Древние айны заселили японский архипелаг 15 000 лет назад и до 5го столетия нашей эры этот период истории Японии назывался Дзёмон. На земле восходящего солнца росли и процветали рыбацкие поселения, общины охотников и собирателей, земледельцев. Родоплеменные сообщества правили островами, так продолжалось до тех пор пока разрозненные протогосударственные образования не объединил свет Сына Солнца, Покинувшего дом отгадывать бездействие духов, или Каму-Ямато-Иварэбико-но-Микото, или если кратко — императора Дзимму, первого императора Японии, жившего и мудро царствовашего в 7 веке до нашей эры. От истоков государственности, будто весенние потоки ручьев с самой Фудзиямы, быстро росло и множилось население Японии, чтобы занять свое место в истории. Почти 14 столетий спустя появления Сына Солнца, к моменту когда к власти пришел принц Сётоку Умаядо, Добродетельный, Япония уже вполне окрепла. В прочем это была ещё не Япония («Ниппон» — место, где восходит солнце), а Ямато («Великая гармония»). В то далекое время жители страны Великой гармонии прочно стояли на Пути богов (Синто). Традиционные верования — синтоизм — уходят корнями в Дзёмон так глубоко, что, скорее всего, являются прямыми отголосками первых культов палеолита и неолита.
Синтоизм исповедует веру во множество богов и духов, в наличие души у всего живого. В почитании богов — ками — есть множество интересных вещей, незнакомых нам. Храм, например, строился вокруг Синтай — предмета, содержащего кусочек божественной души. А так знакомые нам ворота Тории — это врата для иного мира, мира где живут боги. Боги и духи были присущи местам, эмоциям и даже болезням. Открыты были врата Ямато и для торговли с Китаем и Кореей. Военная мощь молодой Ямато была настолько огромной, что вполне соперничала с династией Тан в своем влиянии и дележе Корейских царств: Пэкче и Силла. Из Пэкче же в Ямато пришел буддизм. Это произошло приблизительно в 552 году через торговые пути, по которым путешествовали первые последователи религии и торговцы. Появление буддизма едва ли не вызывает начало гражданской войны. Всё дело в том, что новую религию представляло отдельное посольство из Кореи. Посольство прибыло с богатыми дарами к императору Ямато — это были большие позолоченные статуи Будды. Но вместе с дарами прибыло и проклятие. Ближайшее окружение императора поражает странная болезнь. Некоторые умирают. Но это знатные люди — они не ходят на рынок, не живут в крестьянских домах на несколько человек, аристократическая изоляция и скромный уклад жизни прерывают вспышку болезни.
Мы знаем столько деталей, потому что Япония буквально только что внедрила систему хроник, позаимствовав её в Китае. Хроники описывают состояние больных “как будто они были сожжены”. Исходя из этого, мы предполагаем два различных симптома: сильный жар и/или поражения кожи. Дары быстро уничтожают, решив, что они прокляты, как и новая религия. Но искоренить веру одним росчерком пера или взмахом катаны невозможно. Двое владык и главы кланов начинают войну: Мононобе но Мория и Сога но Умако. Мононобе выступает за полный запрет буддизма в Японии, он сжигает первые привезенные изображения Будды и разрушает первые храмы. Сога но Умако утверждает, что новая религия мирная и принесет пользу. Состоится битва при Шигисане, и Мононобе убивают. Мирный Буддизм победил.
В 585 году вспыхивает ещё одна эпидемия, на этот раз масштабнее, и мы встречаем описание язв, возникающих на коже. Затем на два столетия всё замолкает. Это не значит изоляцию государства — за эти два столетия Япония отправила в Китай 11 посольств, приняла 7, состоялось около 80 дипломатических встреч с представителями корейских государств. Но при этом практически нет информации о серьезных эпидемиях. Почему? Есть две версии: первая — этому способствовали внутренние конфликты и вызванные ими пропуски записей в хрониках, вторая — начинающаяся затяжная внешняя война с Китаем за господство в Корее. Для Японии она закончилась сокрушительным поражением. В результате одной из великих битв, в которой сражалось до 50 000 воинов суммарно с обеих сторон, Ямато разбили. Было это в 663 году на реке Пэккан, сражение получило название Битва при Хакусонко.
