«Невероятные приключения ДжоДжо» — самая безумная и крутая история в мире

«Невероятные приключения ДжоДжо» — самая безумная и крутая история в мире

Манга JoJoʼs Bizarre Adventure выгодно выделяется как на фоне своих собратьев по жанру, так и в целом в поп-культуре. Она играет на контрастах, регулярно меняет сеттинг и не забывает раз за разом подкинуть читателю нечто совершенно удивительное. И раз уж осенью 2018-го нас ожидает новый сезон ее аниме-адаптации, то самое время вспомнить, чем же она так величественна. В этом материале мы постараемся рассказать, почему сага о семействе Джостаров заслуживает любви, обожания и скорейшего прочтения.

Автор «ДжоДжо» Хирохико Араки далеко не сразу пришел к своей культовой серии — ей предшествовало несколько лет неудач и поисков себя. О своей будущей карьере он задумался в детстве, когда запирался в комнате и читал мангу, а также просматривал художественные альбомы отца. Первые попытки создания историй он предпринял еще в школе, заслужив похвалу от одноклассников. Но когда он отправил свои наработки в издательство, то получил отказ и комментарий, что другие авторы в его возрасте и даже младше способны на более талантливые произведения.

Но парень не отчаялся и продолжил посещать всевозможные издательства Токио, выслушивая комментарии и дорабатывая свою мангу, порой жертвую сном. В итоге редактор компании Shueisha, которой принадлежит самый популярный сенэн-журнал Shonen Jump, вновь раскритиковал работу Араки, но увидел в парне потенциал и сказал, что тот вполне может претендовать на престижную премию Осаму Тэдзуки.

Хирохико Араки

Ради своей мечты Хирохико бросил Педагогический университет Мияги и создал короткий ваншот Poker Under Arms. Его высоко оценили, а автор все-таки удостоился премии Тэдзуки. Так состоялся полноценный дебют Араки, но до популярности было еще далеко. Потому для начала вспомним две его манги, которые в значительной степени повлияли на «ДжоДжо».

Первая — Baoh: The Visitor (1984-1985). Ее события разворачиваются вокруг 17-летнего Икуро Хасидзавы, которого похищает организация Judas Laboratory и превращает его в биологическое оружие со сверхспособностями — Бао. Парень сбегает при помощи девочки Сумирэ и вынужден скрываться. В манге впервые проявилась способность Араки создавать экстраординарные ситуации и сверхжестокие битвы. Увы, продержалась она всего два тома, также по ней вышел один эпизод OVA-аниме.

Вторая — Gorgeous Irene (1985-1986). В ней мы следим за приключениями профессиональной убийцы Ирэн, обладающей способностью превращаться в любую женщину. В манге можно уловить фирменный подход Араки к дизайну персонажей и прорисовке экшен-сцен, которыми и прославится его будущая ключевая серия. Про похождения Ирэн вышло всего лишь две главы, но он не раз ссылался на нее в будущих работах.

И вот, 2 декабря 1986 года выходит первая глава JoJoʼs Bizarre Adventure. В ней было множество недостатков и заимствований из других произведений, но она положила начало серии, которая продолжается уже свыше 30 лет и пока не думает заканчиваться, ведь ее популярность по-прежнему очень высока.

Потому что историй, подобных «ДжоДжо», в поп-культуре не существует в принципе, настолько эта серия уникальна.

Подход к сериализации, выбранный Араки, оказался нестандартным. Обычно манга-серии славятся огромным количеством томов, которые обязательно нужно читать с самого начала, чтобы уследить за всеми сюжетными перипетиями и быть в курсе событий. Потому для новичка приступить к чтению какого-нибудь One Piece затруднительно — его могут отпугнуть размеры, он найдет себе другое развлечение.

Но JoJoʼs Bizarre Adventure понадобилось всего 44 главы, объединенных в пять томов, чтобы подойти к логической развязке. Вернее, финала достигла лишь первая часть. Деление на них и стало визитной карточкой манги. В каждой части — свое место действия, свои герои и злодеи, свой конфликт и множество уникальных особенностей. Всего их восемь, соответственно, столько же и масштабных безумных историй.

Связующим звеном служит семейное древо Джостаров, за которым мы и наблюдаем. Мангака с самого начала хотел воплотить в жизнь историю, в которой будут меняться непохожие друг на друга герои и эпохи. Это позволяет ей всегда оставаться свежей, необычной и удивлять очередными сюжетными поворотами. Более того, это удобно и в том плане, что у читателя есть сразу несколько точек входа во франшизу. Он может подобрать такую, которая больше всего удовлетворяет его вкусам. Если остальное не зацепит — пожалуйста, наслаждение от отдельно взятого самобытного сюжета и так получено.

Закономерный вопрос: а стоит ли читать все с самого начала? Необязательно, потому что все части вполне самостоятельны, но я бы не советовал вам этого делать. В каждой сюжетной линии происходит как минимум одно событие, которое оказывает большое влияние на будущие конфликты. Его могут упомянуть лишь мимолетно, но отголоски минувших битв в «ДжоДжо» слышны и десятилетия спустя. Ведь даже самые безумные моменты тут не проходят даром.

Говоря об основных особенностях серии, отдельно можно выделить три составляющие успеха: сражения, персонажей и титульное наречие bizarre, описывающее степень невероятности, для которой в русском языке нет подходящего аналога. Одного пункта, выполненного на уровне «ДжоДжо», хватило бы, чтобы манга вошла в историю и нашла своих фанатов. Но лишь грамотный симбиоз всех трех, закрепленный гением Араки, позволил «ДжоДжо» стать монументальным и величественным произведением. Так что давайте разберем каждый фактор по порядку.

Суть манги заключается в бесконечном потоке постоянных сражений, потому если вы любите более размеренное и обыденное повествование, то в сторону «ДжоДжо» лучше не смотреть. А битвы здесь брутальные, очень жестокие и яростные, но при этом крайне продуманные. Ни одна их них никогда не выигрывается за счет грубой силы. Даже если у героя способность очевидно мощнее, чем у противника, он все равно может попасть в проигрышную для себя ситуацию, из которой приходится выпутываться неординарными методами.

