Итак, дорогие друзья, сейчас мы поговорим непосредственно о религиозных представлениях западных семитов – жителей Древней Сирии – Ханаана. Дело в том, что эта мифология, в отличие от других древних народов, довольно скупа и на данный момент почти канула в Лету, а на ее месте возникло три известнейших религиозных течения — иудаизм, христианство и ислам. Но обо всём по порядку. Мы не будем в рамках данной статьи затрагивать мусульман, а вот про божества ханаанской мифологии расскажем в мельчайших подробностях.
Стоит сказать, что у западных семитов, как в своё время — у римлян, вовсе не существовало единой системы верований. Поэтому они часто перенимали пантеон богов у соседей — Египта, Греции или Месопотамии. Всего в ханаанской религии насчитывалось около двухсот божеств, которые располагались в четырёхуровневой иерархии. Главой пантеона считался бог Илу (Эль, Элóах). Семиты почитали его как верховное божество и творца вселенной. Из всех титулов, что удостоился Илу, можно назвать Отца людей (Аб-адам), Отца времён (Аб-шенем), Отца богов (« Абу бани Или»). Известен также как Иль-Аммуррум — «бог амореев». Семитское слово «Илу» употреблялось в значении «предок», а затем стало термином для обозначения любого божества. А вот «Элем» верховного ханаанского владыку прозвали намного позже, и то лишь — финикийцы и древние евреи вслед за ними. Слово «Эль» означает «бог». Так что, это — не личное имя божества, а скорее — эпитет.
Итак, Илу/Эль считался отцом богов, и лишь 40 из 200 упомянутых в угаритских текстах являлись прямыми потомками и родственниками Эля. Стоит упомянуть и про супругу Ашеру/Атират. У финикийцев она была богиней плодородия, но в угаритских текстах под названием «Цикл Баала» она занимает видное место. У шумеров эквивалентом Эля в качестве мужа богини был Ану. В качестве детей в ханаанской мифологии упомянуты шесть богов:
— Баал/Хаддад, бог бури — действующее лицо «Цикла Баала»;
— Ям/Йамму, бог моря. Аналог греческого Посейдона;
— Мот/Муту — бог смерти.
— Шахар — бог восхода;
— Шалем — бог заката и благополучия, близнец Шахара;
— Шапаш — богиня Солнца, аналог Гелиоса.
Согласно «Циклу Баала», у богини Ашеры было аж 70 сыновей. Но вернёмся к Элю. В мифологии Ханаана он — значительный персонаж. Семиты представляли его добрым, мудрым и милосердным старцем, на статуях он часто изображался в длинных одеждах, высокой рогатой тиаре и неизменно восседающим на троне. Тотемным животным этого бога был бык. Иногда и сам Илу/Эль представал на статуях (идолах) в виде быка.
Есть версия, что Эль не правит лично созданным им миром, за него это делали его сыновья. На земле этому богу даже редко возводили храмы. А он являлся во снах и видениях и посылал на землю ангелов.Но древние семитские мифы помещали Илу/Эля то на вершину горы Сапан ( или — Сафон/Цафон, совр. Джебель аль-Акра), то на вершину горы Лел. Слово «Сапан» в переводе с иврита означает «север», и эта гора в реальной жизни расположена к северу от Израиля. Отсылка к ней есть в современном псалме 47:3, где Сапан упомянут как «гора севера». Слово «Lel», возможно, означает «Ночь». Но все тексты сходятся в одном — бог Илу/Эль обитает «у устья Реки, у истока обоих Океанов/бездн». Согласно некоторым интерпретациям текста, он живет в шатре, что может объяснить, почему у него не было храма в Угарите, а что касается рек, то они могут относиться как к реальным ручьям, так и к мифологическим источникам солёной и пресной воды.
