Жанр | Симулятор |
Издатель | Hello Games |
Разработчики | Hello Games |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-530 2,9 ГГц/AMD Athlon X4 730 2,8 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1,5 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 480/AMD Radeon HD 6970, 10 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i7-860 Quad 2,8 ГГц/AMD FX-8120 3,1 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 960/AMD Radeon R9 285 |
Дата выхода | 9 августа 2016 года (PS4), 12 августа 2016 года (PC) |
Возрастной ценз | от 7 лет |
Платформы |
PlayStation 4, PC |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PlayStation 4
Все это время многие из нас неправильно относились к No Man’s Sky. Крупицы актуальной информации подавались под обильным соусом загадочности, что породило в головах игроков мысли о невообразимых геймплейных возможностях. Кто-то сразу понял, что представляет собой игра, и не питал особых иллюзий. Такие люди сейчас злорадно смеются над фантазерами, восклицая: «Мы же говорили!»
⇡#Пустота
На самом деле многое из того, о чем мы узнавали из бесчисленных превью и интервью, оказалась правдой. Но постоянные напоминания о 18 квинтиллионах планет, процедурной генерации, разнообразии флоры и фауны и других особенностях затмевали разум. Мы не верили, что No Man’s Sky — банальная «гриндилка», где по планетам ходишь для сбора ресурсов, которые затем продаешь, а на вырученные деньги покупаешь новые корабли, чтобы попасть на новые планеты ради новых приключений.
Вот только приключения тут по большей части одинаковы, где бы игрок ни приземлился. Стартовая планета у каждого своя — кто-то попадает в настоящий рай, а кому-то придется мириться с радиацией или жутким холодом. Но разницы практически нет — разве что предстоит подпитывать костюм найденными неподалеку минералами раз в несколько минут. Да и неважно, чрезвычайно низкая температура или слишком высокая, спасаться от этого предлагают одинаковым образом.
Первое задание, которое получает игрок, заключается в починке своего костюма и космического корабля. Для этого нужно искать ресурсы (забегая вперед, скажем, что они есть на всех планетах). Источники полезных ископаемых могут отличаться внешне, однако и плутоний, и цинк, и углерод всегда в больших количествах рассеяны по территории. Добывать земные богатства приходится с помощью мультитула — многофункционального устройства, лазер которого способен разрушать любые объекты и давать отпор агрессивным формам жизни.
В процессе исследования планеты можно также обнаружить цилиндрической формы объекты, при взаимодействии с которыми главный герой изучает новое слово из лексикона соответствующей расы. Это, как и было обещано, позволяет лучше понимать пришельцев — изученные слова в диалогах автоматически меняются с абракадабры на русский язык. Так становится понятнее, кто просит ресурсы, кто настроен агрессивно, а кто стремится подарить герою презент
⇡#В поисках смысла
Беда в том, что удивляет этот космический фронтир лишь первые несколько часов, после чего наступает жуткое разочарование. Игрок понимает, по какому принципу «процедурно генерировалось» все в No Man’s Sky, и для сюрпризов уже не остается места. Какая бы раса планету ни населяла, ее базы и торговые точки будут выглядеть одинаково — как внутри, так и снаружи. Ландшафт тоже идентичен: есть горы, есть пещеры, иногда встречаются озера. Почти все типы растений можно обнаружить за один вечер, после чего охота за ресурсами становится еще более тоскливым занятием.
Обещанного разработчиками взаимодействия между видами нет и в помине. В трейлерах нам показывали, как похожий на носорога зверь охотился за кем-то вроде антилоп — в игре, за очень редкими исключениями, всем на всех наплевать. Представители фауны лениво бродят туда-сюда, не замечая друг друга, а с игроком у них бывает лишь три типа взаимодействий: они либо его боятся, либо не замечают, либо атакуют. В последнем случае для спасения от «ужасной опасности» хватает нескольких выстрелов из мультитула. Чтобы оценить все разнообразие животного мира, достаточно посетить десяток-другой планет — облик существ, склеенных из одних и тех же элементов, быстро начинает повторяться. О том, как многие из них анимированы, мы умолчим.
