В последнее время как никогда становятся популярными теории о существовании мультивселенных, которые являются похожими на наш мир, но до сих пор предположения о существовании мультивселенных остаются догадками, вроде той, что во снах мы видим себя из иной вселенной.
По мнению ученых, самый короткий путь к обнаружению точного доказательства мультивселенных — внезапное гигантское столкновение вселенных.
Безусловно, это приведет к вымиранию, но есть вероятность, что могут сохраниться 3 пространственных и 1 временное измерение, то есть, все, что нам нужно.
Одно из таких столкновений привело к рождению некоей земли под Петрозаводском, куда привозят молоденькую и невинную актрису Свету, желающую вместе с подругой вырваться из убогого мира сериалов про служителей закона и от звонкого рэперского говора Андрея Замая (который тут как обычно играет бога, который решил притвориться режиссером) вместе с остальными в грязном кузове грузовика.
Авантюра, безусловно, сумасбродная, особенно учитывая то, что Лена, лучшая подруга Светы, которая ее и звала в “высокобюджетный болливудский проект”, выражаясь грубым современным языком, дала заднюю, так еще и сам проект превосходит все ожидания Светы — никто не знает сценарий, актеры импровизируют как могут, хореограф толком не знает, что ставить, а единственными, с кем она может поговорить — молодой актер и сумасшедший Диджей, вечно ходящий в штанах цвета зимнего камуфляжа.
Вы можете вполне справедливо удивиться, мол, о чем же речь, голубчик, к чему вы темните?
Однако я только что изложил наиболее доходчивый синопсис “Отпуска в Октябре”, третьего фильма уже полулегендарного Романа Михайлова, человека, которого тут любят и уважают.
Михайлов до кино добрался лишь к 40 годам, но за два года успел не только дебютировать с лучшим российским фильмом последних десяти лет, но и освоиться в этой непростой новой вселенной, отчего возникает ощущение, что “Отпуск в Октябре” — это его “Сонатина” (Такеши Китано не раз говорил, что с этим фильмом он преодолел стадию обучения кинопроизводству).
Хоть Михайлов и его бессменный продюссер Юлия Витязева утверждают, что “Отпуск..” снимался до “Наследия”, вышедшего ранее, уже чуть не ставшая фишкой режиссера, грязноватость и сине-светло-болотный оттенок картинки тут отсутствуют напрочь зато теперь появился красный цвет, цвет киновари, преследующий зрителя и героиню повсюду — он и в плаще героини и в ковре на котором она спит, и в освещении на сьемках и в прошлом, которое все на сьемках, сами того не осознавая, пытаются вернуть, погружаясь в игру, чем-то напоминающую сны в “Начале” Кристофера Нолана, даже больше, чем сны из “Малхолланд-Драйва” Линча (спасибо Гордею Петрику за сравнение “Отпуска…” с “Малхолландом..”, впервые я знаю с чем сравнивать картины Михайлова, как было у меня с Кириллом Соколовым).
В последнее время как никогда становятся популярными теории о существовании мультивселенных, которые являются похожими на наш мир, но до сих пор предположения о существовании мультивселенных остаются догадками, вроде той, что во снах мы видим себя из иной вселенной.
По мнению ученых, самый короткий путь к обнаружению точного доказательства мультивселенных — внезапное гигантское столкновение вселенных.
Безусловно, это приведет к вымиранию, но есть вероятность, что могут сохраниться 3 пространственных и 1 временное измерение, то есть, все, что нам нужно.
Одно из таких столкновений привело к рождению некоей земли под Петрозаводском, куда привозят молоденькую и невинную актрису Свету, желающую вместе с подругой вырваться из убогого мира сериалов про служителей закона и от звонкого рэперского говора Андрея Замая (который тут как обычно играет бога, который решил притвориться режиссером) вместе с остальными в грязном кузове грузовика.
Авантюра, безусловно, сумасбродная, особенно учитывая то, что Лена, лучшая подруга Светы, которая ее и звала в “высокобюджетный болливудский проект”, выражаясь грубым современным языком, дала заднюю, так еще и сам проект превосходит все ожидания Светы — никто не знает сценарий, актеры импровизируют как могут, хореограф толком не знает, что ставить, а единственными, с кем она может поговорить — молодой актер и сумасшедший Диджей, вечно ходящий в штанах цвета зимнего камуфляжа.
Вы можете вполне справедливо удивиться, мол, о чем же речь, голубчик, к чему вы темните?
Однако я только что изложил наиболее доходчивый синопсис “Отпуска в Октябре”, третьего фильма уже полулегендарного Романа Михайлова.
Михайлов до кино добрался лишь к 40 годам, но за два года успел не только дебютировать с лучшим российским фильмом последних десяти лет, но и освоиться в этой непростой новой вселенной, отчего возникает ощущение, что “Отпуск в Октябре” — это его “Сонатина” (Такеши Китано не раз говорил, что с этим фильмом он преодолел стадию обучения кинопроизводству).
