Лонг об одном из лучших анимационных проектов сервиса (и 2023 года), который даже Кодзима оценил.
Предупреждение: присутствует большое количество спойлеров. Всё ниже сказанное является личным субъективным мнением.
Скрин твита от Кодзимы в заключении.
Эпизод 5 – семейный; эпизод 6 – боевой;
Введение, сюжет и визуал
На дворе 17 век, период Эдо, время Сакоку – самоизоляции Японии от внешнего мира. Вовсю царит шовинизм и ненависть по отношению к белым иноземцам. Выжившая и выросшая в таких условиях девушка-полукровка Мизу (Мидзу будет правильнее, но я и дальше в тексте буду использовать 1 вариант, т.к. в сериале произносят именно Мизу), прозванная голубоглазым демоном, путешествует по Японии с целью убить 4 белых мужчин (британцев, как выяснится позже), один из которых является её отцом (но конкретно какой – не известно). Из-за данного родства гг стала изгоем в своей стране, потеряла мать и поклялась отомстить за пережитые невзгоды.
Такова завязка истории. Шоураннерами сего детища стали Майкл Грин и Эмбер Ноидзуми (муж и жена). Для Эмбер это первый проект, а вот Грин известен как сценарист «Бегущего по лезвию 2049», «Логана» и «Зова предков». В данной работе взял на себя ведущую роль, выступив исполнительным продюсером, сценаристом и режиссёром одного из эпизодов. За анимацию же отвечала французская студия Blue Spirit (принимали участие в производстве анимационного сериала «Долгие, долгие каникулы»), совместив в производстве 2d и 3d технологии.
При создании «Голубоглазого самурая» авторы были с головой погружены в изучение книг о периоде Эдо, как художественных, так и научных, посвященных данной эпохе.
Во время написания сценария, проводились консультации с экспертами, во избежание неправильных вольностей.
В число таких экспертов вошли: профессор истории искусств Гарвардского университета Юкио Липпит, профессор и консультант по вопросам питания Эрик Рат, каллиграф Аои Ямагути, а также такие любящие исследования руководители отделов, как художник по костюмам Суттират Ларларб и художник-постановщик Тоби Уилсон.
С подробным туристическим экскурсом в Японию периода Эдо (от экспертов) можно ознакомиться тут (нужен впн).
Помимо письменных источников, серьёзное влияние на сериал оказали и фильмы. Среди них: «Убить Билла», «Госпожа кровавый снег», «Семь самураев», «Меч чужака»; множество старых японских работ, таких как «Трон в крови» (1957), «Жизнь куртизанки Охару» (1952), «13 убийц» (1963), «Сказки туманной луны после дождя» (1953), «Телохранитель» (1961) и другие.
Но вернёмся к сюжету. Главная линия первого сезона – путешествие Мизу в поисках мести. Её целью становится Абия/Абиджа Фаулер, поставщик и торговец оружия и опиума из Британии. Героиня выходит на него по цепочке: торговец плотью → торговец оружием Хэйдзи Синдо → Фаулер.
Присутствуют линии других персонажей, пересекающиеся с основной.
Самурай Тайген, с которым была вражда в детстве, желающий убить гг за причинённый ему позор от поражения в 1 серии. По ходу сюжета раскрывается с лучшей стороны и помогает гг в некоторых моментах.
Акеми (дочка даймё), которая сбегает и отправляется на поиски голубоглазого «демона», с решимостью убить, чтобы таким образом вернуть Тайгена и не выходить замуж за сына сёгуна.
В этой истории она персонаж не однозначный. Преодолевая ряд испытаний и трудностей набирается опыта, становится мудрее, закаляет разум. Но по итогу приходит к выводу, что вожделеет власти, понимает что может с лёгкостью манипулировать своим мужем (сын сёгуна), а Тайген ей теперь и вовсе не нужен. Мы видим рост персонажа, но при этом в какой-то степени и деградацию, как личности. Т.к. к концу сезона она становится циничным сухарём, ставя политические амбиции во главе угла.
Ринго – находчивый безрукий повар-лапшичник, который становится верным учеником Мизу во время ее путешествия. Позже (из-за событий 5 серии) пошёл своим путём.
Визуальная часть получилась достаточно годной. Есть конечно некоторые шероховатости, местами мыльные элементы в кадре, но в целом картинка достаточно сочная, да и стилизация крутая (отчасти имеет схожесть с Аркейном и Нимоной).
Особенно хороши задники/фоновые декорации.
Одежда персонажей.
Работы Джейсона Шайера – художника-постановщика (production designer) «Голубоглазого самурая».
Создатели про визуальные эффекты, производство и анимацию (с автопереводом субтитров).
Ну и стоит сказать, что первая часовая серия доступна на канале Нетфликса (с автопереводом субтитров), о чём я уже делал пост. Можно так сказать официально ознакомиться.
Про «повесточку»
Тут немного сложно. Она как бы есть, но как бы и нет. «Повесточка» Шрёдингера получается. Как минимум, восприятию сериала не мешает.
Конкретно, тут есть главная героиня, которая идёт по пути мести 4 белым мужчинам, один из которых должен быть её отцом. Но данный момент обусловлен историческим контекстом, т.к. в то время был очень ярко выражен японский шовинизм по отношению к белому населению (и в принципе к другим народам), изоляция Японии от остального мира, а так же жгучая ненависть к полукровкам, которых и за людей не считали. И в таких условиях гг пришлось выживать и расти, ощущая на себе злобу окружающих людей. Плюс смерть матери, за которую гг и поклялась отомстить.
Этим же обусловлен и её мужской образ, т.к. она с детства притворялась мальчиком. К тому же, в период Эдо (1603–1868), конкретно в первой половине 17 века, японские женщины были сильно ограничены в своих правах. Имелись три основные роли – жена, дочь, проститутка, о чём собственно говорится и в рассматриваемой работе. Помимо этого, женщины конечно могли выполнять и различную работу, но как правило уже в более поздний отрезок времени, веке 18, и всё так же во многом зависели от мужчин.
К примеру, женщину могли не пустить в город без сопровождения мужчины. И наглядный пример есть в сериале.
Разница затравки сюжета «самурая» в том, что гг росла и училась у кузнеца, а не у монаха; 4 цели – не японцы, а европейцы, т.к. Мизу полукровка (у семейной пары создателей сериала – ребёнок полукровка с голубыми глазами, отсюда и идея); Мизу больше полагается на ликвидацию противника холодным оружием, а Оюки Касима (Гкс) зачастую использует хитрость, яды и своё тело, но и клинком врагов спокойно может убить.
Так что моменты связанные с Мизу я бы повесткой не назвал (как минимум не в полной мере), да и обусловлены они сюжетом.
В сериале нет негров, геев (разве что фрагмент в борделе, но там би и в духе японцев), лесбиянок. Среди женских персонажей неоднозначна Акеми, есть 4 положительных мужских героя, а именно Тайген, раскрывающийся с положительной стороны по ходу сериала, Ринго (ну тут инвалид, так что можно записать в повестку), кузнец-наставник (Мастер меча) гг и Секи, опекун Акеми. Так же присутствуют традиционные сцены секса (2, 7 серии), в том числе с самой Мизу, когда она была замужем (5 серия), сцены в борделе (4 серия).
Поэтому, найдут ли в «Голубоглазом самурае» повестку, зависит в большей степени от человека, а не самой работы.
Где она точно есть, так это в западных статьях по сериалу. Пока их читал, так раздражать немного начало, как берут одни и те же моменты из интервью создателей и самого шоу, и просто обмазываются, расставляют нужные им акценты. Ну тут уж ничего не поделаешь, американцы.
Про музыкальную составляющую
Саундтрек сериала состоит из 25 композиций длительностью в 1 час 24 минуты. Композитором выступила Эми Доэрти. Человек малоизвестный, делала осты в основном для короткометражек, а самые рейтинговые работы с её участием – сериалы «Отмена/Undone» 2019 и «Голубоглазый самурай» 2023, поэтому предварительные ожидания были только на годный кавер из трейлера, побудившего к просмотру сериала (но о нём ниже), в связи с чем дождался выход альбома, который стал доступен 27.10, за неделю до релиза анимационного проекта.
Отдельное прослушивание треков не особо меня впечатлило, но и не расстроило. Музыкальные композиции интересны, чувствуется инструментальное разнообразие, но как я и предполагал, они оказались из той категории, что работают в первую очередь в контексте сериала, сочетаясь с видеорядом, как приятный фон для истории. Их гармоничное звучание, полноценно раскрывается именно при просмотре «Голубоглазого самурая», прекрасно дополняя картину происходящих в нём событий.
Доэрти провела два с половиной года, работая с творческой группой и многочисленными музыкантами, чтобы создать музыку, достойную «Голубоглазого самурая».
Так же, для записи использовалось несколько аутентичных японских инструментов, а именно сякухати, сямисэн, тайко и хитирики. + Оркестр в Будапеште.
Лучшими же остами в сериале являются «Blue Eye Samurai (Mizu Suite)» и «For Who the Bell Tolls».
- «Blue Eye Samurai (Mizu Suite)» — заглавная тема главной героини. Самая длинная (9 минут 42 секунды), красивая и разнообразная по своему звучанию композиция.
- «For Who the Bell Tolls» – (звучащая в первом трейлере) японская кавер-версия песни Металлики для 6-го эпизода. Резкий звук электрогитары и колокола сильно контрастирует с остальной музыкальной темой сериала, но песня, исполненная Эми Мейер, идеально сочетается с атмосферой серии, наполненной кровавым экшеном, ловушками, звоном мечей и пламенем.
Жаль только, что в сериале нет опенинга/вступительного интро, песня для него более чем подходящая. Да и раскрывается она лучше именно в трейлере, где звучание прекрасно сочетается с нарезкой видеоряда и фразами персонажей. Собственно, после трейлера, я и захотел узреть данную работу.
А так, кавер весьма хорош и справляется со своей задачей – создать музыкальное сопровождение для 6 эпизода, наполненного изобилием экшена и боевых сцен.
Экшен и боевые-сцены
За крутые экшен-сцены нужно сказать спасибо Джейн Ву (главный режиссёр, режиссёр 1 и 8 эпизодов) и Санни Сану (режиссёр 6 эпизода [лучшего в проекте], постановщик боевых эпизодов). Стоит отдать должное, удались они у них на славу.
Ниже представлен ролик об создании экшена в сериале, где наглядно показано, как записывали боевые сцены для последующих раскадровок.
Ну и собственно некоторые экшен-сцены и боевые эпизоды наглядно.
Флешбэк довольно сентиментален, его сюжет крутится вокруг семейной жизни главной героини. Истекающую кровью, её спасает мать (до этого момента считавшаяся мертвой), а затем устраивает брак с опальным самураем и опытным дрессировщиком лошадей Микио. Мизу постепенно открывается своему мужу, сближается с ним, но отношения портятся, когда Микио терпит поражение в спарринге, что задевает его гордость и называет гг «монстром».
Вскоре, на пороге их дома появляется группа солдат, приехавших за головой девушки. Микио же бросает свою жену на произвол судьбы, оставив один на один против группы врагов. Осознав предательство мужа, который вероятно её и сдал, она становится подобна онрё и жестоко расправляется с противниками.
Затем Микио возвращается и начинает ссориться с матерью девушки из-за того, кто сообщил властям о местонахождении гг. В процессе он зарезал женщину, ну а уже Мизу убила его.
В настоящем же времени, параллельно флешбэку, идёт бой против армии «Тысячи Когтей».
Интересный момент, в обоих случаях, для убийства своих врагов, Мизу использует нагинату (в прошлом – мужа, в настоящем же – импровизированную, собранную из меча и своих утяжелителей), что привносит разнообразие в боевой процесс.
После битвы, прибывают люди лорда Дайити (отец Акеми) и забирают Акеми.
Мизу не вмешивается, игнорируя мольбы девушки. Из-за чего происходит ссора с Ринго, в ходе которой он уходит, а гг отправляется в замок Фаулера в одиночку.
Эпизод 6 | Все Злые Мечты & Гневные Слова |
Самая короткая (всего 34 минуты) и в то же время наиболее запоминающаяся/зрелищная серия, под завязку наполненная разнообразными экшен-сценами, кровью и лязгом мечей. В ней Мизу штурмует крепость Фаулера (главного антагониста), преодолевая множество ловушек, препятствий и охраняющих его солдат на пути к своей мести.
Вот ниже несколько примеров из первой половины серии.
Тут стоит учесть, что в выше приведённом фрагменте, из-за ограничений дтф на максимальный вес файла в 100 мб., пришлось пожертвовать качеством записи, т.к. оригинал получился на пол гигабайта, да и этот пришлось сжимать со 150 до 100 мб. И то, ДТФ его только с 3 раза загрузил.
Во второй половине ещё 4 интересных боевых эпизода и сцена с проникновением и заплывом из начала серии. Чтобы совсем всё не спойлерить, продемонстрирую только одну, в которой на фоне звучит кавер на «For Whom the Bell Tolls» Металлики.
Так же, серия целиком доступна на ютуб-канале Нетфликса. Правда в виде специальной версии, отличающейся от обычной измененным саундтреком и чёрно-белым фильтром (который ощущается как серый), что конечно стильно, но цветная выглядит лучше.
Заключение
Подводя итог, «Голубоглазый самурай» весьма годный сериал, без претензий на гениальность. Не будучи каким-то революционным или деконструкцией жанра, «Blue Eye Samurai» вдохновлён классическими работами («Госпожа кровавый снег», «Семь самураев», «Меч чужака») и взяв от них всё лучшее, предстаёт достойным наследником и адаптацией идей из произведений прошлого.
В том же «Мече чужака» (выше упомянутом) один из лучших боёв на мечах. Даже спустя годы вспоминаю финальную схватку.
Крутые экшен-сцены, неплохой саундтрек, интересные персонажи, не сложная, но затягивающая история – всё это даст вам «Голубоглазый самурай».
Даже Кодзима оценил.
Смотрите и наслаждайтесь.