Возвращение Зловещих мертвецов, противостояние блогера с призраками в заброшке на стриме, Николас Кейдж — Дракула, тайваньские зомби и ещё много всякого.
Сегодня Хэллоуин, поэтому я продолжаю подводить итоги и разбирать новые триллеры и ужасы, которыми нас порадовал этот год. Какие-то из них более удачные, а какие-то менее, среди них есть продолжения знаменитых франшиз и отдельные фильмы.
Премьера нескольких кинокартин из сегодняшней подборки состоялась недавно, поэтому многие из них вы наверняка еще не успели посмотреть. Сегодня я представляю вашему вниманию примечательные фильмы ужасов и триллеры 2023-2022 годов.
Гремлины. Хранители леса (Unwelcome)
Если вы помните, то в 1984 и 1990-х годах была выпущена дилогия «Гремлины» — комедийный фильм ужасов, где в центре сюжета были мифические существа из британского фольклора. Несмотря на то, что со временем они стали культовыми, слухи о триквеле ходят до сих, но на данный момент неизвестно, дала ли студия «зелёный свет» на разработку сценария или проект заморожен.
Этой весной я наткнулся на картину «Гремлины: Хранители леса» и решил, что она и является тем самым долгожданным продолжением, но ошибся. Это снова «потрудились» наши локализаторы, переводя не дословно названия кинолент, тем самым давая надежду фанатам той или иной франшизы.
Например, каждый второй фильм ужасов становится очередным «Заклятием» или «Проклятием» хотя к знаменитым франшизам эти фильмы никакого отношения не имеет. Поэтому в наличии имеется большое количество проектов мексиканского или испанского производства с разными названием, но из-за неточного перевода причисленных к известной серии фильмов.
Но что-то я слишком углубился в рассуждения, и давайте вернёмся к картине «Гремлины: Хранители леса». Зачем нужно ее вообще смотреть?
Пережив нападение подонков в своей лондонской квартире, Джейми с беременной подругой Майей переезжают в небольшую деревню в Ирландии, так как парню достался дом по наследству. Местные доброжелательно встречают молодых людей, а Мэйв, соседка, предупреждают Майю, что каждый вечер девушка должна оставлять подношение лесному народу, носящему красные колпаки. Спустя время происходит конфликт между парой и местными, и девушка, в сложившейся опасной ситуации, вынуждена просить лесной народ о помощи, не догадываясь о последствиях…
Для начала нужно отметить, что авторы нашей сегодняшней киноленты действительно вдохновлялись дилогией «Гремлины», более того, все фильмы выполнены в жанре фолк-хоррор.
Также режиссёр ранее известной пародии «Грэбберсы» называл источником вдохновения не только дилогию 1984 и 1990-х годов, но и картину «Соломенные псы», и сказки братьев Гримм.
Поэтому может возникнуть мысль, что в данной картине должно получиться что-то безумное. Но начав смотреть, понимаешь, что единственная проблема заключается в резкой смене жанра. То «Гремлины: Хранители леса» делают акцент на жестоких эпизодах, в чём видна схожесть с «Хищниками» (2022), то авторы, восторгаясь людоедским юмором, показывают «чёрную» комедию.
Постепенно в картине нагнетается обстановка, героям приходится сталкиваться с проблемами, следующими одна за другой, и здесь сценарий чётко показывает, что некоторые местные жители гораздо опаснее, чем лесной народ, носящий красные колпаки. Неудивительно, что многие не смогут дождаться третьего акта, где начинает происходить безумное веселье с участием аниматронных кукол.
Ближе к финалу режиссёр искусно искажает многие клише, и начинается жестокое и кровавое противостояние с применением колюще-режущих предметов.
Персонажей не особо много, но, как мне кажется, конфликт между ними возникает на ровном месте. И к сожалению, даже в такой хорошей картине, наблюдается «повесточка» — в этот раз «сильных и независимых». Джейми предстаёт перед зрителями, как жалкая пародия на мужчину, постоянно испытывающий угрызения совести из-за того, что ни разу не смог защитить свою беременную жену. Майя, в свою очередь, боец!
Именно она демонстрирует твёрдость характера и решительность, всё время спасая своего любимого. Самое интересное в том, что данную арку можно было показать более углублённо и интересно, развив постоянное чувство вины Джейми, вследствие чего зрители увидели бы изменения в его характере и поведении. Также в картине появляется Колм Мини.
Визуально фильм хорош. Авторы отлично совмещают фолк-хорроры с комедией и триллерами про вторжения в дома. Финальный акт жесток и одновременно забавен. Отмечу и аниматронные фигуры гоблинов, ведь нечасто в современном кинематографе увидишь использование подобных приёмов, а вспоминается только «Страна чудес Вилли» с Колей Кейджем.
«Гремлины: Хранители леса» — необычный фолк-хоррор с добавлением других жанров. Если у других режиссёров мог получиться несвязный «винегрет», то у Джона Райта вышла нетривиальная и вполне любопытная картина, где режиссёр открыто критикует внешний мир, содержащий намного большую опасность, чем народ в красных колпаках! Рекомендую всем ознакомиться с этой недооценённой кинолентой!
Паранормальные явления. Дом призраков (Deadstream)
Ну и комплектом ещё один фильм, пострадавший от «прекрасной» российской локализации. Фильм не имеет никакого отношения к франшизе Джейсона Блюма «Паранормальное явления», но здесь хоть «Дом с привидениями» присутствует, на этом спасибо.
А самое интересное в том, что после неплохих сборов в российском прокате «Дома призраков» выходили такие «шедевры ру локализации» как «Паранормальные явления. Отель призраков» и «Паранормальные явления. Ритуальный дом», которые своими русскоязычными названиями подозрительно похожи на локализацию Deadstream’а, то есть появились закосы под закосом!
Но вернёмся ка к «Дому призраков», который в оригинале просто «Мертвый стрим». От него заранее могут быть самые негативные ожидания. Хронометраж у фильма небольшой, да и снята лента в формате «Найденная плёнка», от которого многие устали после 8 (!) частей оригинального «Паранормального явления».
Но непонятным образом именно Deadstream — одно из лучших воплощений хорроров про всякие съёмки в домах с демонами, да ещё и в прямом эфире.
Шон Радди – популярный видеоблоггер, ведущий шоу «Гнев Шона». Суть проста – парень борется со своими страхами, демонстрируя их многомиллионной публике. Но одна из его выходок приводит к тому, что от Шона отказываются все спонсоры. Парень приносит извинения тем, кого обидел, и продолжает свою деятельность. В этот раз Шон решает провести одну ночь в заброшенном доме, в котором давно повесилась одинокая женщина, и где зашкаливает паранормальная активность. Выбросив свечи зажигания от своей машины и закрыв на дверь на замок, избавившись от ключа, Шон приступает к реализации плана: по всему дому развешаны камеры, идёт прямая трансляция на LivVid (аналог Twich’а), но парню даже не приходит в голову, что призраки реально существуют!
«Паранормальные явления: Дом призраков» можно считать «театром одного актёра», весь фильм зритель будет наблюдать за Шоном и его попытками продержаться целую ночь. Его персонаж создан из образов блоггеров и доведён до абсурда. Поначалу Шон не вызывает симпатии, его юмор смотрятся нелепо, но постепенно зритель привыкает к нему, и герой раскрывается с другой стороны. Видно, что в погоне за «лайками» и «просмотрами» он совершенно не беспокоится о своей безопасности, что неизбежно сыграет свою роль в дальнейшем.
Думаю, пристально рассматривать сценарий довольно глупо, так как «Паранормальные явления: Дом призраков» является пародией на многие аналогичные хорроры, и вдобавок режиссёры, являющиеся большими поклонниками фильмов ужасов, намеренно используют клише, что в данном случае не вредит повествованию.
Но что способно немного наскучить, так это однообразная первая половина киноленты. За долгий промежуток времени не происходит каких-то событий, лишь пара скримеров для Шона. Но в процессе замечаются нестандартные элементы фильма: парень с помощью планшета общается со своей аудиторией, дающей ему подсказки, что делать дальше, и иной раз это действительно помогает, однако в чате не все доброжелательно относятся к Шону (к слову, большая часть шуток исходит именно от зрителей); сюжет является прямой трансляцией с камер из разных частей дома.
Удивляет, что в фильме нередко проскакивает ирония по поводу актуальной в США «повесточки». А к финалу повествование начинает углубляться в юмор – наблюдать за сражением с «резиновыми» призраками одно удовольствие, и получилось совершенно неплохо. Посмотрим, что выйдет у супружеского дуэта в следующий раз.
Ты не будешь в одиночестве (You Won’t Be Alone)
Фестиваль независимого кино «Sundance», проходящий ежегодно, в 2022 году поразил зрителя сразу несколькими отличительными хоррорами – «Свежатинка», «Скрежет» и «Ты не будешь в одиночестве» от режиссёра-дебютанта Горана Столевски.
Однако, если «Свежатинка» была довольно популярна, лента «Ты не будешь в одиночестве» прошла незаметно для широкой аудитории, несмотря на то, что одну из ролей исполнила Нуми Рапас. Ещё отмечу, что перед выходом фильм сравнивали с картиной Роберта Эггерса «Ведьма», так как многие эпизоды действительно схожи, но постепенно становится ясно, что в данном случае история метафорична, стараясь донести основной сюжет через визуализацию происходящего на экране.
XIX век. Небольшая македонская деревня. К одной женщине, недавно родившей девочку, приходит ведьма – Старая Дева Мария, чтобы унести девочку, оставив метку («ведьмин плевок») на новорождённой. Но мать, плача, умоляет её подождать до 16-летия девушки, после чего ведьма сможет её забрать. Проходит время, и Старая Дева Мария уводит Невену, чтобы сделать из неё ведьму. Проводя с ней время, девушка наблюдает, как ведьма умеет менять свой облик, убивая людей и животных. Невена, случайно убив молодую крестьянку, перевоплощается в неё. Девушка пытается приспособиться к жизни среди людей, стараясь понять, что значит быть человеком!
Для начала скажу о том, что лента медленна и меланхолична – весь хронометраж можно поделить на пару глав. Сначала зритель видит девушку, которая выходит из темницы, где её прятала родная мать в течение 16 лет.
Она пытается приспособиться к жизни вместе с ведьмой, а позже, покинув её, старается учиться жить среди людей. Всё это показано интересно, в какой-то мере необычно, но среди всего этого теряется самое главное – о чём же хотел сказать режиссёр зрителю? Какую историю пытался донести? Фильм наполнен различными метафорами, аллегориями и притчами, и по большей части всё повествование отталкивается от мыслей главной героини, пытающейся понять, что значит быть человеком? При этом в «Ты не будешь в одиночестве» практически отсутствуют диалоги, и лишь изредка будет появляться Старая Дева Мария, чтобы убедить девушку в одном – в мире нет добра, и когда люди узнают о её ведьминской сущности – сожгут на костре, боясь за свои жизни.
Хотелось бы сказать о том, картину вряд ли можно отнести к жанру ужасов, ведь большая часть посвящена взаимодействию девушки с окружающим миром и жителями других деревень, и сцен, присущих жанру ужасов, практически нет. Не могу не отметить неординарный приём перевоплощения ведьм в любых других существ.
Как я писал выше, «Ты не будешь в одиночестве» старается повествовать через визуал, демонстрируя различные решения, принимаемые девушкой, – в данном случае такой приём работает идеально, и без слов понятно происходящее на экране.
Техническая составляющая, в основном, серость, мрак, и лишь изредка появляются светлые тона. В остальном – необычный способ перевоплощения и нестандартный вид съёмки.
Безусловно, такая лента понравится далеко не всем, ведь фестивальные картины часто проходят мимо широкой аудитории. Что касается «Ты не будешь в одиночестве», то перед зрителем предстаёт нестандартная кинолента со множеством метафор и визуальным повествованием. Если вам нравятся такого рода фильмы, то ознакомиться можно!
Грусть (Ku bei)
Дело было летом 2022-го. Тогда я всегда обходил стороной разные картины о заражении или вирусах, так как после нулевых этот жанр исчерпал себя, ведь киноделы с каждым годом не показывают ничего нового, из раза в раз демонстрируя устоявшиеся шаблоны, которыми уже никого не удивить. Но это не отменяет того факта, что такое кино выходит на регулярной основе с заниженными оценками!
Случайно наткнувшись на тайваньский фильм «Грусть», я заинтересовался, как минимум, парой фактов: во-первых, крайне высокие оценки критиков картины такого жанра, а во-вторых, множественные похвальные отзывы, обещающие жестокое и бескомпромиссное зрелище.
В мире «Грусти» уже год распространяется какой-то вирус, к которому и народ, и власти относятся крайне несерьёзно, несмотря на предупреждения врачей-вирусологов. В один момент вирус сильно мутирует, превращая людей в агрессивных и развратных убийц. Зрителя знакомят с главными героями – молодой парой Джимом и Кэт, которые в момент заражения оказываются в разных местах. Джим находится в людном кафе, а Кэт — в метро в час пик, когда начинают происходить полнейшее безумие и хаос. Молодым людям нужно постараться, чтобы встретиться и выбраться живыми из заражённого города!
«Грусть» очень сильно напоминает печально известные картины «Сербский фильм» или «Человеческая многоножка», где в кадре присутствует насилие только ради насилия, не неся за собой скрытый смысл. Вся кинолента наполнена самым разнообразным членовредительством, многого сложно себе вообразить, и на фоне всеобщего безумия разворачивается драма двух людей.
Инфицированные выглядят как люди, которым только что на карточку капнуло нехилое наследство пятиюродного дедушки: улыбки на все лицо, распахнутые глаза по пять рублей. Это действительно жутко и необычно,особенно, когда узнаешь концепцию вируса. А уж реплики и целые монологи зараженных…это отдельный вид мерзкого искусства, офигеваешь, как такое людям вообще в голову могло прийти. Несут логичную, ужасающую и пошлую дичь, другое определение сложно подобрать.
Больные творят лютейшую дичь, чтоб вы понимали, самое мягкое — это оргия на пороге больницы в крови пациентов и врачей. А самое лютое…ну, решите после просмотра сами для себя. Кровь, мясо, кишки, каннибализм, хардкор.
Все это очень напоминает одну из моих любимейших серий комиксов «Crossed\Крестоносцы». Только у местных зараженных нет креста на все лицо, а так концепция одна. Также атмосфера чем-то смахивает на куда более известную франшизу «Зловещие мертвецы» (к ним мы, кстати ещё вернёмся)) .
Кстати, зомби тут не «кусай — жри», а на прочь отбитые недолюди, вполне способные говорить, стрелять, соображать, собираться в группы и водить машины. На улицах эти зараженные творят черти что: поджигают детей, устраивают резню ключами и зонтиками, играют «в орехокол» (что это вам знать не надо), устраивают кровавые оргии, жрут друг друга. И прочее, прочее….у инфицированных совсем нет тормозов. Точнее, технически и биологически они есть, ведь согласно местному ЛОРу вирус просто снимает все запреты с нашей психики…перестать потакать своим желаниям невозможно.
Реальный треш-хоррор в лучшем его смысле. Необычный, страшный, жуткий, мерзкий, в общем, мне понравился и рекомендую. Конечно, не для всех, как например веганский бургер из тофу, но большей массе любителей жанра очень зайдет. Лично я согласен с оценкой на IMDb в 6 баллов, но чего не хватило до более высокой оценки сложно сказать….скорее всего раскрытия персонажей и хронометража, чтобы полностью прочувствовать всю эту жесть.
Но больше всего «Грусть» пугает своей обыденностью. Здесь мало что объясняют, раскрытия характеров и даже зараженным еще больше сочувствуешь….ведь оказывается, что в глубине души они соображают, что они делают. Но реалистичность происходящего просто убивает и главных герои в, и самих зрителей, ибо всем приходиться смотреть на то, как разрушается этот мир, и спастись от происходящего…
P. S Оказывается, данный фильм ещё и добавил в топ лучших хорроров за 2022 один из ведущих редакторов КиноПоиска — Станислав Зельвенский
Бесскрайний бассейн (Infiniti pool)
Не так уж и давно на экраны выходил фильм «Преступления будущего» от признанного мастера боди-хорроров Дэвида Кроненберга. Его сын, тоже работающий в данном жанре, выпускает свою третью работу «Бескрайний бассейн». Несмотря на то, что они работают в одном жанре, их картины нельзя сравнивать!
Если папашп размышляет о влиянии прогресса на человечество, неизбежность эволюции, то младшенький предпочитает погружаться в пучины сознания, исследуя в своей новой киноленте тему творческого кризиса. Но не стоит ожидать соответствующих жанру приёмов, вызывающих шок, так как «Бескрайний бассейн» напоминает более жуткую версию «Треугольника печали» или «Меню». Первые отзывы посмотревших просто кричали о том, что картина по-настоящему потрясает!
Писатель Джеймс Фостер вместе с женой Эм приезжают на отдых в вымышленную страну Ла-Толку.
Мужчина находится в творческом кризисе и живёт за счёт жены. На отдыхе супруги знакомятся с другой парой – Албаном Бауэром и его женой Габи, оказавшейся единственной фанаткой писателя. После ужина они вчетвером покидают территорию отеля, хотя это запрещено законом, и отправляются на пикник. Их поездка оборачивается трагедией, когда Джеймс на обратном пути случайно сбивает местного жителя. Закон страны гласит — жизнь за жизнь!
Однако для дипломатов и туристов есть выход. За определённую плату государство создаёт клона и казнит его вместо совершившего преступление. После случившегося жена писателя спешит уехать из страны, а Джеймс остаётся. Габи втягивает писателя в опасное развлечение, в котором принимают участие ещё несколько весьма состоятельных туристов!
Сценарий картины не является чем-то новаторским, ведь Кроненберг-младший заостряет внимание зрителя на двух темах, лежащих в основе сюжета – вседозволенность богачей и выстраданные муки писателя, написавшего всего одну книгу. Но каждую из этих идей режиссёр преподносит крайне нетипично, ведь когда Джеймс начинает убивать собственных клонов, то он пытается избавиться от своих слабостей, нерешительности, неуверенности, а вся группа богачей с Габи – олицетворение его недостатков, его депрессия, не дающие возможность выхода из творческого кризиса. Из этого следует, что Джеймс ведёт борьбу с самим собой и изначально обречён на провал: весь секрет в том, что Фостер ненавидит самого себя из-за своей беспомощности.
Как я отмечал ранее, «Бескрайний бассейн» весьма беден на элементы боди-хоррора, так как режиссёру гораздо важнее донести до зрителя незамысловатый социальный подтекст. Даже эпизод с клонированием введён для того, чтобы продемонстрировать вседозволенность финансово независимых людей, и из этого следует, что Брэндон Кроненберг изучает влияние технологий будущего на природу человека.
Не стоит ждать и эпизодов экшена, так как «Бескрайний бассейн» — авторское, неспешное кино, нетривиально доносящее до зрителя простые истины крайне нетипичным способом. К слову, в предыдущих работах Кроненберга-младшего также фигурировали подмены человеческих тел и чрезмерное увлечение кумирами.
Парадоксально, как преобразили персонажа Александра Скарсгарда, которого все привыкли видеть в образе крутого парня, а здесь он изображён слабым человеком, не способным дать отпор. Его герой — трус, от которого исходит страх и неуверенность в себе, возможно, из-за того, что он живёт за счёт жены. Для актёра это отличное преображение, и его новое амплуа смотрится непривычно.
Но уверен, что внимание многих привлечёт к себе именно Миа Гот. Актриса, для которой роль психопатки не стала чем-то новым («X» и «Перл»), крадёт каждую минуту своего экранного времени, и не зря именно Гот называют новой «королевой крика!
Её героиня безжалостно манипулирует писателем-неудачником ради своего удовольствия, и здесь сценарий отлично демонстрирует, что для этой группы богачей вседозволенность сродни hаpкотuкам.
Изначально «Бескрайний бассейн» проходит в серых тонах, будто подчёркивая настроение героев, но затем зрителя ждёт несколько психоделических сцен, гипертрофированное насилие и сеkс в hаpкотuческом трипе.
По итогу «Бескрайний бассейн» — странная, нетривиальная картина не для всех, где режиссёр рассуждает о банальных вещах крайне нестандартным образом. Кому-то фильм покажется затянутым, немного скучным, лишённым любопытных диалогов и эпизодов экшена, однако любителям предыдущих работ Брэндона Кроненберга должна понравиться его новая работа!
Нефариус (Nefarious)
Картина «Нефариус», являющаяся приквелом к роману Стива Диса «Гнусный заговор» 2016 года, ошибочно причислена к жанру хоррора по одной простой причине: фильм сильно напоминает жанровую пьесу двух людей с диаметрально противоположными мнениями. Иными словами, более зловещая версия киноленты «Планета Ка-Пэкс». При этом, сценарий сегодняшней картины вызывая двоякое ощущение!
С одной стороны, «Нефариус» представляет собой мистическую камерную драму, а с другой, над фильмом работали христианские сообщества, ранее принимавшие участие в процессе над трилогией «Бог не умер»! Выходит, что в сюжете присутствуют теологические аллюзии и пропаганда американского консерватизма (в финалу картины появляется журналист, телеведущий и политический обозреватель Гленн Бек).
После самоубийства своего предшественника, молодой психиатр Джеймс Мартин назначается ответственным за проведение психиатрической экспертизы серийного убийцы Эдварда Уэйна Брейди.
От решения Джеймса зависит, состоится ли казнь, или он будет отправлен на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу. Начальник тюрьмы предупреждает Мартина, что Эдвард – искусный манипулятор, готовый абсолютно на всё, чтобы выжить. Во время диалога между психиатром и заключённым, последний утверждает, что является демоном, и имя ему — Нефариус, желающий оказаться на электрическом стуле. И обещает психиатру, что перед тем, как покинуть тюрьму, Джеймс совершит три убийства!
В США присутствует индустрия христианского кинематографа, которую спонсируют разные религиозные организации. Подобное кино зачастую проходит мимо широкой аудитории и не становится кассовым хитом. «Нефариус» — первая попытка снять более мейнстримное кино, и, наверное, самая удачная. Сценарий содержит в себе многообразный материал о религии, но его подача немного примитивна, хотя не мешает глубоко проникнуться диалогом между двумя людьми с разным мировоззрением.
При этом стоит понимать, что аналогичные фильмы – это своеобразная пропаганда религиозных ценностей, проповедь, показанная в формате кино, поэтому долгий разговор в камере будет представлять собой спор о вере в сверхъестественное. Учитывая, что фильм позиционировался, как психологический хоррор, немного удручает, что авторы придерживаются исключительно одной стороны конфликта, начисто забыв о другой.
Всё же с кинематографичной точки зрения, фильм выстроен правильно!