С точки зрения геополитического баланса сил это было самое сокрушительное поражение за всю историю. Япония потеряла не только флот в 400 кораблей и до 10 000 профессиональных воинов, но и важнейшего союзника и соседа — державу Пэкче. Это вызвало целый шквал последствий. Государство Пэкче распалось. Знать союзников мигрировала в Японию и северную Корею — тогда это было государство Когурё. Япония же приняла у себя огромное количество простых ремесленников, а военные и гражданские чины Пэкче получили такие же должности и жалованье. В дальнейшем империя Тан установит протекторат над регионом, и волны миграции в будущем начнут только расти вместе с китайскими репрессиями. Продолжаться они будут и спустя 60 лет после Битвы при Хакусонко.
Так, весной 735 года в Дазайфу — это иностранный порт в северной части Кюсю — прибывает корейский рыбак. Мужчину лихорадит. Через несколько дней на его коже появляются пятна… Пятнистая сыпь проходит множество стадий — от пурпуры до геморрагических поражений с кровотечениями. Постепенно оспины покрывают каждый сантиметр кожи, они появляются на слизистых носа, ротоглотки, гортани, трахеи, бронхов, конъюнктивы, прямой кишки, постепенно перерастая в эрозии… Вскоре такая же лихорадка начинается у всех, с кем контактировал больной. За осень и зиму она охватывает весь город. Но Дазайфу не обычная деревня, а центр импорта и экспорта — товары отсюда расходятся по всей Японии, товары, которые везут японские торговцы. Инкубационный период составляет до 14 дней. Для Японии это начало конца. В последующие несколько лет эпидемия оспы унесет жизни от 13 до половины всего населения, оказав огромное влияние на культуру, религию, политику и формирование японского общества на целую тысячу лет вперед.
Религиозная конфронтация буддизма и синтоизма приводит к мифологизации болезни. Это больше не обычная эпидемия — это атака демона, карающего тех, кто отринул “Путь богов”. Изначально в возникновении оспы начали винить некую злобную сущность «Онрё». Буквально, это мстительный дух, неупокоенный призрак, вернувшийся в мир живых, чтобы отомстить за свою смерть. Такая месть называется «Татари», и пока она не свершится, дух не уйдет. Такое нередко бывало в царственных семьях. Когда, например, император Камму подставил своего брата Савару, чтобы обвинить в заговоре и казнить, тот принял облик духа, и императору пришлось переносить не только дворец, а вообще столицу, переехав из Нагаокакё в Киото.
К 736 году эпидемия оспы охватывает весь Кюсю. И образ мстительного духа, поразившего рыбака, его семью, их соседей и друзей, начинают связывать с Дооcодзин — ками, или божество “блокирующее путь”. Это обитатели перекрестков и развилок. Они должны защищать города и деревни от бедствий, таких как эпидемии, преграждая им путь. Представьте себе, сначала никто не хотел общаться с семьей рыбака, так как они совершили зло, за которое их карал Онрё, но эпидемия росла. Постепенно изолировался Дазаифу, ведь Доосодзины дорог, ведущих в город, гневались, и город был наказан. Что это, если не мифологизированные правила карантина?
К сожалению, весной 736 года из Хонсю направляется дипломатическая миссия на Корейский полуостров. Японскому послу поручают улучшить отношения с корейскими государствами, а затем вернуться с отчетом. Но эмиссар заболевает и не переживает своё путешествие, а вот его свита вынуждена вернуться ко двору и отчитаться о провале миссии. Фактически, они добрались до Хонсю, достигли центра эпидемии и повернули обратно, забрав болезнь из очага распространения и отправившись с ней в путешествие по всей стране вплоть до императорского дворца. С этого момента нет ни единого шанса сдержать рост эпидемии ни религиозными верованиями, ни островной изоляцией. Японию охватывает великая эпидемия оспы 735-737 годов. А за следующие несколько лет из гневного Ками формируется образ Хосогами — ужасающего Бога оспы.
До наших дней сохранились замечательные записи о предпринимаемом тогда лечении. И это тот уникальный случай, когда назначаемые мероприятия едва ли не интересней самой истории. Государственные врачи, проходившие обучение в соответствии с канонами традиционной китайской и индийской медицины, давали различные терапевтические советы, основными из которых были завертывание пациентов в теплые покрывала, употребление рисовой каши и вареного зеленого лука от диареи, насильное кормление в случае отсутствия аппетита. Лекарственные средства от оспы не назначались, так как было замечено, что они или не помогают совсем или делают процесс течения болезни значительно тяжелее.
