Претенденты (Challengers) (фильм, 2024 г.). Страна: США, Италия. Режиссер: Лука Гуаданьино. Композиторы: Трент Резнор, Аттикус Росс. В ролях: Майк Фейст, Джош О’Коннор, Зендея.
Теннис – это отношения. Теннис=спорт, а спорт=жизнь, которая тоже во многом завязана на отношениях. Так что если кто сомневается, фильм «Претенденты» (правильнее было бы сказать «челленджеры» — по названию не самой престижной серии теннисных соревнований) вполне цепко ухватывает суть этого вида спорта. Те, кто давно наблюдают за реальными матчами, смогут найти параллели с историей Роджера Федерера и его жены Мирки, которая завершила свои профессиональные выступления из-за травмы и сосредоточилась на карьере мужа. Поэтому, как и герой фильма, он тоже в какой-то момент «играл за двоих», прислушиваясь к жене и не уходя из спорта, хотя это пошло ему только на пользу во время триумфального возвращения после травмы в 2017 г. Сценарист фильма Джастин Куритцкес опирался и на истории из быта другой многократной победительницы турниров «Большого шлема» Серены Уильямс, а финансовые трудности одного из героев знакомы и нынешним теннисистам, которым приходилось прорываться на вершину.
Зендея может себе наконец-то позволить быть просто красивой, а не примерять на себя будни наркомана и не отправляться в далекое будущее ползать в песках «Дюны» в поисках еще одного космического прихода. Хотя здесь ее персонаж все равно не совсем прост, неглуп и манипулятивен. Притом что эти манипуляции не имеют однозначного негативного оттенка, в конце концов они призваны разжечь огонь яркого теннисного противостояния. Действительно, мотивировать друг друга спортсмены могут через отношения, как это было с Надалем и Федерером – противники на корте, затем друзья в жизни, на протяжении многих лет они подтягивали друг друга к новым достижениям. В какой-то момент количество трофеев и заработанных миллионов уже перестает так вдохновлять, как это могут делать отношения, будь они дружеские, семейные или в виде любовного треугольника, как в фильме. Плохих или хороших здесь нет, главное для этих игроков – сконструировать то чувство азарта, которое в моменте приведет к лучшему матчу – мечте всех болельщиков и спортсменов. Кто победит – уже не так важно, когда соперники выдают свой максимум победа может зависеть уже от удачи, от единственного мяча и одного сантиметра в ауте, который изменит ход поединка. То, что можно назвать пересечением и влиянием самой жизни – или скорее даже смерти – на игру, но если пик вдохновения удастся продлить, оно может наступить нескоро.
Диалоги вне корта между персонажами импонируют какой-то своей обыденностью, порой кажется, что так может говорить парочка твоих друзей, но мощное техно Трента Резнора и Аттикуса Росса вносит внезапную динамику на контрасте с супер-слоумо в некоторые сцены, как будто проводя параллели с теннисным матчем и его внутренним нервом, не всегда хорошо заметным на поверхности.
Подводя итог, мне, как давнему теннисному фанату, трудно сказать, насколько придется по душе фильм, если вы малознакомы с этим видом спорта и его самыми эпическими противостояниями. Но я вижу потенциал, чтобы понравиться и тем, кто любит теннис, и тем, кто хочет посмотреть легкий фильм про отношения с хорошими актерами, и тем, кого интересует талантливо срежиссированное кино.
Личная оценка: 7.5.
Оценка на Кинопоиске: 7.0
Оценка на IMDb: 7.3.