Обзор на культовый роман, опередивший своё время
Закончил грызть гранит «Ночной земли» очень интересного и уникального писателя Уильяма Хоупа Ходжсона. Читал по главе в день. Иногда по две главы. Иногда пропускал день, осмысливая прочитанное. И что же можно сказать по итогу…
… это ШЕДЕВР! Да, как писал сам Говард Филлипс Лавкрафт в свое время — это несколько архаичный, неуклюжий, местами перегруженный и затянутый роман. Но все же шедевр или что-то около того. Произведение, которое оставляет после себя очень сильное послевкусие, и к которому, наверняка, будет хотеться периодически возвращаться.
Чем же оно цепляет?
Главное — это, конечно, своим миром. Задолго до «Пикника на обочине», Ходжсон создал эдакую «Зону», в которую вполне себе существуют свои «сталкеры», которые выбираются из своего безопасного убежища на исследование и поиск артефактов. Ну и это ещё, как пишут, первый образчик концепции «умирающей Земли» в литературе.
Суть такова: далекое будущее, Солнце погасло, Земля прекратила вращение вокруг своей оси. Сильнейшие землетрясения раскололи материки. И в одну из таких огромных расщелин ушли выжившие остатки человечества. Ибо поверхность планеты замерзла, и только в глубине огромного ущелья, по всей видимости, от тепла ядра Земли, есть возможность хоть какой-то жизни. Но люди там оказались не единственными выжившими. То ли эволюционно, то ли какими-то мистическими силами, в этих недрах обитало множество опасных и ужасных существ, и прямо сказать, чудовищ. В конечном итоге, люди были вынуждены создать себе мощное убежище — огромную стальную Пирамиду в несколько миль высотой, и столько же под землей. И жили люди в этом Последнем Редуте тысячи лет.
Но и Зло не дремало. Вокруг Пирамиды кипит жизнь: в каждой из сторон света на вечном дозоре стоят какие-то огромные каменные сущности, Стражи. Они неусыпно следят за тем, чтобы обнаруживать вылазки людей из Пирамиды, и насылать на них орды монстров. Но и этого мало. Есть некая Дорога Безмолвных, где видимо души погибших людей завлекают любого странника. Есть ужасающий Дом Молчания, из которого никто из вошедших болей никогда не возвращался. Есть Пещеры Гигантов. Есть Башни. Есть светящиеся огни. Зона красного тумана. Замок, из которого исторгается зловещий смех… В общем, Ночная земля полна опасностей, тайн и загадок. И все это в кромешной тьме, под освещение различных фосфоресцирующих растений, огней из недр расщелин, газовых гейзеров и вулканов.
Мир «Ночной земли» — это абсолютно уникальный сеттинг, созданный в начале XX века. Именно он — главное достоинство романа. И как я уже узнал потом, в этом сеттинге различные авторы давно пишут свои произведения, ибо там воистину есть где разгуляться. К примеру, после прочтения романа Ходжсона, я ознакомился с рассказом «Неспящий в ночи» (2003) от писателя Джона Райта. И это тоже очень крепкая работа, которая интересно дополняет картину мира и рассказывает о событиях через много столетий после событий «Ночной земли».
Что интересно, настоящее название романа Ходжсона — «The Night Land: A Love Tale», но потом вторую половину названия стали часто опускать, видимо чтобы не распугать мужскую аудиторию 🙂
Но да, движущей силой сюжета является любовная история. Оказывается, много тысячелетий назад, в Пирамиде был раскол, и часть людей ушла, и построила где-то на неизвестных территориях Меньший Редут. И вот, поймав сигнал из Малой Пирамиды, главный герой понял, что общается с девушкой из своей прошлой жизни, своей истинной любовью. Не буду томить подробностями, но по итогу в Малой Пирамиде произошла катастрофа. И главный герой облачается в доспех-панцирь, вооружается дискосом (это некий дальний предок пиломеча из Warhammer 40K, но только в форме циркулярной пилы, и работает на Земном токе), берет запас питательных таблеток и водного порошка, и идет спасать свою возлюбленную в неизведанные опасные земли.
По итогу, основу сюжета составляют путешествие и приключения в пути. Туда и обратно. Все это ведется в форме некоего дневника. Без единого употребления прямой речи. И очень дотошно. Обязательно по несколько раз на страницу, если не было каких-то чрезвычайных событий, герой ищет место для привала, разводит таблетки, принимает эту «пищу», спит. При этом перед сном он обязательно какое-то время будет думать о своей Наани (так зовут его возлюбленную). Моя современная испорченность всегда давала мне повод улыбнуться в эти моменты, но да мы опустим эти подробности 🙂
В общем, эти повторяющиеся описания и есть камень преткновения, из-за которого можно услышать отзывы о некоторой трудной читабельности этого произведения. Но как оказалось, все это слишком преувеличенно. Говорят, что переводчик сильно сгладил эти моменты и упростил подачу. Возможно и так. В любом случае, никаких проблем при чтении у меня не возникло — это наоборот воспринималось как одна из особенностей романа, из-за которых он ощущается так уникально.
Периодически, автор даже как будто ломал четвертую стену и говорил со мной. Вот пример:
«…так уж устроено моё сердце, читатель. Я надеюсь, что, прочитав эту повесть, ты поймёшь, что мы с тобой друзья; более того, знай, что, попав в беду, ты мог бы рассчитывать на моё сочувствие и помощь — кем бы ты ни был, — но только если ты из тех, кто предпочитает Добро Злу. Так отнесись же ко мне с добрым сочувствием, ведь я во всём откровенен с тобой. Быть может, ты ещё не родился, когда я писал эти строки, но когда-нибудь в будущем ты прочтёшь их и поймёшь, как я любил Наани. А теперь, укрепившись в дружбе, продолжим рассказ.»
Кажется, будто душа мистера Ходжсона витает где-то рядом. И теперь, мы стали друзьями.
К финалу, роман накручивает динамики. Финальный марш-бросок к Пирамиде прям огненный во всех смыслах. И финальный эпизод со статуей весьма душещипательный. Почему это произведение еще не экранизировали? Ах да, современные киноделы же ничего не читают. Максимум хайповые комиксы полистают… но это я отвлекся. Собственно, таким образом периодически отвлекается на различные темы и главный герой повествования 🙂
Подводя итог, скажу что «Ночная земля» — уникальное произведение, и вознаграждает читателя сторицей как своим великолепным миром, так и многими душевными моментами и размышлениями. Некоторая нарочитая архаичность манеры письма автора, перегруженность — это все мелочи, которые при правильном настрое будут работать даже в плюс. Поэтому крайне рекомендую это произведение любому читателю, который уже имеет некоторый опыт чтения писателей начала XX века.