Корпорации NVIDIA и Samsung Electronics договорились уладить все легальные диспуты, касающиеся интеллектуальной собственности двух компаний, а также подписали ограниченное лицензионное соглашение на ряд патентов. Компании не будут выплачивать друг другу отчисления или компенсации, но и не станут подписывать широкое кросс-лицензионное соглашение. Фактически, можно констатировать, что попытка NVIDIA заставить Samsung платить ей лицензионные отчисления провалилась.
В поисках нового источника доходов в середине 2013 года корпорация NVIDIA объявила о желании лицензировать графические ядра Kepler сторонним разработчикам для встраивания в различные системы на кристалле (system-on-chip, SoC). Хотя компания формально предложила потенциальным лицензиатам готовые графические ядра, она едва ли предложила оптимальный способ их интеграции. Дело в том, что сами вычислительные ядра внутри процессоров NVIDIA используют проприетарную шину для соединения с диспетчером задач, кешем второго уровня, различными контроллерами (памяти, PCI Express, выходов на дисплеи и т. д.) и другими устройствами. При этом о лицензировании этой шины не говорилось ничего. Если же лицензировать у NVIDIA некий упрощённый вариант графического процессора (т. е. оплачивать ещё как минимум диспетчер и контроллер памяти), то его пришлось бы подключать к остальной части SoC при помощи шины PCI Express, что едва ли оптимально как с точки зрения площади ядра, так и с точки зрения энергопотребления. Учитывая не очень внятный подход NVIDIA к лицензированию графических ядер, желающих воспользоваться предложением компании до сегодняшнего дня не нашлось. Тем не менее, монетизация интеллектуальной собственности может заключаться не только в лицензировании готовых устройств, но и патентов.
В попытке монетизировать свои патенты в области компьютерной графики, корпорация NVIDIA подала в суд на компании Qualcomm и Samsung Electronics сентябре 2014 года, обвиняя их в нарушении патентов и требуя компенсации. Как Qualcomm, так и Samsung используют в своих системах на кристалле Snapdragon и Exynos либо графические процессоры (graphics processing units, GPUs) собственной разработки (Qualcomm приобрела подразделение по созданию мобильных GPU у AMD вместе с лицензией на фундаментальные технологии), либо лицензированные у третьих сторон. В ответ корпорация Samsung обвинила NVIDIA в неправомерном использовании своей интеллектуальной собственности, положив начало весьма долгому юридическому процессу.
Речь в исковых заявлениях как NVIDIA, так и Samsung шла о фундаментальных технологиях в области устройства графических процессоров, работы с памятью типа SRAM, различных подсистем памяти, а также затрагивала разнообразные аспекты функционирования микросхем вообще.
В ходе разбирательств в международной торговой комиссии США (U.S. International Trade Commission, ITC) судья по административным делам Томас Б. Пендер (Thomas B. Pender) постановил в октябре прошлого года, что Samsung и Qualcomm не использовали интеллектуальную собственность NVIDIA. В декабре Дэвид П. Шо (David P. Shaw), судья по административным делам из Вашингтона, постановил, что NVIDIA нарушила патенты Samsung. Кроме того, в ходе процесса NVIDIA сняла часть своих претензий. Тем не менее, точку в разбирательстве между двумя компаниями должна была поставить специальная комиссия ITC из нескольких судей. Оглашение решения было назначено на второе мая, однако за несколько часов до этого обе компании подписали мировое соглашений, закончив все легальные диспуты на территории США (включая ITC, окружные суды и ведомство по патентам и товарным знакам США).
Урегулирование конфликтов включает в себя лицензирование небольшого числа патентов каждой из компаний друг другу, но не широкое кросс-лицензирование патентов или иные виды компенсаций. Другие детали соглашения не разглашаются.
Отказ от претензий к Samsung со стороны NVIDIA во многом ставит точку в возможностях компании требовать лицензионные отчисления со стороны создателей процессоров, которые используют графические ядра разработки ARM или Imagination Technologies в своих SoC. Samsung и Qualcomm являются наиболее крупными создателями и эксплуатантами подобных систем на кристалле, а значит легальная победа над ними открывала бы перед NVIDIA широкие перспективы в области монетизации патентов.
Дальнейшие действия NVIDIA по лицензированию интеллектуальной собственности неизвестны. Если лицензирование патентов более не имеет смысла, возможно, компания попытается более эффективно привлекать сторону к лицензированию уже готовых GPU-технологий?
Источник: