Вы помните, как вам дедушка рассказывал истории. Местами это было очень захватывающе, иногда совсем не вовремя, правда и вымысел в них были в зависимости от погоды, алкоголя и выпил ли он таблетки. Истории могли быть совсем невероятные, если он выпивал алкоголь и таблетки вместе. Эта ода йджизму является отличным предисловием к фильму «Наполеон» от признанного дедушки Голливуда — Ридли Скотта.
Apple в последнее время выделяет мэтрам большие бюджеты на реализацию их историй. Недавно я делал обзор на новый фильм Скорсезе, а теперь 200 млн выделили Ридли Скотту, для его версии истории Наполеона Бонапарта.
К творчеству Ридли Скотта я отношусь с уважением, но настороженно. Все его фильмы стоят того, чтобы их посмотреть, но вот шедеврами оказываются лишь некоторые из них. Кредит доверия сильно повысился из-за исполнителя главной роли — Хоакина Феникса. Да и роль Жозефины досталась интересной актрисе — Ванессе Кирби. Итак все ингредиенты перечислены и самое время переходить к дегустации.
Режиссерская работа, с технической точки зрения, не вызывает нареканий. Картинка прекрасная, батальные сцены выглядят дорого и впечатляют. Есть нарекания по поводу некоторых моментов, которые выглядят не натурально, но сейчас это повальная проблема в Голливуде. Вместо прогресса визуальных эффектов , мы видим обратное. Очень похоже на то, что мы начинаем уже к этому привыкать и вскоре «Вау» будут вызывать скорее фильмы 10-летней давности, чем свежие блокбастеры. Уровень жестокости и реализма не назвать стабильным: в начале фильма мы видим очень достоверную панику солдат, гильотинирование,разорванную пушечным ядром лошадь и растерзанную картечью толпу протестантов, а потом начинаешь замечать скорее романтизирующие войну сцены такие , как барабанщик, который продолжает барабанить не смотря на подоспевшее ему под ноги ядро или солдаты,несущиеся в бой с паразительно красивыми, ухоженными и пустыми лицами.
Особенно запомнились сцены из Русской кампании. Сразу же возникли ассоциации с фильмом » Костяной томагавк» или «Охотник на оленей». Под песню русского хора(а ведь и правда слово хор перекликается со словом хоррор), которая должна вызывать у иностранцев ощущение крипоты, и хтонический цветовой фильтр, похожие на смесь казаков и мутантов из «Поворот не туда», русские войны устраивают вьетнамские засады замёрзшим и изнеможденным французам. Смотрится это крайне забавно и занятно.
А вот с историей все сложнее. Что именно хотел сказать этим фильмом режиссер, мне не совсем понятно. Нам урывками показывают моменты сражений, исторические события и основные детали биографии Наполеона, но при этом какая между ними связь, если вы не читали перед этим биографию и не в курсе того, что и в какой хронологии происходило, вы вряд ли поймёте. А если читали, то историческая достоверность будет вызывать кучу вопросов .Больше половины хронометража нам будут показывать странные любовные отношения Наполеона и Жозефины. Сыгранно все очень талантливо, но с явными перегибами и порой поведение персонажей скатывается в фарс. Кстати, в этом фильме самые асексуальные сцены секса в истории кино. Если в этом и была задача, а скорее всего так и было, то режиссер справился на «отлично».
Моя главная претензия в том,что я не увидел ни осуждение Наполеона, ни восхищения им, ни реалистичного отображения. Все это есть, но настроение меняется от сцены к сцене и не имеет вектора развития.
Актеры сыграли хорошо. Жозефина может быть даже получит номинацию на лучшую актрису. Хоакин Феникс тоже хорош, но я не понимал, думаю, как и он, что конкретно он должен был играть. Вряд ли его игру кто то выделит во время наградного сезона, но и ругать здесь особо не за что. Сдержанное одобрение, а для такого актера — это скорее провал. Остальной актерский состав не особо запомнился в силу того, что на них упора режиссер и не делал.
Музыка была, но ничего выдающегося, как, например, саундтрек к фильму «Гладиатор», я здесь не услышал. А вот звук отличный: яркий, натуральный, атмосферный. В этом году каждый второй фильм удивляет именно технологиями звука. Это можно заметить только лишь, если смотреть в оригинале. А вот то, что все говорят на английском и нет даже вставок французского языка сильно бьёт по атмосфере. Хотел бы я посмотреть этот фильм на французском с английскими субтитрами.
Итог: фильм оставил после себя скорее разочарование. Мне не хватило целостности истории и эффекта байопика для меня тут тоже нет. Вполне возможно, что я сам завысил ожидания. При этом мне не было скучно и время пролетело незаметно, но все таки хочется чего то большого от фильма великого режиссера и одного из талантнейших актеров современности.
Apple не надеется на кассу от фильмов Скорсезе и Скотта. Это скорее репутационные проекты. Но чтобы заставить вас смотреть их несколько раз, они обещают выпустить в цифре сразу режиссерские версии, которые намного продолжительнее театральных. Может быть именно времени не хватило, чтобы расскрыть все подобающим образом. Я точно посмотрю фильм ещё раз, когда режиссерская версия появится на стриминге, а вам советую дождаться ее и сразу же смотреть «полную» версия.
А пока моя оценка фильму : 6,5/10
Спасибо за то, что ознакомились с моим бета-тестом фильма. Подписывайтесь на подкаст Мэри Сью. Все ссылки есть в моем профиле. Всем добра!