Ханаанская религия была единственной, которая даже не имела внятной космогонии, то есть мифа о сотворении мира. Так, союз богов Эля и Ашеры напоминают Кроноса и Рею в греческой мифологии, да и финикийцы их именно так и называли. Единственное, что сохранилось до наших дней, это миф о том, что существовали горы-близнецы — Таргизизи и Тарумаги, которые держат твердь над океаном, вращающимся вокруг Земли. И они вписываются в историю верховного божества Эля, который также был известен как Эль — Шаддай («Бог горы»). Также Шаддай рассматривался и в качестве другого самостоятельного божества. Большинство из ханаанских богов носили титул «Бене Элохим», то есть — «дети Эля».
Упоминается Эль в мифе о рождении близнецов — Шахара и Шалема, чьё рождение пробудило все силы природы. Случилось это так: незадолго до начала всего сущего бог Эль пришел на берег моря и увидел там двух женщин, которые покачивались вверх и вниз. Тут пылкая страсть обуяла им, и женщины стали наложницами бога. Он велел им называть себя либо «отцом», либо «мужем», и относиться соответствующе, а чтобы девы не умерли с голода, убил какую-то птицу, бросив в неё свой посох и состряпав из неё первый в мире шашлык. Наименование «отца» женщин не устроило, и Эль тут же возлежал с каждой из них. Плодами их «любви» стали два брата-близнеца, причём рождённые от разных матерей — Шахар («Рассвет») и Шалем («Сумерки»). И снова Эль лег со своими женами, и те родили от него других «милостивых богов», «рассекающих море», «детей моря». Хотя имена жён в мифе не указаны, но исследователи полагают, что речь шла про Ашеру и Рахмайю, богиню охоты (её имя переводится либо «дева», либо «из утробы»).
Последним мифом, где упоминается Эль, является короткий отрывок о том, как верховный бог собрал банкет и опозорил себя пред другими богами, напившись до потери сознания. Далее текст мифа завершается каким-то заклинанием. Большая часть угаритских текстов повествовала о судьбе сыновей Эля — Баала, Яма и Мота, соответственно. Рассмотрим их поподробнее. Итак, Баал являлся богом бури, эдаким аналогом греческого Зевса в Ханаане. Но, стоит учесть, что помимо него, есть ещё три божества с таким наименованием. Слово «Баал» на иврите значит «господин», и это тоже отнюдь не личное имя бога, а титул! А вот реальным именем бога дождя и плодородия являлось Хаддад, и эквивалентом ему был шумерский Ишкур.
Баал Хаддад является центральной фигурой «Цикла Баала». Он часто вступает в противоборство со своими кровными братьями. Первым соперником Баала выступает бог моря Ям, который считался любимым сыном Эля. Заручившись поддержкой отца, Ям решил воздвигнуть себе дворец и получить титул «царя богов». Все прочие ханаанские боги, за исключением Баала, тут же склонились перед ним. На стороне бога погоды выступала его сестра, богиня войны и раздора Анат и другая богиня — Астарта, повелительница любви и власти. Бог ремёсел — Котар-ва-Хасис — создал для Баала две палицы, с помощью которых Баал пронзил Яма и одержал победу. Оружие Баала было либо вымышленное (похожее на молнию), либо реальное (булава).
В итоге первенство среди богов было признано за Баалом, и тот вскоре «перенял» у своего собрата некоторые функции. Так, Баал стал покровителем моряков и дождя, орошающего землю у финикийцев, а море, которым правил Ям, отныне представало в глазах древних людей разрушительной стихией. Тем не менее, Ям продолжает упоминаться в рассказе и после своего поражения. В отместку Ям наслал на Баала двух морских змеев — семиглавого Латану/Лотана и Темтума/Таннина, которых Баал также одолел. Вообще, сюжет с морскими змеями, олицетворявшими хаос и зло, для Ближнего Востока был довольно типичным. Так, схожий с Баалом по функциям бога мореплавания Мелькарт/Меликерт однажды вступил в битву со змеем Дотаном, который тоже был семиглавый. Он позже отождествлялся с Гераклом, победившим Лернейскую Гидру. У шумеров же верховный бог Мардук боролся с Тиамат, судя по сюжету эпоса «Энума элиш», которую тоже изображали семиглавым змеем или драконом, что в древние времена было одно и то же.
Вторым противником Баала стал бог смерти Мот, которого семиты представляли даже не как человека, а как чудовище с гигантской пастью, «верхняя губа которой достигает до неба, нижняя — земли, а язык — до звёзд«. Основной чертой Мота является неутолимый голод. Как говорил сам Мот, аппетит его «подобен аппетиту львов в пустыне«, а сам он — «стремлению дельфинов в море«. Мот ненасытен и поглощает всё, что находится вблизи него. Это — семитская метафора неизбежности смерти, которой ни одно живое существо не в силах сопротивляться. Согласно преданию, Мот обитал в городе под названием Хмри/Хамрай («Мирей»), «в яме его трон, а грязь — земля его наследия«. Название обители Мота переводится как «место проливания слез». В «Цикле Баала» сам Баал предупреждает об опасности тех, кто посмел вторгнуться во владения Мота, таким вот напутствием:
«Чтобы вы не приближались к божественной Смерти, (и) вы оба не были бы унесены, как козленок, в разрыве его горла«.
Тем не менее, бог погоды и дождей становится первой жертвой бога смерти. По мифам, однажды Баал дерзнул пригласить Мота на пир к себе, а тот ему в грубой форме отказал или же поставил ему условие, чтобы тот накормил его и напоил вином. Мот также потребовал, чтобы Баал взял с собой свою свиту — ветры, облака и дождь и назначил встречу на горе Канканай, где по представлениям угаритян был вход в подземный мир. Естественно, Баал не смог ничего выполнить и добровольно спустился вглубь земли. И Мот его поглотил. С тех пор мир погрузился в траур: богиня Солнца Шапаш/Шапшу настолько убита горем, что перестаёт светить миру и проводит погребальный обряд вместе с сестрой Баала — Анат.
Но сестра бога погоды никогда не прощала дерзости и не знала пощады — она собственноручно в отместку за брата жестоко расправляется с Мотом: разрубает его лезвием, просеивает в решете, сжигает в огне, измельчает под жерновом и развеивает его останки над полем, оставляя на съедение птицам. Тем временем верховный бог Эль видит во сне, что Баал всё-таки остался жив, и велит богине Шапаш вернуть его к жизни, потому что земля высохла.
Спустя семь лет непонятно каким образом вернулся к жизни и Мот, стремясь отомстить. Далее следуют большие пробелы в тексте мифа, после которых сообщается, что Мот обвинил Баала в склонности к каннибализму, что тот якобы приготовил блюдо из его собственных братьев, сыновей его матери. Между ними снова вспыхивает единоборство, которое с трудом остановила богиня Солнца Шапаш. Она пригрозила Моту тем, что если он не прекратит вражду с Баалом, его отец Эль отнимет у него власть. В конечном итоге Мот сдался и примирился с братом.
Есть предположение, что еврейский праздник Песах, связанный с Исходом израильтян из рабства в Египте, был навеян мифом борьбы Баала с Мотом. Мол, съедая козленка или ягненка, евреи символически воссоздавали съедение Мотом Баала в надежде, что это вовремя остановит дождь. Но эта версия вызывает множество споров. Да и противостояние бога смерти с богом погоды воплощало в себе земледельческий цикл: Баал олицетворял собой сезон дождей, необходимых для роста урожая, а Мот символизировал засуху.
Но всё изменилось в IX веке до нашей эры, когда в эпоху позднего бронзового века (примерно в 1550–1200 гг. до н.э.) в ханаанской мифологии не появился новый персонаж — бог Яхве. Да-да, тот самый библейский верховный владыка Израиля и Отец Иисуса Христа, что сейчас считается церковным каноном. Но таким он был далеко не всегда. Есть две версии относительно того, как культ Яхве появился в Ханаане. Согласно одной, почитание бога берёт своё начало из Египта (доказательством тому служит фраза «Шасу из Йхв» (егип. 𓇌𓉔𓍯𓅱) в надписи времен фараона Аменхотепа III (1402—1363 года до н. э.), поэтому принято считать, что Яхве был «божественным воином из южного региона, связанного с Сеиром, Эдомом, Фараном и Феманом»). Согласно другой — Яхве почитало племя кенитов, обитавшее на северо-западе Аравии.
Возникло и такое религиозное течение, как яхвизм, которое постепенно расширялось и развивалось. Приняв Яхве в сонм ханаанских божеств, семиты поначалу также окрестили его сыном Эля. Но оставаться в тени он был явно не намерен. Единственное отличие культа Яхве от других верований было то, что поклонение ему являлось аниконическим, то есть изображать Бога было строжайше запрещено. Последовавшие за яхвизмом такие верования, как иудаизм и раннее христианство, также придерживались этой практики.
Первым божеством, кого Яхве «сместил» на ранг ниже, стал именно Эль. Черты этих богов слились воедино, и теперь уже сам Яхве с той поры считался верховным божеством. Богиня Ашера лишь ненадолго стала его супругой, но потом от этой концепции отказались, введя Деву Марию в сюжет Нового Завета. Новшеством по меркам того времени являлось то, что Богородица — смертная женщина, да и Иисуса зачала непорочно, от Святого Духа. Примечательно, что в 12-й главе Второзакония Яхве приказал разрушить святыни богини Атират, чтобы сохранить чистоту своего поклонения.
В Вульгате (переводе Библии на латынь) полностью исчезло словосочетание «Столбы Ашерим«, обозначающее священную рощу ханаанской богини. Второзаконный кодекс предписывал израильтянам: «Не сажай никакого дерева в качестве Ашеры рядом с жертвенником Господа Бога твоего». Даже титул «Царицы Небесной» (ивр.: מלכת השמים , «Малкат ха-Шамаим«), который раньше носила богиня Ашера/Атират, а также — Астарта (отождествляемая с греческой Афродитой) и даже Анат, вскоре перешёл к Деве Марии и впервые был упомянут у католиков.
Слова «Эль «и «Элохим», которые относились и непосредственно к самому Элю, и другим богам, Яхве присвоил себе, и вышло так, что выражение «Бене Элохим» отныне стало обозначать не сыновей бога Эля, а либо израильтян, произошедших от Адама и Евы (их сына Сифа), либо ангелов, которые как раз и были раньше богами, но их пощадили и просто понизили в должности. Изначально «Сыны Эля» были вынуждены признать верховенство власти Яхве: «Кто на небе сравним с Яхве? Бог, которого боятся в Совете святых существ…?» (Псалом 88:6–9). Посланники же высших богов — малак — трансформировались со временем и в вестников Яхве. Тоже ангелов, конечно, но рангом пониже.
Также слово «эль» стало основой для многих теофорных имён (то есть, имён, применяемых к людям, но имевших божественное происхождение): Элишеба (Елизавета), Михаэль (Михаил), Рафаэль, Габриэль. Причём тремя последними назвали именно ангелов, сделав эти имена нарицательными. А выражение «Эль Шаддай» тоже поменяло своё значение с «Бога гор» на «Бог Всемогущий» (или «Охраняющий двери Израильские»), что тоже стало одним из наименований Яхве.
Это было связано с тем, что во второй половине Железного века (1000–586 до н. э.) во многих государствах Ближнего Востока появился свой национальный бог (бог (у аммонитян — Мельхом, у эдомитян — Каус). Израиль также не остался в стороне и выбрал Яхве в качестве своего покровителя. Приверженцы верования совершили большой скачок от политеизма (поклонения множеству богов) к монолатрии, где верховное божество доминировало над другими. Также была известна и другая религиозная система — генотеизм (или кафенотеизм), когда выделение одного могущественного бога не исключает почитания других богов пантеона. Чего с не терпящим конкуренции Яхве не могло произойти.
Следующим противником Яхве стал бог бурь Баал. С ним шла борьба за власть над погодой, описанная в 3-й книге Царств 18 . Там пророк Илия и священнослужители Иезавели принесли жертвы своим богам. Баалу не удалось зажечь огонь своих приверженцев после того, как пошёл дождь, а вот Яхве сжёг жертвенник Илии дотла. Закончилось всё тем, что пророк Илия приказал убить служителей культа Баала. Другой эпизод, связанный с Баалом в Библии, был описан уже в 4 книге Царств 1:2—4. Здесь последователи культа Яхве превратили филистимского «повелителя мух» — Баала Зебуба, то есть — врачевателя («мухи» — не реальные насекомые, а метафора болезней), в Вельзевула. Сначала это слово употреблялось в качестве ругательства и пренебрежения к идолопоклонству, а затем, с XVI века, благодаря стараниям немецкого инквизитора П. Бинсфельда, этот персонаж и вовсе трансформировался в демона и олицетворял собой чревоугодие.
Надобно сказать, что в ранние годы титул Баал (в значении «Господь») также относился к Яхве, но в эллинистический период его заменили на «Адонай» с похожим значением. Даже миф про борьбу Баала с морскими змеями — Таннином/Туннану и Лотаном — вскоре перекочевал в Библию, где по сюжету фигурировал другой змей по имени Левиафан, являющийся собирательным образом обоих. И его одолел уже сам Яхве. Вторым змеем, упомянутым в Ветхом Завете, был Раав. Но о нём вспоминают редко. Имя сестры Баала — Анат — фигурирует в Книге Судей и как теофорное имя — Шамгар бен Анат, и как топоним — город Бет-Анат («храм Анат»). Шамгар был известным ветхозаветным героем, который отразил вторжение филистимлян в регионы Израиля и убил 600 захватчиков воловьим стрекалом. Да и название города, и этот персонаж ничего общего с ханаанской богиней не имеют. Третьим врагом Яхве стал Ям, бог моря. Псалом 74:13 особенно восхваляет Яхве словами: «Это ты уничтожил Яма своей силой». Яхве также лично установил пределы для моря, чтобы оно не смогло затопить землю.
Что касается Астарты/Аттарт или Ашерот, которая была показана то богиней любви, то богиней войны и супругой Баала, то изначально ей поклонялись наравне с Яхве, а затем, когда культ нового бога набирал обороты, упомянули в Библии один раз, и то когда филистимляне выставили доспехи мертвого израильского царя Саула в её храме. В каббале, а также средневековом и ренессансном оккультизме богиню Астарту, начиная с «Книги Абрамелина«, и вовсе превратили в демона мужского пола по имени Астарот, который в гримуаре Иоанна Вейера «Pseudomonarchia Daemonum» (лат. «Ложная монархия демонов») 1577 года был описан как «великий и сильный герцог Ада, появляющийся в образе грязного ангела, сидящий на адском драконе и несущий в левой руке змею«.
Со временем, как мы видим, культ Яхве отделился от своего ханаанского наследия. Другие боги либо канули в Лету, либо были уничтожены во время яростной борьбы с идолопоклонством. Израиль пришёл к окончательному монотеизму. Это произошло в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. В угаритских текстах упоминалась богиня Шувала, супруга Мота, которая в Библии стала Шеолом, обозначением загробного мира, населённого «рефаимами» — тенями. Да и сам Мот тоже иногда упоминался в Ветхом Завете как персонифицированное понятие «смерти» (евр. «mawet«).