Сценарий «Нефариуса» — это противостояние двух культур. Джеймс – среднестатистический современный человек Запада. Атеист, не верящий в сверхъестественные способности Эдварда, старающийся всему найти рациональное объяснение и однозначно считающий себя порядочным человеком. Эдвард, он же Нефариус, с самого начала разговора разрушает картину построения мира Джеймса, апеллируя к психологии, социологии, истории и, местами, к теологии.
Сложно сказать, что перед зрителем происходит полноценная дискуссия, так как психиатр не может аргументированно обосновать свой взгляд на жизнь.
При этом хочется отметить невероятного Шона Патрика Флэнери, выдавшего одну из своих лучших ролей за последнее время (потому что снимается в откровенном трэше).
Сложно что-то выделить в плане технического исполнения: весь фильм происходит в нескольких комнатах, но в каком-то смысле «Нефариус» оказывается более жутким, что многие современные хорроры.
«Нефариус» затрагивает многие обсуждаемые вопросы, являетсядовольно любопытной и нетривиальной картиной, способной понравиться любителям психологических драматичных хорроров. Советую с ним ознакомиться!
Потемнело (The Blackening)
Сегодня мы живём в эпоху толерантности!
Боссы крупных студий, в первую очередь, стараются, чтобы их проект не задел чувства меньшинств или людей с другим цветом кожи. Подобное возникает из-за негативных высказываний чернокожих актёров, возмущающихся, что их репрезентация в кинематографе слабо развита.
Поэтому было удивительно, что комедийный режиссёр Тим Стори снял пародийное кино (на многих сайтах «Потемнело» указан, как комедийный слэшер, хотя его невозможно отнести к этому жанру). Видно, что сценарист намеренно использует стандартное клише кинематографа «чернокожие всегда погибают первыми», но что произойдёт, если в центре сюжета окажутся исключительно афроамериканцы?
Семеро чернокожих друзей решают отдохнуть и отпраздновать 10 июня – День окончания рабства в США, сняв отдалённый дом в лесу. Кратко о ключевых персонажах: уравновешенная главная героиня Лиза; её лучший друг – гей Дуэйн; мулатка Элисон; активная и крупная Шаника; бывший гангстер Кинг; альфа-самец Ннамди, состоящий в отношениях с Лизой, и ботаник Клифтон.
Спустя несколько часов свет в доме выключается, и герои обнаруживают, что дверь в одну закрытую комнату открылась и на ней появилась надпись «Игровая». Заинтересовавшись, друзья заходят внутрь и обнаруживают настольную игру «Потемнение».
Внезапно появившийся голос в динамиках приказывает им начать играть. Правила просты: если в течении определённого времени герои сумеют дать правильные ответы на десять вопросов об афроамериканской культуре, то смогут беспрепятственно уйти, если допустят хоть одну ошибку – их ждёт смерть от убийцы с арбалетом!
Безусловно, Тим Стори в плане сюжета специально использует все известные жанровые тропы только для того, чтобы их высмеять, вследствие чего любая сложившаяся ситуация сводится к абсурду.
Учитывая, что картина хоть и использует многие клише, она выходит за их рамки: например, небезызвестная лента «Очень страшное кино», в первую очередь, ориентировалась на хоррор «Крик», а «Потемнело» распространяется по всем известным кинематографическим условностям, поэтому отсутствует провисание. Однако Тим Стори подвергает высмеиваниям не только устоявшийся жанр хоррор, который за последние годы состоит исключительно из устарелых клише, но и социальную проблематику Голливуда, поэтому «Потемнело» смело можно причислять не только к пародии, но и к жанру «блэксплотейшн».
Да, не составит определённого труда догадаться о личности убийцы, а ближе к финалу серьёзные тона начинают преобладать над комедийным содержанием фильма. Из-за концовка кажется немного сумбурной, что не затмит большее количество положительных сторон фильма. Основная часть юмора строится на самоиронии чернокожего населения и различных отсылок к поп-культуре, поэтому фанаты хорроров будут удовлетворены.
Возможно, «Потемнело» не превзойдёт пародии братьев Уайнс, но наблюдать за стёбом над афроамериканскими героями в кинематографе занятно – настольная игра буквально пропитана расизмом, герои называют друг друга «н…а», делятся запрещёнными веществами, а убийца обещает им, что отпустит, если они выберут в качестве жертвы самого чёрного из них. Неужели в Голливуде ещё остались люди,
готовые к самоиронии, учитывая, что и режиссёр афроамериканец?
Может быть, «Потемнело» — один из тех фильмов, построенных на персонажах, каждый из которых является стандартным архетипом чернокожего героя в кинематографе. С уверенностью можно сказать, что все друзья – далеко не самые умные, но симпатия зрителя им обеспечена. Сюжетный «твист» с маньяком, хоть и предсказуем, имеет слишком обширную предысторию, что не особо вяжется с простым сюжетом: полагаю, незамысловатость его мотивов смотрелась бы органичнее.
Вновь обращусь к не особо честным пиар-кампаниям картины: фильм указан, как комедийный слэшер, но для такого жанра в картине почти нет убийств или жестоких моментов. Ну, а немного подобных эпизодов отлично обыгрываются с комедийной точки зрения.
Тим Стори в очередной раз проявил себя, как отличный комедийный режиссёр, и его сегодняшний фильм успевает высмеять несколько актуальных тем. Персонажи, хоть и карикатурны, привлекут зрителя. Если есть желание посмотреть фильм в духе пародий братьев Уайнс или франшизы «Очень страшное кино», то «Потемнело» — идеальный вариант!
Корабль в Пусан (Neugdaesanyang)
Еще один номинант на премию «самый кровавый и беспощадный азиатский триллер с присутствием ультранасилия» после «Грусти».
В оригинале фильм называется «Охота на волков». Но наши локализаторы перевели, как «Корабль в Пусан», пытаясь выехать за счёт популярности дилогии «Поезд в Пусан». И самое удивительное, что «Корабль в Пусан» настолько нетривиально сочетает разные жанры, что от экрана невозможно оторваться!
Итак, экспозиция вводит зрителя в курс происходящего: группу заключённых требуется экстрадировать из Филиппин в Южную Корею. Их будут перевозить на грузовом судне под охраной спецназа.
Но истинная цель – это доставка результата эксперимента прошлого века, когда в 1943 году был выведен сверхчеловек. Также на судно проникают головорезы, чьей задачей является освобождение заключённых. Сумевшие освободиться преступники вынуждены объединиться с охраной, чтобы противостоять очнувшемуся смертоносному мутанту под названием «Альфа» !
«Корабль в Пусан» — это будто бы монстр Франкенштейн, собранный из разных жанров, собственно, как и главный монстр, созданный в 1943 году. Первые полчаса фильм воспринимается, как более брутальная и жестокая версия «Воздушной тюрьмы»: заключённые, которых должны доставить в определённое место, сбегают и начинают расправляться с охранниками. Бесперебойный экшен подкрепляется тем, что кроме заключённых, начинает действовать замаскировавшаяся группа преступников, помогающая зэкам.
Затем картина резко переходит в жанр ужасов, когда пробудившийся от сна сверхчеловек начинает чрезвычайно жёстко расправляться со всеми. И в дальнейшем картина просто переходит в непрекращающееся кровопролитие. При просмотре возникает двоякое чувство: с одной стороны, картина проста, делая акцент на экшене, но с другой, лично я впервые вижу такое необычное совмещение жанров. Постепенно всё повествование переходит в непрекращающиеся неудачные попытки остановить мутанта. Возникает чувство, что создатели решили относиться не особо серьёзно к своему проекту, снимая высокобюджетный трэш. Причём самым забавным эпизодом оказывается безумная предыстория монстра, созданного во времена Великой Отечественной войны.
К слову, финал картины даёт тоненький намёк на сиквел. Если авторы снимут продолжение в том же духе, успех им гарантирован.
Самое удивительное, что сценарий предусматривает наличие столь огромного количества персонажей, и разобраться, кто будет главным, а кто-второстепенным, загадка не из лёгких. Но стоит ли привязываться к персонажам? Однозначно, нет.
Большое количество действующих лиц нужно картине для того, чтобы буквально столкнуть всех друг с другом, и экшен-сцены зашкаливают. Добавлю, почти у каждого из героев нет бэкграунда, наверное, авторы решили не заморачиваться с проработкой, так как с течением хронометража персонажи начинают выбывать из сюжета.
Визуал просто насыщен жестокими эпизодами, из-за чего возникает ощущение, что в человеке не 5 литров крови, а аж 50!
Буквально вся картина полна невероятно чудовищными сценами членовредительства и смотришь с содроганием. Каждую минуту сверхчеловек отрывает конечности и ломает кости, давит человека словно протухшее яблоко, а в ход идут все колюще-режущие предметы и герои почти не используют огнестрельное оружие.
«Корабль в Пусан» — бесхитростное и невероятно жестокое зрелище, где льётся кровь льётся словно гранатовый сок, а кости ломаются и сгибаются ежеминутно. Невероятно динамичный сюжет ни на секунду не тормозит и не даёт заскучать, а лишь подготавливает зрителя к очередной экшен-сцене. Походу все пути ведут в Пусан!
Кукла. Реинкарнация зла (Home For rent)
Следующим идёт фильм ужасов 2023 года из Тайланда «Кукла. Реинкарнация зла», хотя в оригинале название фильма переводится примерно как «Дом в аренду», тайское кино пока довольно редкий гость на наших экранах, но если все фильмы будут такого качества, то я не возражаю.
Мне фильм, как ни странно догадаться понравился, несмотря на довольно большой хронометраж более 2 часов. Но я была увлечен и не заметил то, как прошло это времени.
Здесь произойдёт реинкарнация личности, и это будет маленький ребенок , но будет это не спонтанно, как во многих других фильмах, а насильственно путём проведения кровавого ритуала с помощью адепта секты.
По древней тайской легенде в кукле может быть заключена душа умершего человека, а получив согласие человека и проведя специальный ритуал, можно подсадить душу в живого человека, они могут там уживаться вместе, а можно и изгнать родную душу и полностью завладеть телом. Что собственно и произошло в этом фильме.
Квин после смерти жены один воспитывал дочь, которую безумно любил, но в возрасте 10 лет дочка погибла по его вине от удара током. Через несколько лет Квин женился снова и в семье снова родилась дочь, но он никогда не забывал о своей первой дочери, хотя новой семье об этом никогда не рассказывал.
Жена после свадьбы переехала к нему, а свою квартиру много лет сдавала, пока однажды жильцы не съехали без предупреждения, а квартиру разгромили. Квартиру она привела в порядок, но сдавать больше не решилась. Они переехали туда сами, когда неожиданно нашлись арендаторы на дом. То, что Квин согласился на этот вариант, очень удивило Нинг, он никогда ни за что не согласился бы раньше пустить чужих людей в свой дом. Но после того, как он подарил дочери на день рождения куклу своей первой дочки, вести себя он будет всё более странно, а странные арендаторы в их доме начнут проводить какие-то жуткие ритуалы.
Всю историю мы посмотрим разными глазами с разных точек зрения.
Сначала мы всё увидим газами Нинг, затем эта же история откроется с другой стороны глазами самого Квина, а позже с точки зрения их дочери, девочки, у которой с самого рождения был дар видеть духов, именно поэтому она и была выбрана на роль жертвы для ритула, и всё остальное с нашими героями произошло совсем не случайно.
Больше ничего не расскажу, смотрите сами, фильм стоящий.
Экзорцист Ватикана (The Pope’s Exorcist)
В 1973 году режиссёр Уильям Фридкин снимает картину «Изгоняющий дьявола», которой впоследствии стал классикой жанра.
После этой ленты стали регулярно выходить фильмы про одержимых дьяволом людей и сеансы экзорцизм разного качкства.
Хотя подавляющее большинство из них весьма посредственны, сюжет повторяет одни и те же клише, они окупаются в прокате. Из неплохих представителей этого поджанра выделяются, на мой взгляд, «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Избави нас от лукавого».
Сегодняшний фильм примечателен тем, что основан на мемуарах экзорциста Гэбриэля Аморта – «Экзорцист рассказывает свою историю» и «Экзорцист. Ещё истории». Этот католический священник известен тем, что дружил с Уильямом Фридкином, основал Международную ассоциацию экзорцистов (которые, к слову, раскритиковали это кино) и провёл более 160000 обрядов изгнания нечистой силы. К своим обязанностям Аморта подходил, скорее, как психиатр, считая, что лишь в 2% случаев имеет дело с необъяснимыми явлениями – чистым злом!
1987 год. Джулия вместе с детьми Генри и Эми переезжает в Испанию для восстановления разрушенного аббатства — наследие погибшего отца мальчика. Проходит немного времени, и Генри начинает вести себя немного странно.
Врачи не могут понять, в чём дело! Мальчик одержим! Он требует священника, и католическая церковь отправляет Гэбриэля Аморта. В течении дня, пытаясь изгнать демона, Аморта узнаёт тайну Ватикана, скрытую в течении многих лет!
Данный фильм лишь подтверждает мои слова, что со времён «Изгоняющего дьявола» данный жанр не претерпевает глобальных изменений, и даже изобретательная вступительная сцена не спасает крайне посредственное кино.
Какие-то оригинальные сюжетные тропы забываются, антиклерикальная политика быстро выводится из сюжета, хотя нестандартное решение имело бы большее влияние на разум человека, так как после выхода «Изгоняющего дьявола», люди начали массово интересоваться разницей между научно объяснимыми явлениями и неподдающимися объяснению.
В «Экзорцисте Ватикана» же антиклерикальные диалоги не имеют веса! Видимо, авторы решили не затрагивать столь деликатную тему и вернулись к стандартам жанра. Идёт заимствование не только классических приёмов Фридкина, но и плагиат картин о «проклятых домах», в принципе, не особо бросающийся в глаза, но подталкивающий к мысли, что фильм «Экзорцист Ватикана» не самобытен.
Даже повадки одержимого мальчика взяты из «Экзорциста» (кстати, последняя работа Уильяма Фридкина – это документальное кино про Гэбриэля Аморта). Кардинальные изменения коснулись тайны Ватикана, но этому крайне увлекательному эпизоду уделено мало времени.
Наверное, картина не возымела бы успеха, если бы не Рассел Кроу. Создатели не прогадали, пригласив его на главную роль. По окончании просмотра возникает двойственность ситуации: остальные герои на фоне Рассела Кроу настолько невыразительны, насколько он эффектен.
Его герой — обаятельный и харизматичный экзорцист, не боящийся шутить в диалоге с сатаной. Езда на скутере, любовь к кофе и более крепким напиткам, шляпа и очки-авиаторы дополняют образ священника. Когда его нет в кадре, не работает даже семейная драма, хотя некоторые эпизоды старались заострить на ней внимание зрителя. Что ж, фильм успешен в прокате, студия анонсировала сиквел, Кроу подтвердил своё участие, есть две книги Гэбриэля Аморта, а значит, в будущем, нас ожидает немало нетривиальных обрядов экзорцизма.
Это одна из огромного количества картин про изгнание дьявола, отличающаяся от других участием знаменитого Рассела Кроу и весьма необычным подходом к обряду. Если любите ленты наподобие «Изгоняющего дьявола», то данный фильм очень хорош!
Ренфилд (Renfield)
Одним из часто экранизируемых романов является «Дракула» Брэма Стокера, который сформировал у многих зрителей облик вампира, неоднократно используемый в кинематографе. Сегодня уже каждому знаком первоисточник, поэтому фильм «Ренфилд» является попыткой переосмыслить известную историю, продемонстрировав её через взгляд фамильяра графа Дракулы – Ренфилда. Что-то подобное снимали несколько лет назад. Картина «Виктор Франкенштейн» имела аналогичную завязку: её главным героем являлся именно помощник Франкенштейна, Игорь. «Ренфилда» отличает ещё и присутствие актуальной тематики сегодняшнего дня, а именно, борьба с абьюзивными и токсичными отношениями.
В начале ХХ века в замок графа Дракулы прибывает юрист по фамилии Ренфилд. Вампиру он кажется идеальным вариантом для верного спутника, и он обращает его. В течении многих лет Ренфилд прислуживает Дракуле, но всё меняется, когда они переезжают в Новый Орлеан, где фамильяр вступает в клуб страдающих созависимостью людей. Параллельно разворачивается история полицейской Ребекки, стремящейся отомстить за убийство своего отца самой влиятельной преступной группировке, контролирующей весь город. Именно она подтолкнёт Ренфилда к кардинальным переменам в жизни!
Изначально авторы хотели продвигать «Ренфилда», как прямое продолжение картины 1931 года, но результат оказался совершенно иным – сценарий сегодняшнего фильма кажется фанфиком по культовому произведению.
И «Ренфилд» довольно быстро показывает зрителю, что не стоит ожидать каких-либо глубоких рассуждений на тему абьюза – начинается кровожадный мордобоц, в котором просто нет места для оригинальных идей. Тема созависимости проговаривается постоянно, но всё сводится к треугольнику, сформированному сценаристом: Дракула – абьюзер, Ренфилд – его жертва, а Ребекка становится спасительницей, своими словами запустив рефлексию фамильяра.
Сценарий — это череда из экшена с элементами «чёрного» юмора и рассуждений Ренфилда, пытающегося всеми силами избавиться от деспотичного господина, которому хочется крови не каких-нибудь преступников, а влюблённой парочки, кучки монахинь или автобуса с чирлидершами. Ренфилд начинает осознавать, что он сам виноват в жёстком отношении к нему Дракулы. Чтобы разрешить конфликт с графом, нужно до конца разобраться в себе. Естественно, подобные сюжетные тропы – частое явление в незамысловатом кино, поэтому не стоит удивляться поверхностному сценарию без отсутствия «твистов» или интриг. Арки немного разбавляют повествование, в котором львиную долю времени уделено кровавым разборкам между Ренфилдом и преступной группировкой, и вновь возникает чувство, «где-то я уже это видел»…
По большей части, картина работает из-за персонажей. Дракула предстаёт не только в образе жестокого повелителя, но и абьюзера, своим газлайтингом вызывая чувство вины Ренфилда. Сюжетная арка персонажа Николаса Кейджа очевидна – зло в чистом виде, но зато вышел настолько колоритный антагонист, за которым можно наблюдать бесконечно. Архетипы Ренфилда и Ребекки не особо блещут разнообразием. После спасения девушки, он чаще начинает задумываться, как освободиться от гнетущего влияния Дракулы. Также в сюжете присутствует преступная группировка, однако кажется, что их прототипы взяты из каких-нибудь пародий, по типу «Очень страшное кино».
Также наблюдалось и сравнение с картиной «Кокаиновый медведь» — элементы «чёрной» комедии. И к сожалению, «Ренфилд» проигрывает по всем параметрам. Лента Элизабет Бэнкс была изобретательной в плане демонстрации жести, творящейся на экране, а в данном фильме предел режиссёрской фантазии – без конца и края оторванные конечности. Поначалу выглядит забавно, но постепенно начинает немного утомлять.
Но это не отрицает того факта, что хорошее кино, может, не совсем оригинальное, но крутое и кровавое! Классные эффекты, крутые актёры и простой сюжет – отличное вечернее времяпрепровождение!
Восстание зловещих мертвецов (Evil Dead Rise)
После оригинальной трилогии, полностью заслуженно считающейся культовой, вышло два ремейка.
Картина «Зловещие мертвецы: Чёрная книга», снятая Федерико Альваресом, полностью отказалась от «чёрного» юмора в сторону серьёзной тональности (не считая финального эпизода). Сериал «Эш против зловещих мертвецов», который шёл с 2015 по 2018 годы, оказался полной противоположностью – трэш был выкручен на полную.
И спустя вот десять лет спустя, после фильма Федерико Альвареса, выходит «Восстание зловещих мертвецов», обозначенный, как сиквел, хотя это не совсем точное определение: действие в картине разворачивается в рамках этой же вселенной!
Бет, техник по гитаре, узнаёт, что беременна. В связи со сложившей трудной ситуацией девушка едет к старшей сестре Элли, живущей с тремя детьми. После встречи мать отправляет детей за пиццей, а спустя несколько минут происходит небольшое землетрясение.
Дэнни, старший сын, находит в одном из разломов старую книгу и несколько пластинок. Открыв Некрономикон и прослушав звукозаписи, он высвобождает демона, вселяющегося в Элли. Бежать некуда: лифт сломан, пожарная лестница обрушилась. Кто сумеет дожить до рассвета?
Как было сказано ранее, «Восстание зловещих мертвецов» — не продолжение фильма 2013 года, а самостоятельная история, строящаяся на фундаменте оригинальной трилогии.
Используя старые наработки, режиссёр воссоздаёт привычный сюжет, но в непривычном сеттинге: вместо хижины в лесу местом действия становится квартира в многоэтажке, планируемой под снос. И я упомяну «Крик 6»: аналогичное изменение происходящих событий не играло ключевую роль в повествовании, а в «Восстании зловещих мертвецов» — смотрится аутентично, потому что режиссёр на протяжении всего хронометража поддерживает клаустрофобные чувства зрителя, подчёркнутые визуалом: эффект «рыбьего глаза», чувство давящих стен и невозможность покинуть квартиру из-за присутствующего в ней демона, который прячется в тёмных коридорах.
Иными словами, полная смена места действующих событий – безупречное решение, идеально вписанное в контекст. Но обновлённая вариация с множеством новшеств в сценарии не противоречит законам франшизы, используя визуальные приёмы, как дань уважения. Например, эффект трясущейся камеры или вступительная сцена с одержимой девушкой. Единственный недочёт, по моему мнению, колебание темпа от серьёзного тона до циничного юмора.
Любому фанату хорроров будет сложно представить, насколько безумной и бескомпромиссной вышла новая часть. Режиссёр Ли Кронин, дебютировавший с психологическим хоррором «Другой», гиперболизирует оргию кровавого насилия, где против демонов используются все колюще-режущие предметы – и это только начало!
А в финале главной героине предстоит столкнуться с чудовищем, которого не одолеть без помощи бензопилы!
«Восстание зловещих мертвецов» — ярчайший пример качественно сделанного перезапуска, позволяющего франшизе развиваться и дальше. При всех нововведениях, картина сохраняет дух оригинала, чем явно порадует фанатов! Любители хорроров — это ваше время!
В заключении хочется сказать, что каждый боится по-своему. Кого-то пугают призраки, демоны и прочая сверхъестественная хн. Кого-то пугают убийцы в масках, кого-то акулы и крокодилы, способные в любой момент откусить зад, пока ты кайфуешь в море/озере.
Я веду к тому, что не стоит судить мой выбор кошмариков и этот топ в целом — просто смотри и испытывай эмоции при просмотре: страх, грусть, радость, переживание и ещё многое другое!
P. S. А есть ли у вас любимые свежие хорроры, которые многомесячно не заметили, но их можно смело рекомендовать к просмотру, напишите в комментариях!