Создается удивительная динамика сражений. В манге не так много классических выкриков названий своих специальных техник, которыми пестрят иные сенэны, зато очень много диалогов и размышлений о том, какой ход предпринять следующим. В конечном счете, это выливается не в обмен ударами, но в соревнование по хитрости.

Обманные и отвлекающие маневры, умышленное принятие урона на себя для того, чтобы дождаться момента для атаки, и постоянное ощущение приближающегося провала в любой драке — «ДжоДжо» нагнетает такое напряжение, которое иным мангам-триллерам и хоррорам даже не снилось.

Далеко не все столкновения решаются грубой силой, в этом плане Араки фантазии не занимать. Регулярно встречаются конфронтации, итог которых решается при помощи всевозможных игр. Покер, видеоигры, постоянное перебрасывание бейсбольного мяча — примеров предостаточно, и даже в них героям приходится несладко. Но гораздо интереснее, когда мангака выходит за рамки привычных шаблонов и дарит нечто незабываемое. Тогда на страницах случаются потрясающие эпизоды: герой может начать говорить все, что от него хотят злодеи, причем прекрасно осознавая происходящее, или атаке подвергнется его разум, из-за чего он сможет запоминать лишь последние три вещи. Так что одним мордобоем дело не ограничивается — и это прекрасно.

В «ДжоДжо» существует три основных категории необычных спецспособностей. Первая называется хамон. Это особая техника дыхания, которая наполняет тело энергией солнечных лучей для ее последующего высвобождения. При помощи нее можно «зарядить» любой предмет и превратить его в свое оружие. Хамон в основном использовался для сражения против нежити вроде вампиров и зомби в первых двух частях «ДжоДжо». Однако в них же автор исчерпал весь потенциал техники, потому ему пришлось срочно придумывать что-то новое.

Его осенила идея стэндов — боевых духов, олицетворяющих человеческую душу. Они родилась из мнения, что когда стереотипный герой манги начинать кричать, активно жестикулировать и гримасничать, чтобы при помощи какой-то неведомой магии разрушать все вокруг, — это слишком скучно. А вот когда после криков из персонажа появляется устрашающее человекоподобное создание и лично своими руками ломает любые стены — вот это уже очень круто.

Араки сам признался, что стэнды стали его золотой жилой, бесконечным источником идей, с которыми можно реализовать что угодно. Потому пускай они появились аж в третьей части, но никуда не исчезают даже сейчас.

Лишь в седьмой части была введена новая уникальная техника — вращение. Исходя из названия, основана она на достижении состояния идеального вращения объекта, которое основано на формуле «золотого сечения». Благодаря ней можно высвободить огромный поток энергии для нанесения урона или же перенаправить ее, чтобы защититься. На словах очень трудно объяснить принцип ее работы, но в манге все воспринимается естественно и без лишних усилий. Вращение знатно перетряхнуло и без того запоминающие сражения, приятно разнообразило битвы владельцев стэндов.

Даже звуки автор сумел воплотить в формате манги и сделать одной из составляющих для создания сюжетного напряжения. Араки часто прибегает к приему ономатопеи — использования слов-звукоподражаний. Потому многие иероглифы азбуки катаканы, частенько появляющиеся на страницах, призваны передать «звучание» зловещей атмосферы вокруг героев и ощущение приближающейся опасности. А фанатам очень полюбились «боевые кличи» героев. Во время атак они часто кричат постоянно повторяющееся «ора ора ора», «муда муда муда» и другие вариации.

Идем дальше — персонажи. Тут есть важный момент. Араки занимается мангой уже тридцать лет, и за это время его стиль рисования кардинально изменился. Начинал он с чересчур мускулистых мужчин и нарочито сексуализированных женщин. На старте карьеры на него сильно повлиял «Кулак Северной звезды», а также западные боевики вроде «Терминатора» и «Рэмбо», и в первых двух частях это отлично заметно.

Но чем дальше уходил сюжет, вводились новые персонажи, там естественнее становились их пропорции. Они перестали напоминать бодибилдеров и моделей, стали похожи на обычных людей.

Более того, герои иногда получали почти андрогинную внешность, из-за чего некоторые читатели с недоумением отнеслись к пятой части, в которой новый художественный подход закрепился окончательно. А сильнее всего трансформация заметна в четвертой части, в которой переход от «старого» к «новому» случился прямо посреди истории.

Перемены произошли и в отношении дизайна одежды. В первых двух частях герои часто ее меняют, но ни один из нарядов нельзя назвать примечательным или выдающимся. А вот в третьей почти у всех появился уникальный костюм, который пускай и был всего один, зато очень проработанным и цепляющим взгляд. Араки раскрыл, что при создании вдохновлялся работами итальянских скульпторов и французских модельеров. В плане покраски мангака старается подобрать всего два основных цвета для героев, зато контрастных, чтобы они выделялись в каждом кадре. Но вот с обложками он позволяет себе гораздо больше, потому на них можно увидеть самые невероятные палитры. Из-за этого считается, что в «ДжоДжо» не существует канонических цветов.

Неотъемлемой частью манги стали и своеобразные «позы ДжоДжо». Вдохновленный итальянскими скульпторами, автор гиперболизировал их творения, потому в его историях тела героев принимают неестественные положения, нарушающие все законы анатомии и физики. Но никто не стал указывать это в качестве недостатка, наоборот — позы полюбились и фанатам, и критикам. Это понял и Араки, который особенно старается при работе над ними во время создания обложек.

Но это все визуальная составляющая, а как там с проработкой персонажей в плане личности? Стоит признать, что сделать целых восьмерых главных героев непохожими друг на друга — это огромное достижение. Более того, не похожи они и на стандартных протагонистов приключенческой манги, разве что за исключением первой части. Второстепенные персонажи также удались. Конечно, временами они ограничиваются лишь одной характерной чертой, но она достаточно яркая и цепляющая, чтобы их полюбить. Но большинству образов, даже самым незначительным, автор старается подарить глубину, проработанность и сюжетную важность.

Замечательными получились и антагонисты. С одной стороны, из них часто стараются не делать однозначных «плохишей», прописывая им человеческие мотивы и неоднозначные черты характера, выставляющие поступки «хороших» персонажей более бесчеловечными и жестокими. Грань между добром и злом в «ДжоДжо» очень условная, потому, скажем, нацисты могут помочь в борьбе против древних могущественных существ, а священник с презрением смотрит на человечество и оказывается нигилистом, интересующимся лишь посмертными указаниями своего ментора. С другой стороны, когда нам показывают ультимативных злодеев, которых никак не оправдать, они все равно не выглядят карикатурно. Араки вызывает в читателях чувство, на которое не каждый профессионал способен, — искреннюю ненависть к отрицательным персонажам.

И наконец-то давайте вспомним самую важную составляющую манги, ее фундамент и цемент, без которой она не получила бы и половину своей нынешней любви. Конечно же, речь идет о всеобщей безумности, фантасмагоричности и той самой «невероятности», вынесенной в название. Любой диалог и самые обычные на первый взгляд места и встречи могут вылиться в потрясающе разум буйство. Это проявляется во всем: в персонажах, совершающих временами неуместные действия, в способностях, которые даже осознать невозможно, потому «они просто работают», в локациях и поступках.

Почти все, показанное в «ДжоДжо», максимально уникально и самобытно. Если вы читаете главу и думаете про себя «хм, где-то я это уже видел», то с вероятностью в 90% прочитанное раннее произведение позаимствовало идеи из саги о Джостарах. Из-за этого зародилась шутка, постепенно переросшая в серьезную уверенность, что все произведения в мире так или иначе копируют серию Араки. За примерами далеко ходить не надо: в недавно вспоминаемой нами манге Bleach принцип победы над одним из ключевых злодеев, заключающийся в замедлении восприятия мира, взят из пятой части «ДжоДжо».

Но вечное желание шокировать читателя иногда играет с мангакой злые шутки. Порой кажется, что он хочет продемонстрировать свою эрудицию и знание интересных фактов, а не прописать внятную сюжетную линию. И тогда вместо захватывающего сражения мы получаем переусложненную, чересчур выкрученную ситуацию, которая создана лишь ради эпатажа, а вот смысл в ней отсутствует.

Невероятность происходящего иногда настолько захватывает Араки, что он забывает про некоторые важные сюжетные линии и коренным образом меняет историю прямо посреди повествования. Пожалуй, самый известный пример — сюжетная завязка третьей части, которая кардинальным образом противоречит финалу первой и в теории невозможна. Но даже столь огромные сюжетные дыры фанаты научились принимать за данность и частицу своеобразной атмосферы сюрреализма.

А уж фан-база у «ДжоДжо» огромная. В Японии мангу давно признали одной из величайших, каждый анонс нового произведения во франшизе становится громким событием. При этом серию любят люди самых разных возрастов и социальных слоев, ведь она способна достучаться до каждого. Но вот на Западе манга долгое время была неизвестна. В Америке ее пытались издавать еще в 90-х, однако аудитория не была подготовлена к творческой экспрессии Араки, потому особой популярности «ДжоДжо» не снискал.

Как ни странно, популяризации в других странах помешала огромная любовь Араки к музыке. Чуть ли не каждый персонаж — это отсылка к музыкальной группе или конкретному треку. Иногда как источники вдохновения мангака еще использовал карты Таро, египетских богов, итальянские блюда и модельеров, но именно музыкальные мотивы встречаются постоянно. Только вот как соотносятся имена и персонажи — без кропотливого анализа разобраться почти невозможно. Потому, скажем, стэнд Crazy Diamond (отсылка к треку Pink Floyd — Shine on You Crazy Diamond) умеет восстанавливать исходное состояние объектов и противостоит взрывающему все на своем пути Killer Queen (песня Фредди Меркьюри), Marilyn Manson заключает с тобой пари и в случае твоего поражения может вырвать печень в качестве платы, а Notorious B.I.G. (известный американский рэпер, застреленный в 1997 году) вообще бессмертный.

Само собой, в Америке и Европе долгое время не могли позволить издавать произведение, пестрящее подобными именами, ведь это вызвало бы множество проблем с авторскими правами. Когда «ДжоДжо» все-таки добрался до Запада, то некоторых персонажей переименовали, чтобы избежать проблем. Vanilla Ice (американский рэпер и рок-музыкант) превратилось в Cool Ice, Pet Shop (отсылка к британскому синтипоп-дуэту Pet Shop Boys) — в Animal Shop, Echoes (песня Pink Floyd) — в Reverb, и это далеко не все примеры. Но если вдуматься — не очень страшная цена вышла за шанс ознакомиться с самой безумной историей в поп-культуре.

Все вышеперечисленное — лишь общие характеристики, приблизительно равносильные для всех частей. Но в каждой хватает своих уникальных черт, потому теперь мы разберем каждую из них по отдельности.

Phantom Blood

    Годы выпуска: 1986-1987; Количество томов: 5.

Первую часть «ДжоДжо» многие называют самой слабой в серии. Араки еще не набрался опыта, многие сюжетные ходы довольно типичны для сэйнэн-манги (жанр, направленный на аудиторию мужчин от 18 лет и старше), главный герой получился блеклым и непримечательным. Но в ней заложена основная предпосылка конфликтов, которые будут греметь в манге на протяжении 30 лет.

Место действия — Великобритания, XIX век. Беззаботные дни молодого джентльмена Джонатана Джостара заканчиваются вместе с приездом свободного брата Дио Брандо. За несколько лет до начала событий, карета богатого помещика Джорджа Джостара, отца Джонатана, разбилась, из-за чего погибла его жена. В этот момент рядом оказался вор и алкоголик Дарио Брандо, отец Дио, который хотел ограбить Джорджа, но последний по ошибке подумал, что тот спас его. Помещик считает себя должником Дарио, потому и принимает в свою семью Дио после смерти его отца. Завязка, кстати, отсылает нас к роману «Отверженные» Виктора Гюго, почти дословно ее копируя.

Так начинается череда злоключений Джонатана, которого сводный родственник хочет всеми силами сломить и выжить из поместья, чтобы самому получить все богатства после смерти Джорджа. Он издевается над первым ДжоДжо и выставляет в плохом свете, в то время как сам демонстрирует высокий уровень культуры. Казалось бы, мы должны сопереживать несчастному герою, да только он не вызывает ни капли симпатии. Слишком плоский и стереотипный у него образ джентльмена, поступает парень всегда ровно так, как читатель и ожидает. Настолько унылый главный герой для приключенческой манги запросто мог бы стать приговором. Автор и сам это понимал, специально сделав Джонатана скучным, но светлым в своей морали, чтобы он служил символом человеческих идеалов для своих потомков.

Только вот главная звезда первой части — Дио, которого нельзя описать никакими словами, кроме как «обаятельный ублюдок». Он жестокий, коварный и бессердечный, но прекрасно скрывает свою истинную сущность. И вы его обязательно возненавидите. Да, ему прописали печальное прошлое с отцом алкоголиком-неудачником и вопиющей нищетой, но его поступки достаточно подлые, чтобы убить небольшие крохи симпатии к нему. Для Дио не составляет труда сжечь собаку, украсть первый поцелуй чужой девушки и отвергнуть свою человечность при помощи древней ацтекской маски.

Потому конфликт между двумя парнями быстро перерастает в противостояние сил добра и древнего зла. В сюжет вводятся хамон, вампиры, зомби и легенды Великобритании, даже с Джеком Потрошителем предстоит столкнуться, а структура повествования скатывается до стандартной манги среднего качества. И выделяется Phantom Blood лишь талантом Араки в самых рядовых и проходных столкновениях выкручивать напряжение до максимума.

И могла бы великая серия так на этом и закончиться, если бы не смекалка Араки и его любовь к франшизам, сюжет которых затрагивает несколько поколений. Он быстро понял, что заводит историю в тупик, из которого никак не может выбраться. И он пошел на отчаянный шаг и договорился с редакторами журнала Weekly Shonen Jump, в котором издавался, об очень нетипичной концовке для подобного жанра. Последняя глава получилась пронзительной и неожиданной, заодно подготовив почву для следующих частей.

Несмотря на многие недостатки, Phantom Blood все-таки нельзя назвать откровенно плохой. В ней уже видны зачатки нетипичности серии, которые пока еще не успели прорасти в нечто большее. Да и основная идея о том, что люди преодолевают свою слабость и ничтожность, волевыми усилиями противостоя несправедливости, раскрыта на минимально хорошем уровне. И если вы все-таки смогли осилить первую часть, то вторая вознаградит вас сполна.

Battle Tendency

    Годы выпуска: 1987-1989; Количество томов: 7.

Признав первую часть «ДжоДжо» неудачной и скучной, Араки решил пойти от обратного и сделать продолжение максимально непохожим на оригинал. Вместо одной Великобритании — Мексика, Нью-Йорк, Италия и Швейцария. Вместо однозначно злого главного антагониста — сразу трое, причем с совершенно непохожими этическими принципами. А на смену занудному Джонатану пришел его внук — хитрец и балагур Джозеф Джостар, который и в женщину переодевается, и убежать во время битвы куда подальше не прочь.

Действие переносится в 1938 год. На раскопках в Мексике обнаруживается странное помещение с множеством каменных масок, одна из которых превратила Дио в могущественного вампира. А в Нью-Йорке коротает дни Джозеф, к которому наведывается бывший напарник его дедушки — Стрэйтс, в поисках вечной жизни использовавший на себе маску и сам превратившийся в бессмертное создание. Жизненные обстоятельства сталкивают парня с загадочными «людьми из колонны», желающими стать абсолютной формой жизни.

Влияние фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» очевидно. Если в Phantom Blood история была привычной и шаблонной, то Battle Tendency с первых же страниц обещает быть ярким и легким, но одновременно и невероятно пафосным приключением. Во многом это заслуга главного героя, каждый момент с которым превращается в праздник. Он предугадывает фразы противников, перед смертельной угрозой смеется и дурачится, но его острый ум помогает ему придумывать хитросплетения тактик и маневров, благодаря которым он всегда выходит победителем.

Удались и второстепенные персонажи. Надменный и высокомерный Цезарь Цеппели быстро раскрывается с хорошей стороны и завязывает дружбу с немного инфантильным главным героем. Лиза Лиза компенсирует отсутствие в первой части сильных женских персонажей. Она в одиночку справляется с опаснейшими вампирами, не теряя при этом изысканных манер. Из нацистской армии сделали не таких уж плохих ребят, а лидер одного из подразделений, Рудольф фон Штрохайм, навсегда объяснит вам, почему немецкая медицина — лучшая в мире.

Битвы теперь насыщены экшеном в каждом кадре, а победители в них прибегают к очень сложным и невероятным стратегиям. Противники тоже дают достойный отпор, так как в Battle Tendency почти все злодеи во много раз сильнее положительных персонажей. Драки переросли обычный обмен способностями и радуют разнообразием. Применение хамона стало неординарнее. Как вам, к примеру, смертоносные волосы и спагетти?

Локации меняются одна за другой, экшен разбавляется забавными сценками и диалогами, а драматические моменты умудряются задевать что-то внутри. Каждый персонаж второй части — яркая личность, которая моментально врезается в памяти. Battle Tendency удачно расширяет вселенную манги, проясняет некоторые детали первой части и, опять же, прокладывает мостик к продолжению.

Посетовать можно разве что на некоторую оторванность от основного конфликта серии. Учитывая, что третья часть служит прямым продолжением первой, Battle Tendency минимально, но все-таки кажется побочной историей. Впрочем, учитывая, насколько хорошо в ней сделаны все элементы в рамках своей концепции, никаких сожалений о потраченном на нее времени не остается.

Stardust Crusaders

    Годы выпуска: 1989-1992; Количество томов: 16.

Величественное завершение так называемой «трилогии Дио», масштабное путешествие через половину земного шара и часть, в которой Араки наконец-то продемонстрировал миру, насколько важной и уникальной серией он занимается. Со Stardust Crusaders многие ассоциируют франшизу «ДжоДжо» в целом, и это вполне заслуженно. Потому что настолько цепляющие приключения выходят слишком редко.

Очередной прыжок во времени переносит нас в 1989 год. Моряки находят на дне океана загадочный гроб, который по неосторожности открывают и выпускают Дио (главное — не спрашивайте, как он выжил). Из-за него у всех членов семьи Джостаров пробуждаются боевые духи — стэнды. Джозеф Джостар из второй части приезжает к своей дочери в Японию, чтобы увидеть ее и своего внука, а заодно и главного героя истории — семнадцатилетнего подростка Дзетаро Кудзе. Вместе им предстоит собрать команду «крестоносцев алмазной пыли» и успеть за 50 дней добраться до Египта и расправиться с Дио, иначе мама парня умрет из-за неспособности выдержать силу своего стэнда.

И вновь главный герой кардинально отличается от своих предков. В третьей части он мрачный и грубый, похож на положительного персонажа даже меньше, чем Джозеф в Battle Tendency. Он грубит своей матери, пьет пиво и часто курит, ни во что не ставит женщин и в целом создает впечатление человека, на которого лишний раз лучше не смотреть, иначе можно и по лицу получить. При его создании Араки вдохновлялся Клинтом Иствудом и хотел получить образ, который пускай и далек от понятия добродетелей, но, следуя внутренним принципам, все-таки может вершить благие дела.

Удалась третья часть и как эпос об отважных героях, преодолевающих множество городов ради своей цели. Араки специально посетил страны Ближнего Востока и Северной Африки, чтобы воплотить их колорит на страницах манги. Потому Stardust Crusaders получилась чуть ли не туристическим гидом по Египту, Индии и некоторым странам южного побережья Азии. И вновь благодаря постоянной смене местности скучать не приходится.

А уж эволюционировавшие битвы становятся жемчужиной этой части. Конечно, столь резкий переход от хамона к стэндам может отпугнуть, потому некоторые читатели бросали «ДжоДжо» на Stardust Crusaders. И они многое потеряли, ведь уникальные способности боевых духов превратили и без того фееричные сражения в неописуемое буйство, торжество экшена, который еще сильнее углубился в тактику. Но не забываем про необычность. Ведь тут вполне обычное явление, когда героев атакует, допустим, обезьяна со стэндом-огромным кораблем.

Очень приятной вышла химия между пятеркой основных персонажей (и одной собакой). Они постоянно шутят, вспоминают забавные истории из своей жизни и демонстрируют, насколько же разные у всех характеры. Но в ответственные моменты, объединенные одной целью «крестоносцы» прорываются сквозь любые жизненные обстоятельства, не предавая свои идеалы и лишь упрочняя узы дружбы. Никто так и не смог настолько удачно перенести «бадди-муви» в формат манги, как Араки.

За что ни возьмись в Stardust Crusaders, в ней все сделано на каком-то внеземном уровне. После прочтения этой части на предыдущие две смотришь с некоторым смущением, ведь когда-то ты восхищался их необычностью, а после третьей они кажутся слишком камерными и узконаправленными. На их фоне, путь, проделанный Дзетаро, видится настоящей свободой и абсолютной вершиной жанра приключенческой манги.

Это понимал и сам Араки, потому для четвертой части он выбрал совершенно новый вектор повествования.

Diamond Is Unbreakable

    Годы выпуска: 1992-1995; Количество томов: 18.

Действие четвертой части ограничивается маленьким городком Морио, прототипом которого послужил родной город Араки — Сэндай. Не ждите тут сражений за судьбу мира и других радостей масштабных эпиков. Раз уж мангака не мог на тот момент себя превзойти, то он решил рассказать локальную историю о классических «больших проблемах маленьких городов».

Время действия — 1999 год. Главный герой — обычный школьник Дзесукэ Хигасиката, внебрачный сын Джозефа. Самое главное как раз то, что он обычный, разве что со стэндом. Не перекачанный и брутальный боец, а веселый и немного нерасторопный парень, в котором вы, возможно, узнаете своего давнего приятеля. Конечно, у него есть свои причуды, потому о его ретро-прическе лучше вообще ничего не говорить, но в целом он так бы и жил спокойной жизнью. Только активное появление в городе все новых и новых владельцев стэндов, которых можно создать при помощи особых стрел и лука, нарушает его покой.

Благодаря новым настроениям манги, претерпела изменения и структура повествования. В четвертой части больше нет вселенского зла, жаждущего власти над миром. Мы наблюдаем за жизнью обычных горожан, за тем, как они ходят на работу и развлекаются в свободное время. Конечно, с упором на стэнды, потому даже в бытовых ситуациях стоит ожидать появления «невероятности».

Diamond Is Unbreakable читается во много раз легче предыдущих частей. Она состоит из множества почти несвязанных друг с другом историй, на основной сюжет отводится около трети всех глав. Главного злодея представляют лишь во второй половине манги, и он отличается от предыдущих «плохих плохишей». Кира Есикагэ лишь жаждет тихой жизни, потому всегда старается оставаться в тени и не выделяться ни в одной из сфер. С одной поправка — у него слишком большая страсть к отрубленным рукам девушек.

Его поиски превращают «ДжоДжо» из дорожного приключения в детективную историю с обнаружением улик, опросом подозреваемых и шокирующими откровениями из прошлого, которые могут привести к убийце. Но действие все равно разворачивается достаточно быстро, в Diamond Is Unbreakable отличная динамика происходящего, ведь и битва с опасным преступником, и поход в итальянский ресторан получаются одинаково напряженными эпизодами.

Заслуживает отдельного внимания один из второстепенных персонажей — мангака Кисибэ Рохан. Сначала Араки ввел его лишь как эпизодического злодея, но он настолько понравился автору, что он решил увеличить отведенную ему роль в сюжете. Пришлось нарочно контролировать себя, чтобы и другим героям уделялось должное внимание. Эксцентричный мангака из Морио получил свой собственный спин-офф Kishibe Rohan wa Ugokanai («Так говорил Кишибэ Рохан»). Забавно, что из-за его выходок друзья Араки начали его побаиваться, ведь они думали, что автор списал персонажа с себя и тоже порой совершает странные, противные поступки.

Увы, в Diamond Is Unbreakable есть пара огромных сюжетных дыр, которые могут убавить приятные эмоции от истории. Но и с ними «безумный, шумный, невероятный» город Морио способен впечатлить, особенно на контрасте с предыдущей частью. Он ни капли не скучнее или монотоннее — просто другой. А еще это пока единственная часть «ДжоДжо», в которой герой со стэндом сумел победить злодея без открытия в новой силы, применяя только свой ум и способности.

Vento Aureo

    Годы выпуска: 1995-1999; Количество томов: 17.

Хирохико Араки обожает Италию и ее культуру, потому не раз использовал ее в качестве своего источника вдохновения. Но пятая часть стала открытым признанием в любви этой стране, ведь весь сюжет разворачивается целиком в ней. Манга вновь вернулась к тематике путешествий, но главным отличием стали центральные персонажи, ведь «добрых» здесь нет совсем.

На дворе 2001 год. Подросток Джорно Джованно, все еще принадлежащий к линии Джостаров сын Дио, убивает мафиози Слезливого Луку, из-за чего сталкивается с представителем мафии Пассионе — Бруно Буччеллати. Герой убеждает его, что сумеет превзойти его босса, чтобы лично управлять мафией и прекратить продажу наркотиков детям. Бруно соглашается и принимает Джорно в свой отряд.

Основной сюжет крутится вокруг организованной преступности, которая контролирует все аспекты общества Италии. То есть, по сути, мы наблюдаем за междоусобными разборками и войной за власть далеко не самых святых людей. То же самое касается и отряда Джорно. Его члены по каким-то личным причинам стали ненужными обществу и теперь преследуют исключительно свои цели.

В этом важной отличие пятой части. Ранее Араки намеренно акцентировал внимание на узах между людьми, как они сближаются, открываются друг другу и лишь после этого получают возможность продвинуться дальше. Но напарники Джорно в любой момент способны бросить его, ведь у них нет идеалистичных намерений. Потому и химия между ними значительно сложнее стандартной дружбы и распознать ее не так уж легко.

Сама история стала гораздо мрачнее. Да, предыдущие сюжеты тоже известны своей жестокостью и жуткими событиями. Но Vento Aureo пугает не столько фантастическими элементами или же вероятностью того, что твой сосед окажется убийцей, а холодным безразличием общества и сильных мира сего, которые по щелчку пальца сначала сделают из тебя изгоя, а потом разрежут на несколько десятков кусков и будут отправлять твоим близким. Каждый персонаж в прошлом пережили жуткую трагедию, которая изменила их, сделала более холодными и безразличными.

Потому впервые в «ДжоДжо» большое внимание стало уделяться флешбекам и отрывкам из прошлого. Основной сюжет часто прерывается эпизодами за несколько лет да его начала, в которых Араки в подробностях показывает и объясняет, почему наши не самые благородные преступники стали такими личностями. И тут мангака вновь заслуживает уважения, ведь далеко не у всех удается сделать интересный, незатянутый и важный флешбек, который так же интересен, как и центральная история. У автора «ДжоДжо» это получилось.

А еще в пятой части самые быстрые, яростные и безумные сражения. За всю немаленькую историю есть всего пара эпизодов с размеренными битвами, когда мафиози удается продумать каждый свой ход. Но чаще все движется на высоких скоростях, способности применяются одна за другой, самые продуманные стратегии проваливаются, и тогда приходится действовать по обстоятельствам. Иногда концентрация экшена настолько высока, что приходится по несколько минут рассматривать одну страницу, чтобы понять, что же на ней все-таки произошло. Возможно, выходящее осенью аниме сумеет более доступно передать поединки.

Запомнился и главный босс пятой части «ДжоДжо». Любопытна и тайна его личности, и его мотивы, и сам его характер с одной из интереснейших находок в приключенческих историях. Но выбил себе место в истории он, прежде всего, своим стэндом, потому что никто так и не понял, как он работает. В описании говорилось, что его способность «стирает время» и «удаляет причину, но оставляет следствия». Споры о том, что же это значит на самом деле, идут до сих пор.

Кровавый финал Vento Aureo отлично укладывается в качестве заключения истории о виджиланте, которые пытаются найти свой путь, намеренно жертвуя друзьями и шансом на спокойную жизнь. Сам Араки считает, что нет ничего прекраснее, чем человек, следующий за своим грезами и идеалами сквозь все препятствия, даже если рискует оказаться за чертой морали социума. И пятая часть демонстрирует, что иногда мечты стоит того, чтобы отречься от признания общества.

Stone Ocean

    Годы выпуска: 1999-2003; Количество томов: 17.

Шестая часть «ДжоДжо» продалась в Японии хуже всего. Хирохико Араки пошел в ней на самое большое количество экспериментов. Мы не можем судить, как связаны эти два факта, однако как минимум в плане общественного восприятия Stone Ocean очень важна. Ведь это первая часть манги, в которой главный герой — женщина. И именно на ней родословная Джостаров прервалась.

Год — 2011-й. Джолин Кудзе — дочь Дзетаро Кудзе, которую подставил ее же парень. В итоге девушку обвинили в преступлении, которого она не совершала, и посадили в тюрьму Green Dolphin во Флориде. Она получается посылку от отца, который почти с ней не общается, в которой обнаруживается наконечник стрелы. Героиня ранит об него палец и пробуждает тем самым свой стэнд. Ее главным противником окажется священник Энрико Пуччи, жаждущий переделать мир под «райские» идеалы Дио.

Говоря о шестой части, Араки поведал, что раньше он не мог сделать центрального персонажа женщиной, ведь в 80-е условные нормы требовали, чтобы на первых ролях всегда были мужчины. Но в конце 90-х эти границы начали стираться, а окончательно автора убедил выход фильма «Терминатор 2: Судный день» с отважной Сарой Коннор в главной роли. Потому почти все важные персонажи Stone Ocean как раз женского пола.

И они способны на равных дать отпор любым противникам-мужчинам, потому что ничуть не уступают им по силе. Учитывая, как вопрос равноправия остро стоит в наши дни, Араки предвидел будущие настроения общества еще 19 лет назад. Девушки в шестой части совмещают в себе изысканность и манерность с брутальностью и решительностью, а если вспомнить про любовь Араки к роскошным дизайнам одежды, то получаются отличнейшие героини.

С точки зрения битв автор пошел на интересное решение. Начиная с третьей части, способности протагонистов только росли. От самого сильного стэнда в физическом плане Дзетаро перешли к способности восстанавливать исходное состояние любых объектов Дзесукэ, а потом и вовсе позволили Джорно оживлять вообще все, даже неодушевленные предметы. С Джолин же мангака словно поставил сам себе условие: дать ей как можно более простую способность. В результате получился стэнд, раскручивающий тело Джолин в нить.

И она виртуозно использует эту способность. Чуть ли не каждое сражение девушка находит новой способ применения своего боевого духа. Только с противниками ей не повезло. Фантазия Араки разгулялась слишком сильно, потому у каждого нового владельца стэнда способность дольше объясняется, чем применяется. Они получились слишком комплексными и чудными. Метеориты, летящие в хозяина стэнда, переносящийся на противника суицид владельца, контроль над невидимыми зомби, целая арка с человечеством, превращающимся в улиток, вдохновленная «Спиралью» Дзюндзи Ито, — это перебор.

Такая же проблема и у повествования. В нем намешаны сюжетные линии разного качества и важности, герои порой отвлекаются на совершенно неважные в контексте сложившейся ситуации вещи, а злодейский план оказывает слишком мудреным, реализуется он лишь благодаря череде «роялей в кустах». Важное уточнение: история Stone Ocean все еще отличная по меркам обычной манги, но на фоне остальных частей «ДжоДжо» слишком уж сумбурная. Также на сцену вновь выходит Дио, которого пытаются подать с новой стороны. Нет, «добряка» из него, благо, не делают, но его поступки и мотивы оказываются намного запутаннее, чем казалось в первой и третьей частях.

Но все недостатки забываются, когда подходит пора последних глав. В них Араки с расчетом серийного убийцы вонзает сценарный нож в сердца всех фанатов «ДжоДжо». Почти кричащее окончание 16-летней истории публикации манги бьет прямо в цель. В финале ты смотришь на последний разворот еще несколько минут и не понимаешь, что только что произошло. А это был конец «ДжоДжо». Ведь все великое должно когда-нибудь заканчиваться.

Но лишь для того, чтобы начаться снова.

Steel Ball Run

    Годы выпуска: 2004-2011; Количество томов: 24.

Любая длинная история, которая выходит больше десятка лет, может столкнуться с очевидной проблемой — старые читатели ее попросту переросли и потеряли интерес. Но грамотные писатели работают с сюжетами так, чтобы они «росли» вместе со своей аудиторией. Так случилось и с «ДжоДжо». Седьмая часть нацелилась на взрослую аудиторию, а заодно перезапустила всю вселенную.

Альтернативная реальность, XIX век. В США вот-вот стартует самая крупная и амбициозная гонка на лошадях в мире, в которой нужно будет пересечь всю территорию государства с запада на восток, — Steel Ball Run. Победитель получит 50 миллионов долларов. Для участие в скачках из Европы прибывает высокомерный и несерьезный Джайро Цеппели. С ним сталкивается бывший профессиональный жокей, а теперь — парализованный ниже пояса из-за пулевого ранения Джонни Джостар, который после прикосновения к оружию Джайро, вращающимся металлическим шарам, на мгновение вновь смог ходить. Он тоже решает принять участие в гонке, причем лишь для того, чтобы узнать все о вращении. Но у организаторов Steel Ball Run есть и скрытые мотивы.

В седьмой части манги произошло несколько важных изменений. Во-первых, стиль рисунка вновь преобразился. Лица людей стали почти фотореалистичными, много внимания уделяется и проработке пейзажей. Араки лично съездил в США, чтобы знать, что рисует. Во-вторых, главы начали выходить раз в месяц, а не раз в неделю. Пускай ждать теперь приходится дольше, зато с увеличенным количеством страниц в главах умещается значительно больше событий. Некоторые второстепенные арки больше не нужно растягивать, за один выпуск журнала читатель получает законченный отрывок истории. В-третьих, «ДжоДжо» переехал из Weekly Shonen Jump в Ultra Jump, ориентированный на взрослую аудиторию. И это открыло мангаке новые горизонты.

«ДжоДжо» и раньше нельзя было назвать «детской» историей, учитывая, насколько много там обильной жестокости и как часто встречаются пошлые шутки. Но переход в журнал с другим возрастным рейтингом все равно ощутимо сказался на тональности. И Араки поступил умно, потому не ждите обнаженки и летящих кусков плоти с каждой страницы (пускай и это в наличии). Но вот темы, поднимаемые в манге, пошли в сторону неоднозначности и остросоциальности. Необходимость религии, поиски искупления, однополые отношения и фетишизм, педофилия и изнасилования — никто не даст однозначного ответа, что со всем этим делать, но вы точно задумаетесь над существующими проблемами.

Создание неоднозначности словно стало основным порывом Араки в принципе. Особенно это заметно по персонажам. Впервые в истории «ДжоДжо» Джостар не преследует блгородную цель. Если и раньше главные герои совершали грязные поступки, но судьба все равно заставляла их геройствовать, то в Steel Ball Run этого нет. Джонни хочет лишь вернуть свою способность ходить, чтобы и дальше купаться в лучах славы. И ради этого он готов убить всех на своем пути.

ДжоДжо седьмой части с точки зрения проработки характера без преувеличений можно назвать лучшим в серии. Но главную роль все равно забирает обаятельный, привлекательный и немного безумный Джайро. Мотивы его участия гонки тянутся из его семьи палачей, идеалы которой он не разделяет. А уникальная боевая техника вращения придает ему шарма и выделяет на фоне владельцев стэндов.

Если вдуматься в сюжет, то можно обнаружить параллели с первой частью манги. Некоторые переосмысления старых персонажей, в целом, похожи на себя, другие — совершенно противоположны. Общие сценарные тропы улавливаются, потому фанаты серии, которые любят и читают ее с первой части, почувствуют, что про них не забыли. А атмосфера гонки усиливает акценты на исключительно персональных стремлениях каждого участника, потому границы между добром и злом, которые и так в манге были условные, исчезли вовсе.

Видоизменились и принципы сражений. Хитроумные тактики и попытки обмануть противника отошли на второй план, вместо этого экшен фокусируется на необычных способностях, стэндах и перестрелках. Создается ощущение, что ты смотришь фантастическую версию вестерна Серджио Леоне, только еще более напряженную. А главный герой на этот раз может стрелять своими ногтями и резать ими врагов, как циркулярными пилами. Из этой способности мангака сумел сделать нечто впечатляющее.

Steel Ball Run — первоклассное произведение и в отрыве от серии, к которой оно принадлежит. Оно вплотную приблизилось к легендарной третьей части, а во многих местах сумело ее превзойти. Седьмую часть стоит советовать всем и каждому, даже если вам не понравилась задумка остальных «ДжоДжо». Потому что такого вестерна вы никогда не видели.

JoJolion

Последняя на сегодняшний день часть «ДжоДжо», выходящая до сих пор. Она продолжает альтернативную временную линию Steel Ball Run, но события сразу переносят нас в современность. Переосмыслению подверглась теперь четвертая часть. А еще у главного героя тут четыре яичка, но это несвязанные факты.

Сюжет резко перепрыгивает в 2011 год. По всей Японии прошлась серия землетрясений и цунами, которые задели и портовый городок Морио. Из-за этого в нем появляются «видящие стены» — странные земляные возвышенности, способные одарить человека силой стэнда. И возле одной из таких стен девушка Ясухо Хиросэ находит парня с амнезией, который получает имя Дзесукэ Хигасиката, — нашего главного героя. Его принимает к себе глава семейства Хигасиката и директор дорогой фруктовой компании — Норисукэ Хигасиката IV. Но в этом добром поступке замешаны вовсе не бескорыстные побуждения.

Раз уж за основу для сюжета была взята Diamond Is Unbreakable, то и история перешла от приключений к детективному расследованию. Только восьмая часть с первых же страниц забрасывает читателя в атмосферу жуткой, почти неестественной загадки, к которой на первых порах не ясно, как подступить. Добавляем к этому никуда не исчезнувшую нацеленность на «взрослых» — и получается сложная, но любопытная завязка.

В битвы вновь вернулись тактики, «многоходовочки» и атаки врагов, в которые приходится намеренно вглядываться, чтобы понять, что же только что произошло на очередной странице. Способности стэндов снова принимают причудливые формы, потому столкновения с врагами вышли на новый уровень, хотя, казалось бы, куда уж выше? Более того, в восьмой части, в отличие от всех остальных, достаточно сражений между несколькими людьми, а не одни дуэли.

Пока рано судить о качестве истории, ведь она только входит в кульминационную стадию, но уже заметно, что Араки иногда слишком увлекается пересказыванием арок четвертой части на новый лад, забывая про внятное развитие центральной сюжетной линии. К тому же, новые версии знакомых персонажей и событий часто уступают веселому и беззаботному оригиналу. А появившиеся в манге идеи про «равноценный обмен», в ходе которого можно излечить любую болезнь, отдав что-то взамен, и дерево Рокакака, способное приносить плоды со свойствами «обмена», пока не блистают и нагоняют скуку.

Зато JoJolion еще сильнее акцентируется на личных мотивах персонажей, потому пока несказанно интригует, куда же приведет столкновение совершенно противоположных интересов в городе Морио. Отзывы на нее неоднозначны: одни говорят, что восьмая часть во всем хуже предыдущей, другие — что сильная детективная составляющая с первых же страниц цепляет читателя и поддерживает в нем интерес. Но пока нам только и остается, что следить за выходом новых глав и ожидать развязки.

Как видим, каждая часть «ДжоДжо» старается кардинально отличаться от всех остальных. Все они и по отдельности заслуживали бы внимания, а связанные вместе образуют, пожалуй, самую безумную серию во всей поп-культуре. Своей замысловатостью, особенно в поздних частях, она способна отпугнуть читателей, а в ранних главах они увидят слишком много отсылок и копирования известных произведений. Но тотальное ощущение невероятности заставляет тебя прорываться сквозь все посредственные эпизоды и арки, ведь вопрос «а что же придумает автор следующим?» не исчезает ни на секунду.

Ясное дело, что за 30 лет столь важная серия не могла обойтись без множества других проявлений, помимо самой манги. Во франчайзе есть аниме (которое вам обязательно нужно посмотреть, а мы в отдельной заметке рассказали о его достоинствах), CD-драмы, фильм с живыми актерами, неплохие файтинги, совершенно безбашенные новеллы и несколько неожиданных коллабораций с Gucci и Лувром. Мы обязательно рассмотрим все это и даже больше в следующем большом материале про «Невероятные приключения ДжоДжо».

Больше о манге

 
Источник

Книги и комиксы

Читайте также