2023 год анимации прошел под знаком «Царства падальщиков». Про них много писали и говорили. И как-то на их фоне незаслуженно затерялся второй сезон «Пантеона» (на Кинопоиске и IMDB оценок у него вдвое меньше). А это просто oh my.
Загрузка сознания в облако — не то, чтобы супер оригинальная тема в фантастике, но куда менее заезженная, чем тот же искусственный интеллект. Даже сценарий «Пантеона» шутит на эту тему: «ИИ? Это вчерашний день». Хотя с ИИ в центре повествования можно построить глубокое произведение, продление жизни через «облако» открывает двери в философские глубины. Позволяет поговорить не только на тему противостояния творцов и их творения, но пуститься в рассуждения об эволюции, непрерывности сознания, квинтэссенции человечности. А вот это уже в целом редкий гость в фантастике. Я не супер начитан в жанре, но из прочих медиа на тему я с ходу вспомню лишь SOMA.
При этом «Пантеон» не пытается излишне умничать. Наоборот, авторы о сложных вопросах говорят простым языком. Что я лично считаю признаком мастерства. История подается от лица подростков: 15-летней Мэдди (на глаз, не помню чтобы ее возраст точно обозначался) и Каспиана 17 лет (на пороге 18-летия, это важно!). Начинается она в целом приземленно, и рассказывает если не о текущем дне, то о ближайшем будущем. Я на 90% уверен, что еще на нашем веку подобное станет возможным.
Мэдди полтора года не может пережить потерю отца. И тут на связь по интернету выходит загадочный незнакомец, общающийся исключительно смайлами. Тем временем Каспиан чувствует себя чужаком в своей же жизни, терпит батин абьюз и покоряет сеть навыками кул хацкера. Завязка оригинальностью не блещет, но оу бой, как же она разгоняется.
Сценаристы мастерски чередуют интригу и ответы. Ты думаешь, что картина сложилась, но они бахают новый клиффхэнгер. Развешивают ружья, и каждое из них стреляет в свое время. Вокруг личной истории разворачиваются события мирового масштаба. Фантазия, с которой авторы рисуют появление загруженного сознания, кажется весьма жизненной. Особенно что касается того, как люди реагируют на «цифровую» жизнь. Отрицание, страх, даже отвращение. Но прогресс не остановить, вы или учитесь принимать новые реалии, или остаетесь в прошлом.
Мне понравилось, как визуалировали виртуальное пространство, которое загруженные сознания строят под себя, чтобы сохранить привычный образ мышления и восприятия. Но при этом подчеркивается и скорость, с которой мыслят загруженные на контрасте с обычным человеком. Авторы определенно вдохновлялись «Матрицей», чтобы зрелище было развлекательным, особенно когда надо показать противоборство загруженных, и в изобретательности экшена им не откажешь.
На протяжении двух сезонов ставки растут чуть ли не каждую серию. И от «послезавтра» мы уходим все дальше, наблюдаем как меняется и развивается мир вместе с технологиями и заманчивым предложением наконец-то побороть смерть. Благодатная почва поговорить о человечности, ценности жизни и, в конце концов, душе. Что нас определяет: поступки, гены, плоть, опыт, близкие. Разумеется, все это, и даже больше.
Сериал ни на серию не забывает, что он все же о людях, а не о технологиях. Все сюжетные линии будут доведены до логического завершения. Ну а финальные минуты и самая последняя сцена, это просто отвал всего. Финальные титры прошли, и я продолжал пялиться в черный экран, переживая в мыслях все, что увидел. Я впечатлительный, и нравится мне многое. Но подобное со мной бывает редко. Это было потрясающее путешествие.