Watch Dogs была неплохой игрой. Watch Dogs была серьезным разочарованием. Как часто бывает, завышенные ожидания оказались не подкреплены реальностью: заявленный уровень графики могли обеспечить только экстремально мощные ПК — на консолях игра не производила впечатления, а на компьютерах со средней конфигурацией она вообще едва шевелилась. Хотя заявленные возможности по взлому всего подряд были на месте, но часто казались излишествами, не вписанными в геймплей. Сам игровой процесс казался слишком серьезным, словно с режиссурой разработчиков консультировал Кристофер Нолан.
Тем не менее продажи первой части оказались неплохими — во многом за счет предстартового ажиотажа, игра побила рекорд для проектов Ubisoft по предзаказам среди всех первых частей франшиз компании. Критики к ней оказались благосклонны (77 баллов на Metacritic у ПК-версии), пользователи — заметно меньше (63 % положительных отзывов в Steam, к примеру). Так или иначе, Ubisoft решила продолжить.
|
|
|
|
|
|
Основные вехи остались прежними: свободный мир с реальным городом в основе; взлом всего и вся; мотивы противостояния человека системе. Но как хмурый Чикаго, где проходило действие первой части, диктовал несколько параноидальный, тяжелый тон игры, так солнечный и свободолюбивый Сан-Франциско настраивает на иной лад. Разработчики поставили перед собой задачу не просто рассказать личную историю мести, замешанную на высоких технологиях и теневой стороне киберпространства — но написать свежий портрет современного хакерского сообщества.
Вообще образ хакера в мировой культуре — тема весьма болезненная. Что мы вспоминаем, говоря об этом явлении? Как правило, что-то, совершенно точно связанное с криминалом. В лучшем случае это вполне современные люди, которые занимаются темными делами, в худшем — гики, с огромной скоростью что-то печатающие на клавиатуре в слабо освещенной комнате и не выходящие на поверхность. К примеру, в самом актуальном современном произведении на эту тему, сериале Mr. Robot, мы имеем дело с социопатом (впрочем, это традиционное для подобных сериалов клише). Как справедливо заметила на панели по хакерству, прошедшей в рамках презентации Watch Dogs 2 в Сан-Франциско Вайолет Блю (Violet Blue — известный колумнист по тематике кибербезопасности; и сексуальным темам, к слову, тоже), хакер — это всегда белый, и всегда мужчина.
Вопросы расового разнообразия в России, конечно, не слишком актуальны и многим могут показаться неважными, но факт есть факт — современные хакеры не просто живут полноценной жизнью, но и общаются в офлайне, собираясь на конференциях — и говорить о том, что там все сплошь герои Mr. Robot в накинутых на хмурые усталые лица капюшонах, было бы нелепо.
Как мы все давно знаем, в Watch Dogs 2 ключевым героем оказывается довольно открытый и общительный афроамериканец — но работает он постоянно в связке с группой специалистов, как раз и представляющих разные стороны сообщества: тут и девушка-художник, и фрик-конструктор, и тот самый замкнутый компьютерщик. Это могло бы выглядеть свежо, если бы не походило так сильно на 20-летней давности фильм Hackers с Джонни Ли Миллером и Анджелиной Джоли — тоже весьма далекий от реальности.
Впрочем, от карикатурности Watch Dogs 2 довольно далека. Мне удалось немного пообщаться с Домиником Гуаем (Dominic Guay), продюсером и первой, и второй части — и да, он признает, что в игре есть элементы чистой научной фантастики. Мгновенный взлом всего и вся при помощи смартфона — это сделано исключительно для динамики, поскольку организация, к примеру, мини-игры для каждой ситуации применения хакерских талантов героя, просто бы убила геймплей. Или оснащение всех автомобилей без исключения операционной системой CtOS — над этим даже сами герои подшучивают в процессе. Но общая канва более чем актуальна. Мы находимся и не в нашей реальности, и не в киберпанковой антиутопии — а где-то посередине. Мир уже сделал шаг к антиутопии, но в Watch Dogs 2 мы попытаемся остановить дальнейшее движение.
Ubisoft поставила своей целью не только создать развлекательный проект, но и покритиковать реальность сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, криминализированное восприятие хакеров, на котором настаивают современные правительства, озабоченные установлением контроля за всеми сферами, в том числе и цифровой. Сегодня немыслимые усилия предпринимаются, чтобы взять в оборот не только открытую Сеть, но и даркнет. И в том числе ведется работа по созданию имиджа хакера как представителя теневого пространства, опасного для общества — при том, что именно свободные кодеры в свое время и сделали Интернет тем, что мы получили сейчас. И продолжают развивать его дальше, ломая границы и изменяя представления не только о цифровом мире, но и вообще об организации реальности. На эту тему мы уже не раз писали, вот более развернутое мнение.