После выздоровления пациентам запрещалось есть сырую рыбу, свежие овощи или фрукты, пить слишком много воды, принимать ванну, заниматься сексом, гулять на ветру или в дождь. Для облегчения состояния кожи смешивали муку из красной фасоли с яичным белком. Для лечения острых папул применяли менструальную кровь, мёд, порошок из коконов тутового шелкопряда.
Общая смертность составила 30%, в некоторых районах до 60%. Нам это известно по переписям, налоговым ведомостям, записям о владении землей. После поражения в битве при Хакусонко японские власти инициировали не только строительство масштабных укреплений, но и усилили государственный контроль. На случай ответного вторжения Тан были пересчитаны и записаны продовольственный и людские ресурсы, кроме того, благодаря активным военным подготовкам, мы знаем, что с 730-х годов было несколько лет низкого урожая. Население голодало. Отчасти плохое питание способствовало распространению эпидемии: это снижало иммунитет и заставляло постоянно перераспределять запасы, увеличивая плотность сообщения разных провинций. Медленно, но верно совокупность факторов приближала число заболевших к максимальному. Так, например, провинция Идзуми, расположенная недалеко от столицы, к 737 году, согласно налоговым ведомостям, потеряла 44% от всего взрослого мужского населения.
Современные исследования доказали, что чёрная оспа, поразившая Японию в 8 веке, это молодое заболевание. Где-то в начале нашей эры на ближнем Востоке мы приобрели её от контакта с больными верблюдами, и постепенно, шаг за шагом, эпидемии проходили по каждому региону нашей планеты. Чёрная оспа пришла в Китай в 4-ом веке, а в середине 6-го — в Корею. Дойти к 8-му веку до Японии для неё было вполне логичным. Но вот что выбивалось из стандартной картины, так это масштабы эпидемии.
Оспа в целом высококонтагиозное заболевание. Передача происходит при вдыхании переносимых с воздухом частиц. Обычно это экспрессируемые на слизистых носа, рта и глотки микрокапли. Для того, чтобы заразиться, достаточно оказаться на расстоянии 2 метров от больного. Или вступить в контакт с инфицированными биологическими жидкостями, или загрязненными объектами, такими как постельное белье или одежда. Но заболев всего 1 раз и выжив, бывший пациент получает иммунитет от болезни до конца жизни. Для того, чтобы обычная вспышка заболевания переросла в эпидемию, должно быть несколько условий. В том числе, и большое количество неиммунизированных индивидов. Когда это число становится достаточно большим и соединяется с контагиозностью, мы получаем пандемию — болезнь не просто распространяется очагами, она переходит в лесной пожар. Япония, благодаря территориальной изолированности, при всей своей активной торговле и дипломатических связях не была подвержена постоянному влиянию оспы. Это позволило возникнуть целым поколениям людей, живущих в Великой гармонии и никогда не видевших оспу.
Теперь же, когда она пришла, заболевание затронуло все слои общества. Погибло огромное количество придворных, контактировавших с больной знатью. Умирают четыре брата клана Фудзивара, одного из самых могущественных в стране. Всё окончание периода Кодай и весь период Тюсэй, а это действительно почти тысяча лет, Япония будет разгребать последствия пандемии. И, увы, это не простое преувеличение. Вот, например, династические вопросы и внутренняя политика: титул министра юстиции (удайдзин) и приближенного к императору переходит от усопших Фудзивара к Тачибана но Мороэ. Позднее его сын, унаследовавший положение, Тачибана но Нарамаро, ослепленный амбициями, организует заговор, чтобы убить пару конкурентов и укрепить свое положение. Но заговор раскрыли, всех участников казнили забив до смерти. А чуть позже противники Нарамаро организуют собственное восстание, чтобы занять освободившееся место. Восстание точно так же будет раскрыто и подавлено. В итоге это, как снежный ком, сформирует череду мелких интриг, которые, сложившись вместе, вырастут в государственный переворот. Клан Фудзивара вернётся и узурпирует императорский трон во время события, известного как инцидент Джова в 842 году.
