Посмотрим состояние игры в 2023 году, разберёмся, стоит ли вкатываться, если вы новичок, и что на самом деле скрывается за абстрактной жанровой оберткой «action».
Средневековый сеттинг, требовательная боёвка, небрежное отношение разработчиков: For Honor всегда была нишевой, не особо популярной игрой. Да, она получила неплохие продажи на старте в 2017-м, но уже через год юзеров накрыло то ли игровой усталостью, то ли безалаберностью Ubisoft. Появились первые голоса журналистов и стримеров в духе «Проект закроют», которые продолжаются и по сей день.
У игры было много проблем, начиная от мелочей вроде плохой обратной связи с создателями, заканчивая кошмарной недоработкой — отсутствием серверов и системой peer-2-peer, при которой хостить найденный матч приходилось буквально на компьютере одного из игроков. Часть из них исправили довольно быстро, например, сервера игра получила в 2018-м, через год после релиза, но некоторые проблемы тянутся до сих пор.
Как и у многих компаний, игры Ubisoft сейчас не доступны русским игрокам, что почему-то не мешает в каждом втором матче видеть русский флаг, а Ubisoft — выпускать русскую локализацию. Неудивительно: во-первых, в игру могут играть все, кто приобрел её до 2022 года, во-вторых, ухищрения со сменой региона никто не отменял.
Это неприятная, но далеко не основная проблема игры. Но прежде чем подробнее говорить о недостатках и технических аспектах For Honor, предлагаю сначала составить представление о геймплее.
На главной карте можно распределять войска, в счёт которых идут очки за ваши победы в матчах. На выбор персонажей это не влияет — можно быть за фракцию викингов, но играть за персонажей-рыцарей. Многие вообще ничего не делают на этой карте, ведь без должной координации пара побед ничего не принесёт, а планировать вылазки в специальных дискордах довольно душно и не очень-то и нужно. Да и цена победы скорее символическая — в конце сезона выдадут несколько лутбоксов брони и талончики на опыт.
Очень часто вместо атаки по противнику в бою захочется ударить монитор или бросить геймпад (вот так незаметно преподношу информацию о том, что в игре есть кроссплей). Если подобная хардкорность вас не пугает, а только раззадоривает, поговорим немного о сюжете и визуальной составляющей игры.
Фракции и сюжет
Сюжетная часть For Honor не очень большая, однако удивительно, что у такой игры она вообще есть, и сделана она не спустя рукава. Сайт how long to beat сообщает нам, что для прохождения кампании понадобится 7 часов. И это хороший показатель, учитывая, что нужна она для того, чтобы познакомить игрока с базовыми героями фракций.
Мне «История» показалась вполне сносной, но кому-то режим может наскучить даже на первых часах, а драться с реальными игроками куда веселее и приносит больше адреналина. Но без обучения вас тут же порвут на куски. С другой стороны, в кампании отсутствует часть приемов, на что новички часто жалуются.
Рыцари — фракция, открывающая сюжетную кампанию. Главный герой, Страж, служит под знамёнами Железного Легиона. Со временем он начинает понимать, что мотивы их лидера, властной дамы по имени Аполлион, выходят за рамки разумного, а потому восстаёт против системы и вместе с единомышленниками начинает освобождать занятые территории.
Все сюжеты в For Honor представляют собой персонифицированные истории одного из представителей фракции. У викингов это Хольдар, и основная задача его жизни — грабить корованы и убивать всех кого ни попадя. Однако для начала ему предстоит раскулачить местного правителя племени, поскольку он копит ресурсы, морит племя голодом и держит в плену прошлого вождя.
Когда дело сделано и самозванец убит, освобожденный ярл на радостях провозглашает Великий Набег на самураев. Наконец-то с морализаторским отрезком компании покончено, и остальную часть сюжета вам предстоит радостно резать местных анимешников. Довольно нетипичная концовка для современных игр, но вполне в духе викингов.
Коничива, настало время ознакомиться с историей самурая Орочи, которая объединяет прошлые и подводит черту под общим сюжетом. За слишком выпирающее личное мнение местный Император посадил его в тюрьму. Но друзья освобождают его как раз в тот момент, когда «злая» часть рыцарей под предводительство Аполлион и Великий Набег викингов одновременно прибывают устраивать смешную нарезку азиатов. Сюжет, претендующий на вечную классику, как говорится, Тарковский — гений.
Дальше идет вереница не менее всратых событий. Например, битва с боевым слоном. В конечном итоге, группировка добрых рыцарей со Стражем после братской дуэли объединяется с Орочи, и они идут уже на замок Аполлион, где успешно её побеждают. Мир, дружба, жвачка!
Несмотря на то, что со стороны сюжет выглядит так, будто его писал чатгпт для пятилетних, изнутри он не так плох. Он справляется со своей основной задачей — познакомить нас с персонажами. И когда выходит новый герой, например, Зачинщица, которая имеет модельку Аполлион и предысторию главной её последовательницы, объединившей войска после смерти той, чтобы нести чуму, смерть, резню и кутёж, вам будет на несколько градусов интереснее играть хоть за какого-то за персонажа с бэкграундом.
Через полтора года после выхода игры, осенью 2018-го вышло масштабное дополнение Marching Fire, в котором добавили фракцию китайцев. Кроме вступительного ивента, никакой их интеграции в историю не было, так что даже спустя годы для них нет ни сюжетки, ни фракционной войны — их просто нельзя выбрать как стартовую фракцию.
Видимо, сверхразумы из Ubisoft поленились нарисовать четвертую контурную карту на военном полотне, а может быть планы на это были, но не срослось — по косвенным источникам информации (все рейтинги Китая закрыты), в Китае игра не снискала успеха.
Поняв, что привязка к фракциям ограничивает геймдизайн, а иногда и просто мешает вводить персонажей, создавая абсурдные ситуации (как римский центурион и гладиатор во фракции рыцарей), разработчики ввели Странников.
Теперь, когда причастность к фракции больше не сковывала гениальность геймдизайнеров, они выпустили цепочку разношёрстных персонажей: масштабное обновление с пираткой, мавра из древнего Египта, исламскую воительницу с булавой, щитом и хиджабом, а теперь ещё и ацтекского воина, которого презентовали совсем недавно.
Всё это показывает, что над игрой действительно решили потрудиться. Неизвестно, в порядке исключения ли или сыграло обновление команды разработчиков в 2019-м, но пока что нет ощущения заброшенности или окончательного запустения. Для ацтека Оцелотля даже сделали анимированный ролик — впервые за несколько лет (обычно ограничивались футажами из игры).
Кастомизация и визуал
У For Honor есть очевидные минусы, о которых поговорим в конце перед выводами. Есть нечто… «среднее», где нельзя сделать однозначного вывода — геймплей, который одним очень сильно зайдёт, другим либо сходу не понравится, либо через некоторое время покажется душным и комплексным.
Но визуальная составляющая — это огромный, жирный плюс. Локации выдержаны в исторической атмосфере, а глубина кастомизации героев не идеальная, но очень добротная: на каждого персонажа есть пара десятков сетов из нескольких элементов, удачный микс из которых может дать очень красивый результат.
Можно выбрать элементы брони, её цвет или специальные символы, даже окраску материала, в котором она будет исполнена. В общем, любой каприз за ваши деньги или внутриигровую валюту.
Одежда здесь — основной элемент прогрессии, к слову, почти не влияющий на геймплей. Да, есть небольшие сетовые бонусы, чтобы прокачиваться было приятнее, но большинство с этим не заморачивается и предпочитает статам стильно выглядящий шлем. Тем более в режиме 1х1 бонусы не работают.
Вещи всегда даются в награду после боя, их количество зависит от игрового режима, а также исхода сражения. Чем выше ваш уровень на персонаже, тем более красивую одежду вы можете выбить. Правда, не всегда общественные вкусы совпадают с дизайнерскими. Бывает так, что самые классные сеты в самом начале, а может, у персонажа вообще нет хорошей одежды.
Персонажи без крупных визуальных элементов вроде меча, плаща или ростового щита очень слабо меняются внешне. Например, исламской воительнице Афире очень сложно придать уникальный вид, что породило волну ироничных постов после её выхода. В общем, объяснять систему дизайна словами — довольно пустое занятие, её нужно пощупать, посидеть час-два-десять в редакторе персонажей самому и сделать именно так, как вам нравится.
Некоторым удаётся сделать из персонажей настоящие шедевры: ниже приведу небольшую галерею лучших примеров с Reddit. К слову, на основном подсайте игры 400 тысяч пользователей, а на отделении, отвечающем за моду персонажей — 70 тысяч, чуть меньше 20% игроков. Навскидку я не вспомню игры, где внешний вид интересовал такую большую часть сообщества.
Сравнительно недавно разработчики додумались ввести полноценные скины, сильно меняющие визуал персонажа. Возможно, за счёт этого инновационного решения (которое современные игры обычно имеют на запуске, а не 6 лет спустя) у них получилось лучше монетизировать игру и, как следствие, более плотно ей заниматься.
Не совсем понятно, почему нельзя было сделать это раньше. Наверное, просто не было возможности выделить моделлеров под такую сложную авантюру. Да и сейчас скинов в игре немного: шесть штук, половина из которых удалась, другая же слишком слабо дополняет персонажей. Вот пара удачных вариантов:
Помимо различных скинов и элементов одежды, в игре можно приобретать анимации боевой стойки и покоя, добивающие удары на любой вкус — от забавных и издевательских, до откровенно жестоких с переломами или реками крови. Разработчики не боятся и делать отсылки на поп-культурные образы вроде недоумевающего Траволты, «Сейлор Мун» или Jojo-стойки.
То ли у Ubisoft слишком бурная фантазия, то ли это не особо затратное дело: анимаций и стоек около сотни. Многие из них довольно красочные, хотя часть сомнительна и как будто сделана просто для количества.
Странно, получается, интересная игра без агрессивной монетизации, онлайн не поражает воображение, но всё же позволяет играть с комфортом — SteamDB показывает от 3 до 5 тысяч дневного онлайна, а учитывая кроссплатформу и пользователей Ubisoft Connect без Steam, смелые оценки сайтов агрегаторов онлайна дают базу до 350 тысяч игроков в месяц, не проседающую с января этого года.
Прибавим к этому прекрасный внешний вид для ценителей средневекового сеттинга и редкие, но существующие обновления в темпе прочно обосновавшейся в своей нише игры. Казалось бы, что может пойти не так? Так ведь? Так?
Техническое состояние
Да, главный минус игры в том, что это игра от Ubisoft. Причём, поймите правильно, это не какой-то хейт в духе «Игра идёт не туда» или типичные истории, когда отношение к компании становится мемом и закрепляется в массах. Я, например, не люблю Blizzard, их патчи, визуальный стиль, скатившийся в детские мобилки, разработчиков, которые не играют в свои же игры, лицемерный маркетинг, омерзительную монетизацию, наплевательское отношение к игрокам и нулевую поддержку. Можно сказать, я не люблю Blizzard больше с эстетической и моральной стороны. Но при этом их игры делают минимально необходимое — они работают.
For Honor же встречает вас тем, что запускается 5 минут — причём одновременно в Ubisoft Connect и Steam.
Далее нас встречает интерфейс, но не внутриигровой, а того самого Ubisoft Connect. Например, стандартная функция «Пригласить друзей в группу» осуществляется через него. Вот только в половине случаев вы не отображаетесь в списке друзей у товарищей, и нужно ждать минуты 2 после входа в игру. Иногда группы расформировывает в процессе поиска матча, а порой For Honor выкидывает аномальные фокусы. Сертифицированный Ubisoft-момент — меня и друга выбросило из пати, добавило бота и вкинуло в игру в разных командах.
Помимо этого, в зависимости от фазы луны или степени трезвости юбисофстких сисадминов, иногда вас будет просто так выкидывать из матчей. У меня дисконнекты случаются в одной из десяти игр, то есть пару раз за вечер, что довольно неплохой показатель! В иной день выкидывает каждую пятую игру, а у некоторых сопартийцев бываети каждую третью.
И вы скажете: «Ты преувеличиваешь проблему, ну ладно во времена p2p, но сейчас просто присоединись к матчу, ничего страшного». Вот только… Шёл 2023 год, а в сессионной мультиплеерной игре нет реконнета к матчу. Если ты вылетел, то ты вылетел, ищи следующую игру или жди, пока твоя группа доигрывает с ботом. Если повезёт и Ubisoft поймёт, что проблема на её стороне, штраф не дадут, а если нет, то придется подождать 10 минут за то что «ливнул».
Более того, клиент игры может спокойно вылететь, если вы решили свернуться, карты таро показали день вылетов или вы просто смотрели на монитор слишком косо. Помогает запуск игры в окне без рамки, но только в случае вылетов при сворачивании. От ежедневных рандомных багов вас никто не спасёт. Помимо вылетов клиента, вас может выкинуть с сервера при полностью рабочем интернете.
Прибавьте к этому очень неинтуитивные меню. В них легко запутаться даже после нескольких дней игры, они сделаны абсолютно случайно, так, как это было удобно разработчику, а не игроку. Какие-то действия можно делать в поиске матча, а от каких-то вас может выкинуть.
Как можно было сделать интерфейс настолько неудобным, что игроки гуглят как выйти из поиска матча? Переключаетесь не на ту вкладку и всё, ESC не работает. А некоторые решения просто поражают воображение. Например, выйти из окна выбора персонажей можно только если… вас пригласит друг.
Так что если хотите поиграть и насладиться всеми плюсами игры, между вами и стулом должно быть антипригарное покрытие сантиметров в 10-15.
Проблемы с контентом
Серьёзный минус — играть быстро надоедает. Не знаю, как это воспринимается новичком, мне как вернувшемуся игроку уже через две-три недели не хватает контента. Разработчики стараются выкатывать ивенты, которые даже бывают интересными, но глобально игра стоит на месте. Самый важный элемент разнообразия, новые карты для 4х4 добавлялись последний раз 3 года назад.
Итак, у нас накопились следующие вводные: хорошая игра не для всех, которая не заброшена, но обновляется чуть медленнее, чем хотелось бы. Имеет достойный визуал, но ужасную техническую составляющую с дополнительными палками в колеса для игроков из России. Несмотря на репутацию умирающей игры, онлайн по сегменту выше среднего, а разработчики поддерживают игру, что называется, как умеют.
Играть или не играть? Не знаю. Решайте сами, у меня лапки лаги.
Текст написал Red Cake для Funpay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать 😉 Подписывайтесь в VK и Telegram!