Хоть Михайлов и его бессменный продюссер Юлия Витязева утверждают, что “Отпуск..” снимался до “Наследия”, вышедшего ранее, уже чуть не ставшая фишкой режиссера, грязноватость и сине-светло-болотный оттенок картинки тут отсутствуют напрочь зато теперь появился красный цвет, цвет киновари, преследующий зрителя и героиню повсюду — он и в плаще героини и в ковре на котором она спит, и в освещении на сьемках и в прошлом, которое все на сьемках, сами того не осознавая, пытаются вернуть, погружаясь в игру, чем-то напоминающую сны в “Начале” Кристофера Нолана, даже больше, чем сны из “Малхолланд-Драйва” Линча (спасибо Гордею Петрику за сравнение “Отпуска…” с “Малхолландом..”, впервые я знаю с чем сравнивать картины Михайлова, как было у меня с Кириллом Соколовым).
В “Отпуске…” вообще нету никакой почвы под ногами, ни у зрителя, ни у героев, ни у рассказчика, что, впрочем, же абсолютно привычно у Михайлова, у которого сюжет, в его общепринятом понимании, есть лишь слабое звено, поэтому истинный сюжет остается лишь ловить.
При этом, по его собственным словам, у Михайлова совершенно никакой цели запутать зрителя нету, наоборот, он благосклонен к нему, да и основной сюжет, в смысле сюжет без разгадываний тех или иных смыслов, попыток чувствовать вечно танцующих (к слову, саундтрек у фильма неплох) в диком рейве под хип-хоп сьемочную группу (в фильме очень и очень много танцев, да и почти все они выражают какую-то особую эмоцию или черту характера), или что значат бесконечные узоры на коврах главной героини, сам-то сюжет вроде прост, но…
Проблема в том, что анализировать фильмы Михайлова, а особенно “Отпуск…” (все же, “Наследие” и “Снег, сестра и Росомаха” были плюс-минус понятнее, как ни высокомерно это звучит) значит жесточайший моветон, ибо это все равно, что пытаться математическим путем разбирать гитарные соло Клиффа Бертона — безусловно, оно можно так, но право слово, зачем?…
Тем более, что так или иначе, мнения насчет того, что же происходит и какую глубину выражает, извините мне это выражение, секта Михайлова (уже который фильм с Михайловым кочуют Федор Лавров, Павел Додонов, Кирилл Полухин и Евгений Ткачук) остается лишь пытаться прочувствовать, как индийский режиссер фильма в фильме пытается и поэтому останавливает сьемки на три дня, потому что так астролог приказал (так и есть).
Погружаются ли герои в иное время и рискуют ли застрять в нем или же это все же новая материя? Является ли кино историей о перерождении и обретении истинного “Я” молодой актрисы? Куда уехал Юра Борисов на велосипеде? Является ли песня, которую Мария Мацель (чуть не забыл, но исполнительница главной роли играет действительно просто бешено и заслуживает всех аплодисментов, лучше нее может быть разве что Ткачук играющий диджея в “молодежных” штанах) ключом к разгадке тайн фильма?
Ответы на эти вопросы предстоит найти самому зрителю.
В отличие от Дэвида Линча, Михайлов куда более богат на разнообразные трактовки и я лично спустя пару часов после выхода из кинозала набросал три-четыре интерпретации того, что же это было и они все, ВСЕ показались мне вполне приемлемыми и подходящими общему тону картины и право, пуститься в рассуждения о том, какой из них духовно ближе я бы желал, но будет это очень долго, навряд ли интересно и, скорее всего, испортит вам весь фильм, а потому….
А потому «Отпуск в Октябре — это просто блестящий пример, почему я так люблю и ненавижу этот, временами пошлый, но столь прелестный вид искусства, называемый кинематографом.
За два часа в зале каждый раз казалось, что кино начинается заново и каждый раз примеряет себе новый язык во рту, как король примеряет камзол, но факт есть факт — даже для Михайлова, с трудом находящего себя в каждом измерении (а до кино он успел побыть писателем, математиком, диджеем, жонглером и театральным режиссером), в кино находится свой язык и, судя по всему, язык этот не окончательный.
А пока мы имеем на руках поистине волшебное, немного меланхоличное, немного ностальгическое, временами даже пугающее, но безумно теплое, вгоняющее в какой-то особый транс, притягательное и живое кино, способное исцелять духовно, погружающее зрителя в странный мир на окраине, где далекая и мутная Индия сливается с Россией, а любовь и мечты не пустой звук.
И да, я это писал прежде, но…Смотрите Романа Михайлова.
«Отпуск в Октябре» выходит в прокат 26 Октября 2023.