Если кино начинается со сценарной идеи, то в мультфильме, в первую очередь, выбирают технику анимации, а уже потом придумывают, что в ней можно сделать. Не секрет, что любой анимационный сценарий пишется с учётом технологий, которые будут применяться при создании мультфильма.
В наше время анимация в основном компьютерная или рисованная. А первые мультфильмы были преимущественно кукольными или перекладными. Сейчас же эти техники применяются, в основном, в авторских фестивальных мультфильмах, если, конечно, не брать в расчёт Южный Парк и ряд других менее популярных мультфильмов
Независимые авторы во все времена пытались придумать что-нибудь сверхкреативное. Ещё в тридцатые годы российский эмигрант Александр Алексеев изобрёл булавочный экран
Покадрово фотографируя игольчатые рисунки он и его жена сделали 6 короткометражек за 50 лет. О невероятных возможностях булавочной анимации говорят до сих пор, но, как правило, всё ограничивается разговорами
Однако, чаще новые техники применяли не для того, чтобы удивить зрителя, а для удешевления технического процесса. Один из примеров — переход студии Disney с ручного копирования на ксерографию. Линии, которые печатал лазерный копир, отличались от ручных — они были рваными и нечёткими, но благодаря им появилась ретро-эстетика анимации шестидесятых
Ещё один пример появления новой техники вследствие попытки удешевить анимацию — ротоскоп. Техника, при которой сначала снимают живых актёров, а после покадрово перерисовывают поверх плёнки
Технология была распространена как в западных, так и в советских мультиках (Каштанка, Снежная королева), однако, от неё отказались — движения персонажей были слишком растянутыми для детских мультиков. Хотя некоторые умельцы ротоскопируют до сих пор. Например, недавно на Netflix вышел сериал «Отмена», получивший отличные зрительские оценки
С развитием технологий нестандартных техник становится только больше. Например, режиссёр Дина Великовская начала снимать мультфильм «Узы» с помощью 3D-ручки
Один крупный американский производитель спортивных напитков для анимированной рекламы сделал уникальную техническую установку, по каплям подающую воду
А с развитием и массовой доступностью цифровых фотокамер появилась техника анимации FreezLight. Художники рисуют в воздухе цветными фонарями и снимают это с большой задержкой
Ну а вообще, фотоанимация давно перестала быть чем-то необычным. Есть много как более-менее стандартных примеров, в которых роль кукол играют люди
так и ещё более экспериментальных. Например, безумная action-работа Дэниеля Кампоса и Спенсера Сассера «Shiny»
Ещё один пример фотоанимационной техники — пиксиляция. Техника довольно старая, но встречается редко. Движения актёров в ней смотрятся, как движения кукол, что создаёт очень необычный эффект восприятия
Но если при пиксиляции авторы снимают видео, из которого нарезаются кадры, то авторский фильм фильм Михаила Солошенко «На пороге Ильич» был сделан сложнее — каждый кадр состоит из нескольких фотографий
Наверняка, каждый из вас видел хотя бы один мультфильм, сделанный песком на световом столе
Это довольно популярная техника анимации, насчитывающая десятки работ. Но некоторые авторы пошли дальше — вместо песка они используют специи, крупы и даже сорта чая
А польский режиссёр Анита Накви сделала мультфильм «Простейшие» из разноцветных киселей.
Но если перечислять все материалы, которыми рисовали/перекладывали мультфильмы, не хватит и десяти таких статей, есть даже антитоталитаристский мультфильм «Манифест крови», который Теодор Ушев нарисовал собственной кровью
Отдельной техникой можно считать перерисовывание нового кадра поверх предыдущего. Чаще всего это бывает, когда для анимирования используется необычная поверхность (например, меловая доска, таких мультфильмов довольно много). Но, возможно, самый популярный в сети автор — Muto, нарисовавший множество вирусных роликов в стиле граффити и так и не раскрывший своей личности
Ещё одним адептом подобного творчества является русский художник Александр Петров, получивший Оскар за картину «Старик и море». Петров рисует свои мультфильмы маслом на одном и том же холсте, а значит вернуться назад и исправить ошибку попросту невозможно
Противоположностью данных работ можно в какой-то степени считать необычные способы создавать движение. Идеи подобной анимации всегда звучат очень интересно, однако, на практике это получается слишком уж сложно и дорого. В клипе The Goldman Brothers фазы движения героя стоят как объекты вдоль дороги, по которой едет автомобиль. В боковом окне зритель видит анимацию
Ещё один пример подобной анимации с необычным способом создавать движение — «Машина» Анны Вазоф
Но техника анимации это ещё не всё, намного важнее задумка и исполнение. Даже привычная пластилиновая анимация может смотреться неожиданно и свежо, если её делает талантливый режиссёр с интересными идеями, что раз за разом доказывает Ли Хардкастл на своём Youtube-канале
После такой статьи мне, как мультипликатору, просто грех не попробовать свои силы в нестандартных техниках. Работа над мультфильмом «Один в космосе» идёт медленно и вряд ли в ближайшее время завершится (особенно с учётом другой работы). А вот что-то типа экспериментальной фото-анимации вполне можно сделать за неделю-две. Так что ждите мультфильм в одной из следующих статей и на Youtube-канале, постараюсь не торопиться и сделать годно. С вами был Вася Свежий, до скорого!