Находясь на земле, можно просканировать местность в надежде найти что-то полезное. Игра любезно покажет, где какие ресурсы расположены, а также подскажет местонахождение элементов и ближайших баз. Выбирать, как все это исследовать, предстоит игроку: либо сесть в корабль и летать от одной интересной точки к другой, либо ограничиться пешими прогулками. В первом случае придется хранить в инвентаре ресурс, в больших количествах затрачиваемый на взлет. Зачем такие ограничения в игре о безграничных возможностях? Ответ знают только разработчики.
Это не было бы проблемой, позволь игра держать в рюкзаке огромное количество ресурсов. Однако инвентарь сильно ограничен, особенно поначалу, так что уже через несколько минут охоты за редкими объектами придется искать торговую точку и все это сбывать. Апгрейды костюма, которые часто можно найти на планетах, стоят денег, и за более вместительные корабли тоже придется немало заплатить. Но даже при максимальной прокачке чувствуешь себя навьюченным по самые уши осликом.
По большому счету, потолка большинства активностей можно достичь, не покидая первой планеты. Стать миллионером и раздобыть все апгрейды для снаряжения; искать и продавать ресурсы; сканировать животных и растения, заливая это на серверы и получая денежные награды; выискивать монументы ради изучения новых слов определенной расы; исследовать базы на предмет наличия новых технологий для мультитула. Вопрос о смысле межзвездных путешествий в свете неглубоких механик становится риторическим.
⇡#Упущенные возможности
Увы, чем бы вы ни занимались, геймплей будет одинаково унылым. Пройти вперед, найти залежи плутония, пострелять в них, просканировать зверушку, идти дальше, пострелять еще раз. Восхищение от первой увиденной пещеры, полной ценных ресурсов, уже никогда не повторится — это все мы видели на первой планете, разве что цвета были другие, а вместо пальм росли высокие кусты. Да, так же можно описать любую «выживалку», в том числе обожаемую миллионами Minecraft. Вот только в творение Mojang заложены колоссальные возможности для творчества и строительства, а здесь мы можем лишь продавать хлам и изредка создавать улучшения для мультитула и костюма.
Хотя и «выживалкой» No Man’s Sky не назовешь — чтобы умереть, надо сильно постараться, либо не совладать с инвентарем. Если на игрока нападет охрана, по какой-то причине патрулирующая местность и наказывающая ворующих ресурсы дебоширов, придется отбиваться от них мультитулом. Но в самый неожиданный момент запас его энергии может иссякнуть. Тогда нужно открыть инвентарь, выбрать вкладку «Мультитул», навести курсор в нужную точку и зарядить его. На паузу игра в этот момент не ставится, так что итоговый результат зависит лишь от вашей расторопности.
От охранников, кстати, можно просто убежать. Следовать за персонажем они долго не будут — уже через несколько секунд стражи потеряют интерес, даже если вы пытались взломать закрытую дверь и активировали сигнализацию. При этом ничто не мешает прятаться в том же самом здании, где вопит сирена. И это самое лучшее решение, поскольку жуткая механика стрельбы не слишком располагает к силовому решению вопроса.
Сколько-нибудь реальный шанс погибнуть появляется лишь в космосе, когда на корабль нападают пираты. Обычно это происходит во время перевозки очень ценного ресурса, и игра заранее предупреждает о возможной опасности. Благодаря автоприцеливанию остается лишь нажать единственную кнопку — и стрелять, стрелять, стрелять, пока все враги не будут уничтожены. Трофеи автоматически попадают в инвентарь, а вот если флибустьеры взорвут ваше судно, то ничего не заберут. Персонаж просто воскреснет на ближайшей космической станции и получит шанс долететь до места своей гибели и забрать вещи.
Этим все «выживание» и ограничивается. Да, еще здесь есть планеты с экстремально высокой или низкой температурой. Но противостоять этому нужно точно так же, как и на обычных планетах, то есть выискивать ресурсы и заправлять костюм. Даже если вы все-таки умрете, никакого наказания не последует, поэтому называть игру симулятором выживания будет неправильно.