В Watch Dogs 2 хакеры играют роль героев, своеобразных современных Робин Гудов, получающих доступ к скрываемой правительством информации и стремящихся открыть на это глаза современников. Позиция тоже в своем роде спорная, если учесть методы, используемые персонажами игры, которые могут собрать внушительный арсенал огнестрельного оружия и непрерывно угоняют автомобили. Но, к слову, уже заявлено, что будет доступно прохождение без единого убийства.
Во-вторых, это критика самой концепции контроля за всеми сферами жизни: от непрерывного сбора информации о нас в цифровом мире до элементарных уличных камер. В основу сюжета поставлена концепция повести Филипа Дика о предиктивном контроле преступлений «Особое мнение», по которой был снят известный фильм. На основе цифрового следа и информации, собранной с камер наблюдения, правительство получает профиль каждого гражданина — и старается нейтрализовать его до того, как он совершит преступление. Или попытается предпринять что-то против правительства. Или сливает эти данные в страховые компании. Кстати, последнее — уже реальность, ваше поведение уже может учитываться при оформлении страховки в США. Про контекстную рекламу и использование корпорациями ваших паттернов поведения в Интернете и говорить не стоит.
В Watch Dogs 2 у нас под контролем борцы за свободу личности и информации, которые в процессе игры не только ломают систему в физическом смысле, но и собирают подписчиков. Одна из ключевых механик сиквела — повышение популярности хакерской группы Dedsec за счет выполнения каких-то резонансных действий. То есть нам придется на ходу придумывать и организовывать самый настоящий гражданский протест.
Забавно видеть игру с таким ярким антикорпоративным высказыванием от корпорации Ubisoft — но тот же Доминик Гуай не видит в этом никакого противоречия. То, что хакеры непрерывно ставят под удар современные понятия о копирайте и интеллектуальной собственности, по его мнению, не бьет непосредственно по корпоративным интересам. В конце концов, это всего лишь игра.
Презентация Watch Dogs 2 прошла как раз в Сан-Франциско — и это действительно впечатляет. Как съездить в Тамриэль на показ очередной части The Elder Scrolls или в Новиград на премьеру следующего «Ведьмака» (да, я знаю, что больше «Ведьмаков» не будет — а жаль). Как бы то ни было, степень детальности проработки города в Watch Dogs 2 впечатляет. Да, это не «дословная» копия Сан-Франциско, а некоторое его переосмысление — расстояния сокращены, многие районы даны пунктирно, — но дух и атмосфера этого прекрасного города переданы на пять с плюсом. Играется как минимум очень живо. Если Assassin’s Creed были своеобразными интерактивными экскурсиями по городам и странам прошлого, то Watch Dogs 2 — это игровой гид по Сан-Франциско самого ближайшего будущего.
Вообще живость процесса — это главное впечатление от Watch Dogs 2. Тут по-прежнему полно условностей, а какие-то детали, безусловно, разочаруют фаната реализма во всем — но веселья здесь значительно больше, в этом плане игра приближается к серии GTA, без ее криминального блеска, зато с куда более актуальными проблемами наперевес.
Сложно сказать, насколько у разработчиков получилось удержать в балансе серьезную тематику и веселый геймплей — это можно узнать, только пройдя ее целиком. Меньше чем через месяц состоится релиз, тогда и расскажем. Но уже сейчас видно, что грабли первой части команда Ubisoft увидела и как минимум частично со своей дороги убрала. И мы имеем реальный шанс со второй попытки получить не просто хорошую игру, но и реально мощное высказывание про наше время и опасности, которые нас поджидают «за углом».
Одним абзацем ответы на вопросы, заданные нашими читателями в социальных сетях (из тех, которые удалось получить):
- ПК-версия Watch Dogs 2 задерживается на две недели относительно консольной — специально для дополнительной работы над оптимизацией;
- по количеству DLC пока нет информации;
- дрон сможет поднимать тяжелые предметы — сможет ли людей, неизвестно (я бы поставил на то, что сможет);
- менять кепки и одежду можно будет свободно и на базе и в магазинах, раскиданных по городу;
- перевод на русский язык, конечно же, будет (это же AAA-проект).
Системные требования Watch Dogs 2 здесь. Чуть позже мы обновим этот материал геймплейным видео — для соблюдения условий эмбарго мы вынуждены его немного отредактировать.
⇡#