Попытки предотвратить исход населения с территорий эпидемии и вернуть его в поля приведет к раздаче земель в частную собственность всем, кто хочет на ней выращивать рис. С одной стороны, производство риса действительно вырастет, а с другой — возрастет и число мелких феодалов. Что изменит внутреннюю карту Японии, заложив фундамент для многочисленных феодальных войн и сёгуната, как контрсилы, направленной на объединение. Массовое вымирание уничтожит спрос на блага и предметы производства, но сами блага и имеющиеся богатства никуда при эпидемии не деваются — это быстро сформирует новый класс элиты среднего звена. Окончательно укрепится многожёнство, как способ борьбы с нехваткой наследников. С одной стороны, наследников, начиная с 8-9 веков, феодалам действительно будет хватать, а с другой — чем больше наследников, тем больше междоусобиц по дележу самого наследства.
Внесёт пандемия изменения и в религиозный уклад. Апологема о том, что эпидемия является карой Ками, обыграется буддизмом. То, что было карой древних богов, свяжут с вредом, причинённым новой вере. Религиозные обряды лечения вберут в себя не только обе религии, но и первые медицинские наблюдения. Те, у кого сыпь оставалась красной, как правило, выздоравливали. Это укрепит миф о том, что красный цвет, которого традиционно боятся демоны, помогает от болезни. Постепенно, по мере прихода и ухода последующих эпидемий, народ Японии смирится с неизбежностью оспы и будет лишь молиться о том, чтобы переболеть ей только один раз.
История же с обидой, причиненной Будде, отзовется в истории глобально. Император Шому обзаведется собственным религиозным чувством вины и станет яро поддерживать буддизм, стараясь искупить вред. Поддержка и приверженность к религии дойдет до крайних степеней. Так, например, строительство великого храма Тодай-дзи и Дайбуцу — гигантской статуи Будды — почти обанкротит и так разоренную и опустевшую страну. А в 784 году император Камму вообще перенесет столицу из-за возросшего влияния буддизма. К этому времени в столице Японии будет уже 1600 буддийских храмов.
В обиход, связанный с болезнью, войдут красные куклы неваляшки — Дарумы.
Первоначально красный цвет кукол произошел от одежды монаха, принесшего Дзен Буддизм в Китай, Бодхихармы. Форма неваляшки при этом связана с легендой о длительных молитвах и покачиваниях монаха в позе лотоса со скрещенными ногами. Позднее куклы Дарума стали важным и популярным символом японской культуры , сегодня их часто изображают с фразой «Nanakorobi Yaoki», что означает «семь раз вниз и восемь раз вверх». И это позитивный предмет, символизирующий надежду и оптимизм. Вообще больным детям часто выдают как лекарство разные игрушки. Это не только Дарума, но и, например, традиционный барабан на палочке — Дэн-дэн дайко. Его можно тоже покрасить в красный цвет, и тогда он будет мультифункциональным: пугать демонов и звуком и цветом. Исторически такие способы лечения/помощи ассоциируются с хорошим состоянием. Когда ребенок играл, он был здоров. Если он заболел, надо дать то, с чем он играл, и состояние здоровья вернется.
В Индии, кстати, где оспа побывала раньше, у неё тоже было отдельное божество — богиня Мариатале в красном платье. По легенде она поссорилась с отцом и, разорвав, бросила в него свое ожерелье. В местах, куда попали бусины, от её проклятья образовались пустулы. А традиции лечить оспу красным цветом разнесутся по всему миру и будут жить ещё долгое время. Даже Елизавета I, заболев оспой в 1562 году, заворачивалась в красное одеяло. Даже спустя тысячу лет правительство Массачусетса в 1731 году приняло закон, требующий вешать красную ткань на всех зараженных местах. Даже наука в 1903 году в лице Нильса Финсена, лауреата Нобелевской премии, призывала размещать пациентов в палатах с красным светом.
Куклы, впрочем, тоже пережили рубеж в тысячу лет. Сегодня это не только китайские и японские неваляшки, используемые в качестве детских игрушек и туристических сувениров, но и любопытный символ просвещения. Даруба продается с закрытыми глазами, такой монах означает слепоту, и духовную, и нравственную. Глаза можно нарисовать самому. Монах с одним открытым глазом — это поставленная цель. Монах с двумя открытыми глазами — это достигнутая цель. Считается что это одна из трактовок достижения просветления. В японском для этого есть специальная фраза, “смотреть в оба глаза” = прозреть. Сегодня популярны тату с одноглазыми Дарубами, это своеобразный обет, когда человек принимает на себя миссию по достижению цели.
А уже обязанность по достижению цели/клятва гармонично вписалась в структуру криминальных татуировок, дополнив существовавшие традиционные изображения. Но это уже совсем другая история.
Спасибо, что дочитали до конца, ваш SV,