Зато в No Man’s Sky есть, скажем так, сюжетная линия, которая должна служить ориентиром в скитаниях по космосу. Цель одна — добраться до центра галактики. Звучит интригующе, но, как оказалось, там поджидает еще одно разочарование. Ситуация точно такая же, как и с демонстрациями самой игры — много напускной загадочности и мало смысла.
Назвать детище Hello Games полным разочарованием было бы неправильно. Первые несколько часов ощущение первооткрывателя затмевает все остальное, когда понимаешь, что ты — первый и, скорее всего, последний человек на этой планете. Исследовать окрестности, собирать ресурсы, изучать слова и знакомиться с пришельцами увлекательно. Да и при попадании в другие планетные системы это чувство поначалу не проходит — гигантские локации привлекают и буквально манят к себе, особенно когда понимаешь, что у тебя есть возможность сесть на любую планету, которую видишь за бортом космического корабля.
Процесс взлета и посадки тоже не перестает впечатлять. Слетал на космическую станцию, поторговался, сел в корабль, полетел к ближайшей планете, выбрал удачное место и приземлился. Погулял, посмотрел фауну, собрал пару ценных ресурсов, запрыгнул в кресло пилота и полетел обратно. Отсутствие загрузочных экранов еще больше усиливает ощущение неизмеримых масштабов. Технологией, придуманной Hello Games, искренне восхищаешься. Жаль, что наполнение самой игры целиком поручили «компьютеру» и процедурной генерации, не вложив в отдельные ее элементы собственные силы.
***
No Man’s Sky легко может стать самым большим разочарованием этого года. Слишком многого ожидали от небольшой инди-студии, и оправдать эти ожидания она не смогла. Хотя авторы сами виноваты — наобещали с три короба, $60 запросили, а в итоге оказалось, что даже мультиплеера здесь нет. «Шансы встретить кого-то в этом огромном мире чрезвычайно малы», — говорили они, не веря, что два игрока могут оказаться вместе на одной из 18 квинтиллионов планет. А они смогли в первый же день — и разочаровались. Как и многие другие.
Достоинства:
- впечатляющие масштабы;
- первые несколько часов чувство первооткрывателя окрыляет;
- отличное музыкальное сопровождение от 65daysofstatic.
Недостатки:
- между планетами нет практически никакой разницы, даже гравитация на всех одинакова;
- один из немногих симуляторов выживания, где умереть почти невозможно;
- скучная стрельба;
- постоянные вылеты на PS4 и плохая оптимизация на PC;
- однообразный геймплей и множество невыполненных обещаний.
Графика | Выглядит игра симпатично, но дальность прорисовки удручает. Пролетая на корабле над планетой, можно даже не пытаться увидеть какие-то залежи ресурсов или скопления животных — пока не приземлишься, ничего не обнаружишь. Живность получилась далеко не такой симпатичной, как в трейлерах — чаще всего система генерирует каких-то чудовищ Франкенштейна. | 5 |
Звук | К музыке претензий нет, к большинству остальных звуков тоже. Авторам почти удалось создать атмосферу, но картину изрядно портят раздражающие вопли зверей. Даже на планетах, казалось бы, полностью лишенных жизни. | 7 |
Одиночная игра | Поначалу мир кажется огромным и очень интересным, но быстро приходит понимание, что в этой пустой оболочке делать нечего. 18 квинтиллионов планет, на которых нужно собирать 19 ресурсов, искать улучшения, торговать и общаться с одинаковыми пришельцами. Все это слишком просто, поверхностно и однообразно. | 6 |
Коллективная игра | Как оказалось, не предусмотрена. | — |
Общее впечатление | Все эти годы мы представляли себе совсем другую No Man’s Sky и верили в возможности маленькой студии. Не исключено, что со временем проект превратится во что-то невероятное, — но почему нельзя было прямо ответить на все вопросы или, например, представить игру в раннем доступе Steam? | 6 |
Подробнее о системе оценок
Видео: