica c ее видеоочками RADICA I-Racer. Сначала компания создавала простенькие игровые гаджеты, но потом решила попробовать свои силы в почти что настоящем VR.
Почему «почти»? Дело в том, что дисплей был по-прежнему стереоскопическим. Но в дополнение к устройству поставлялся контроллер с обратной связью и наушники. Надев все это, пользователь погружался в иную реальность, чувствуя себя водителем на нарисованной дороге. Если бы этому устройству — нормальный дисплей да графику хотя бы уровня Mario — цены бы ему не было.
На старт!
Сначала давайте оценим сам девайс — что он из себя представляет и какие технологии использовались для производства девайса 22 года назад.
Первое, на что вы можете обратить внимание, надев девайс на голову — он очень удобен. Даже удивительно. Кроме того, устройство легче, чем могло бы показаться, исходя из размера RADICA I-Racer. Что более важно — наличие возможности настройки шлема. Компания разрабатывала его как для детей, так и для взрослых, так что размеры можно регулировать при помощи различных рычажков и ручек настройки. Как и в современных шлемах, здесь есть мягкая резиновая накладка для той части, которая ложится на нос — для того, чтобы играть можно было долго, не испытывая никаки неудобств.
Теперь об игре. Конечно, в это никто не будет играть в 2021 году, разве что гики и/или дети из чистого любопытства. Справедливости ради отмечу, что стереоскопический эффект работает как нужно. Игра ничем не отличается от тех ЖК-игр, что компания Radica выпуска в 90-х. Единственное отличие — эта игра находится прямо на вашем лице.
Это не полноценное 3D, о чем уже говорилось выше. Машинки появляются строго в определенных местах экрана, эффекты вроде столкновений тоже статичны. В общем-то, эта игра — чуть более продвинутая версия игры «Ну, погоди», где волк ловил яйца в корзину. Только она стереоскопическая, у нее есть дополнительные органы управления и шлем.
Ну и функций больше. Игрок видит ущерб, нанесенный его автомобилю столкновениями, видит скорость и обороты двигателя, есть переключатель для выбора коробки передач — автомат или механика, есть статусная строка для топлива, показано и время заезда. В общем, тут уже все сложнее, чем у «Ну, погоди». Да, еще важный момент — по бокам «трассы» есть разметка, которая помогает сохранять ощущение скорости — она мелькает, и чем выше скорость, тем быстрее. А еще время от времени на горизонте появляются горы.
Radica постаралась сделать все, чтобы эмуляция реальности была полной. Когда игрок врезается в заграждение трассы, загорается красный светодиод, а контроллер в руках игрока начинает вибрировать. Полным погружением это, конечно, не назвать, но для того времени подобные возможности — это очень круто.
Разбираем контроллер
Теперь приступим к разборке девайса. Все кнопки, переключатели и прочее расположено на поверхности контроллера, которому придали вид колеса. Внутри — батарейки и относительно небольшое количество элементов. Есть и моторчик со смещенным балансом, который генерирует вибрацию.
Очень интересен способ, при помощи которого разработчики реализовали реакцию игры на движения контроллера. Можно было бы подумать, что это гироскоп — но нет, эта технология еще не получила широкого распространения в игровой сфере в то время. Вместо него разработчики использовали контактные площадки особой формы на печатной плате. Когда игрок поворачивает вправо или влево, контакты замыкаются в разных комбинациях, генерируя сигнал, который и воспроизводится в качестве движения консолью.
Кстати, форма контроллера повторяет форму аксессуаров, продаваемых этой же компанией для PlayStation 1 и PlayStation 2. Модельный ряд этих аксессуаров назывался Gamester. Скорее всего ради удешевления производства компания выпустила несколько шаблонных модулей для контроллера, которые можно было использовать для производства разных устройств. И это хорошо — похоже, что разработка и менеджмент в компании были реально эффективными, в полностью положительном ключе.
Разбираем шлем
После того, как все крепления были убраны, можно снять переднюю панель шлема. Внутри — нечто из мирка киберпанка. В целом, это идеальная вещь для косплея или Хеллоуина.
К сожалению, большую часть компонентов распознать не удалось — просто потому, что они закрыты черными кляксами эпоксидки. Убрать ее, не повредив плату или шлейф, невозможно. Зато видны механические элементы подстройки шлема — в частности, пружины. Определенно, девайс не был самым технологически совершенным в мире, но компания приложила немало усилий для того, чтобы сделать его удобным.
Убираем еще три винта и снимаем прозрачную пластиковую крышку с оптики. Под ней — прозрачная цветная пленка и ЖК-дисплей. Кстати, на основе этого же оборудования компания сделала еще одну игру.
Новая жизнь старого девайса
Может показаться, что время RADICA NASCAR I-Racer безвозвратно ушло. Но это не совсем так — да, электроника безнадежно устарела, конечно. Но саму гарнитуру и ее оптику можно модифицировать, создав недорогой видеошлем.
В качестве доказательства этого утверждения я использовал свой телефон к верхней части гарнитуры, воспроизведя несколько VR-видео с YouTube. Получилось неплохо, лучше, чем у Google Cardboard. Все благодаря тому, что зеркало в гарнитуре размещается под углом в 45°.
Телефон можно заменить на вполне современный ЖК-дисплей, установив его вместо оригинальной панели. Парочка 2,2-дюймовых дисплея ILI9341 должна идеально вписаться в отверстия в верхней части гарнитуры. Да, разрешение этих дисплеев невелико, но для начала вполне подходит. В итоге девайс можно превратить в нечто вроде 8-битного Oculus. Именно это я и планирую сделать со своим устройством.