В честь бога Яхве в Израиле отмечалось три больших ежегодных праздника, совпадающих с основными событиями сельской жизни: Пасха/Песах — с рождением ягнят, Шавуот — с урожаем злаков и Суккот, который связан с урожаем. Они, вероятно, предшествовали приходу религии Яхве, и вскоре стали неотрывно связаны с событиями, описанными в Библии: Песах отождествился с Исходом евреев из Египта, Шавуот — с установлением законов Моисея на горе Синай, и Суккот — со скитаниями по пустыне. Также отмечается еженедельный день отдыха Шаббат («суббота»), в который евреи обычно молятся Богу. Во время Шаббата евреям запрещено заниматься любой деятельностью, подпадающей под «39 категорий Мелахота«. В современности им даже водить автомобиль и ходить по магазинам возбраняется.
Бога Яхве поначалу нельзя было не только изображать, но и даже называть по имени. Случилось это в конце периода Второго Храма (около 516 г. до н.э.), когда публичное произнесение имени Единого Бога постепенно стало табуироваться. Поэтому, цитируя Танах или молитвы, благочестивые священнослужители заменяли слово «Яхве» (также известное как Тетраграмматон), на «Адонай»(ивр. אדני). Но и тут всё было не так просто. Возникла «официальная» вторая или третья заповедь Моисея, которая гласила: — «Не произноси имени Господа всуе«, из-за чего Первосвященнику Израиля было позволено произнести это имя один раз в Храме, и то в определённое время — в День искупления (евр. Йом Кипур), и больше нигде и никогда. Да и само слово «Адонай» вскоре стало слишком священным, чтобы его можно было произносить ортодоксальным евреям вне молитвы, поэтому некоторые благочестивые священнослужители заменили его на ХаШем (ивр. השם ), что означает «Имя».Когда священные писания были переведены на греческий язык, такие эпитеты Бога Яхве как «Тетраграмматон» и «Адонай» стали известны как «Кириос» (греч. κύριος), что означает «Господь». После разрушения Храма в 70 г. н.э. произношение слова «Тетраграмматон» было забыто.
Иудаизм же возник в 516 г. до н.э., когда шло строительство Второго Храма в Иерусалиме и завершился осадой римлянами в 70 г. н.э. Его основоположником является не Иуда Искариот, как некоторые могли подумать, а его тёзка — Иуда ха-Наси, который, опасаясь, что устные традиции Моисеевых заповедей, данных Богом Яхве на горе Синай, могут быть забыты, взял на себя миссию по объединению различных мнений в один свод законов, который стал известен как Мишна и состоит из 63 трактатов, являющихся основой Талмуда.
Именно тогда то и сформировалась впервые «своя» космогония, отличающаяся от древних мифов тем, что мир был сотворён богом Яхве при помощи слова (Логос, доктрина «ex nihilo«) и Святого Духа/Духа Божия («Руах Элохим»), тогда как во многих других историях о сотворении мира присутствует мотив возникновения Вселенной из изначального состояния бесформенной материи или Пустоты/Бездны, известного как хаОс. Хотя, концепция хаОса заключена в библейской фразе «тоху ва-боху» (ивр. : תהו ובהו ṯōhū wā-ḇōhū ), но при этом Бог Яхве (известный как Элохим) словами заставляет Вселенную рождаться. Согласно Книге Бытия, Бог Яхве сотворил мир за шесть дней, и это до сих пор считается незыблемым каноном истории.
Еврейская Библия изначально изображала его состоящим из трех частей: небес («Шамаим»), земли («Эрес» ) посередине и подземного мира под названием Шеол. Всеми ними правил один Яхве, и разделения на праведников и грешников ещё не существовало — все без разбора «спускались в шеол«, то есть — просто умирали и бродили бесплотными тенями («рефаимами»), влачили жалкое существование в забвении. Был в Ветхом Завете и такой персонаж, как Ангел Смерти (ивр. מלאך המות [малах ха-мавэт], «вестник смерти» ), которого Яхве посылал на землю, чтобы забрать жизнь или душу человека, а не марать руки самолично. Землю заселяли люди, а Шамаим же являлся обителью Яхве, и толком Его никто никогда не видел. Изначально мир, ещё не созданный Богом, плавал в Техоме — мифологическом космическом океане, который покрывал Землю, пока Бог не создал твердь, дабы разделить ее на верхнюю и нижнюю части и открыть сушу. С тех пор мир защищен от космического океана твердым куполом небесного свода.
Техом же являлся обителью морских чудовищ — Раава, Таннина (с которым изначально боролся Баал) и Левиафана. Все они вскоре были побеждены Яхве: «Силой Своей он успокоил море, разумом своим поразил Раав!» (Иов 26:12 и далее). Этот библейский миф рассказывает нам о другом способе сотворения мира — с помощью пробуждения и победы над морскими змеями, символизировавшими хаос и зло. Отсылки на этот эпизод присутствуют и в других священных текстах. Так, в Новом Завете роль верховного божества, побеждающего силы хаоса, была отдана Иисусу Христу, который укротил бурю. В Книге Откровения уже Архангел Михаил побеждает Дракона, олицетворявшего Сатану. В Иеремии 4:23 также встречается фраза «тоху ва-боху», когда пророк предупреждает Израиль, что восстание против Бога приведет к возвращению тьмы и хаоса.
Другой концепцией иудаизма стало учение о Конце Времён и Страшном Суде, где Яхве выступает в роли главного Судьи Мира. Загробная жизнь известна как «олам ха-ба» (ивр. עולם הבא) или «Царствие Божие», что означает «мир грядущий». Слово «машиах» (или «мошиах»), которое раньше употреблялось в значении «помазанник» и относилось к человеку, занимавшему высокое положение в обществе, будь то это царь (тот же Давид) или первосвященник, теперь приобрело новое значение. Помазанниками называли царей, которые проходили обряд помазания оливковым маслом — елеем — в знак особого благоволения Бога.
Теперь же слово «машиах» стало означать Мессию, то есть человека, который будет происходить от линии царя Давида, объединит народ Израиля и возвестит наступление Мессианской Эры (или «грядущего века»), то есть утопической картины глобального и всеобщего мира, описанной ещё в Ветхом Завете, в Исайя 11:6-9:
Стоит сказать, что в оригинале еврейской эсхатологии Мессия был не один, а два! Один происходит из рода царя Давида, другой — потомок Иосифа. Один преследует политические цели и не является Богом, другой — будет страдать или же на три дня сокрушит зло перед праведностью, его имя — Менахем. Но фигура второго Мессии довольно-таки спорная, предпочтение отдаётся Мессии из рода Давида, который в иудаизме является истинным правителем Израиля. Сначала его хотят назвать Эммануилом, но потом дают имя Иисус. И на этом моменте иудаизм порождает новое религиозное движение — христианство. В котором как раз и проповедуется и Второе Пришествие до Страшного Суда, и то, что Мессия — это Богочеловек. Слово «Христос» (греч. Χριστός) — это титул, а не фамилия или имя Иисуса. В Новом Завете персонажу дают титул «Царь Иудейский», который используется только язычниками, волхвами, Понтием Пилатом и римскими солдатами. И то лишь в качестве издевательств, а слово «Царство» употребляется в метафорическом значении.
Страшный Суд (евр. Йом ХаДин), согласно трактату Талмуда, может настать в «Рош ха-Шана» — Новый Год по еврейскому календарю, который отмечается осенью.Считается, что в этот день открываются три книги учета, в которых записывается судьба нечестивцев, праведников и людей среднего класса. Имена праведников немедленно записываются в Книгу Жизни («Сефер ха-Хаим»), промежуточному классу предоставляется десятидневная передышка, чтобы поразмышлять и покаяться. Нечестивые же «изглажены из книги живых навеки» и записаны в Книгу Мёртвых. И в отличие от христианства, раввины верят, что душа согрешившего человека пребывает в «Геенне огненной» или Гехинноме не вечно, а только одиннадцать месяцев. Это своего рода духовная кузница, где душа очищается перед возможным восхождением в Ган Эдем.(«Сад Эдема»).
Родственники погибших или умерших евреев читают «Кадиш Йехе Шелама Рабба» («Кадиш Скорбящего») — гимн, где восхваляют величие Бога и просят дать умершему вечный покой. Гимн предваряется словами: «Да будет благословенно Его великое имя во веки веков и во веки веков!» (ивр.: יהא שמה רבא מברך לעלם ולעלמי עלמ יא , Yhē šmēh rabbā mƝvārakh lʿālam u-lʿalmē ʿālmayyā).
С учением о Мессии впервые появляются концепции «Рай — Чистилище — Ад», где праведники будут наслаждаться жизнью и величием Бога Яхве, а грешники — претерпевать мучения, а также — вера в воскресение мёртвых и бессмертие души. Всё это формируется под влиянием греческих мифов и зороастризма (под влиянием злой фигуры Ангра Майнью Сатана также стал противником Бога Яхве). Исчезает Шеол, точнее — в Новом Завете и пр. становится одной из областей современного ада. Ангелом Смерти называют Архангела Гавриила, потому что он возвестил об Успении самой Деве Марии, а потом и вовсе эта фигура появляется только в исламе. В повествование вводится понятие Святой Троицы, то есть «Отца, Сына и Святого Духа«.
Изображения Яхве или Бога-Отца
Согласно Книге Исход 33:20, сам Бог Яхве наложил запрет на то, чтобы явить себя смертным: «Лица Моего не можно тебе увидеть, ибо никто не может увидеть Меня и остаться в живых». Его толком никто никогда не видел, да и изображать было строжайше запрещено. Первыми, кто всё же решился на такой шаг, были художники — представители не иудаизма, а раннего христианства. Впервые в период раннего Средневековья (с конца V или начала VI века до X века н.э.) появились изображения в виде Руки Бога («Manus Dei» на латыни, также известная как «Dextera domini/dei»):
Рука изображается всегда правой, окружённой мандорлой (сиянием круглой формы) с благословляющим жестом. Но это — художественная метафора, говорящая о том, что Рука Бога физически присутствовала на самом деле. Изображение Руки служило символикой обозначения вмешательства или одобрения Бога в делах на Земле. Святая Троица как символическое изображение Бога-Отца, Сына и Святого Духа в виде ангелов появилось лишь в конце IV — XVI веках, а до этого иконописцы заменяли образ Яхве (известного как Саваоф/Цебаот) фигурой его Сына — Иисуса Христа, и то только потому, что он явился людям во плоти (хотя, даже такое утверждение поначалу вызвало немало споров). Хотя никакого физического описания Иисуса Библия не даёт. Посему кажется порой, что на иконе у Иисуса появился двойник или брат-близнец:
В иконографии Яхве обычно изображалась только небольшая часть, в основном — рука, иногда — лицо, но редко — весь человек в целом. Во многих изображениях фигура Сына чаще всего вытесняет Отца.
Примером двойного изображения Иисуса также служит икона «Триипостасное Божество»:
Двойное изображение Иисуса Христа на иконе фигурировало вплоть до XIV века, когда появилась фреска «Ветхий Днями», где Яхве стал изображаться как седовласый старец, в белых одеяниях, с длинной бородой, иногда — с треугольным нимбом (как отсылка к Троице) или с папской тиарой:
А уже в XVIII-XX веках Бог-Отец Яхве и Иисус Христос стали изображаться привычно и по отдельности. А иногда даже Яхве заменял собой фигуру Девы Марии на иконе «Отечество«: