Не удалось запугать чёрными вихрями

Рецензия на книгу Ёко Огавы «Полиция памяти»

Не удалось запугать чёрными вихрями

Аннотация утверждает, что данный роман остаётся актуальным во все времена. В нём пойдёт речь о связи человека с его памятью. Роман вобрал в себя черты социальной сатиры, утопии и кафкианского трагизма.

История начинается с представления жизни главной героини на каком-то изолированном от внешнего мира острове. Осложняется эта жизнь тем, что, время от времени, некоторые вещи, животные или явления могут исчезнуть. Причём факт исчезновения люди ощущают физически, а после пропажи даже не могут вспомнить, как эта вещь называлась и что она значила.

Повествование поделено на две переплетённые друг с другом части. Первая и самая большая выполнена от лица героини. В ней речь идёт о её жизни, через которую мы будем наблюдать за условиями жизни на острове. Во второй – мы читаем книгу, которую написала героиня, поскольку она является писателем.

Автор довольно широкими мазками рисует перед нами классический тоталитарный мир. Тайная полиция следит за всеми и строго контролирует процесс избавления от исчезнувших вещей. Агенты могут врываться к людям в квартиры, хватать их на улице, и никто не знает, куда они увозят тех, кто отказывается забывать.

Первоначально, автору удаётся создать интригу. Возникает много вопросов к происходящему, а дополняется всё атмосферой недоверия и страха. Ситуация всё время будет ухудшаться, что приводит к опасным для героини ситуациям. Кроме того, по реакции окружающих людей можно догадываться о том, далеко не все готовы смириться с утратой.

К сожалению, на большинство вопросов читатель не получит никаких ответов. Дело в том, что сюжет становится более философским, а значит, что объяснять природу происходящих явлений и правил, по которым работает этот мир, никто не будет. Читатель вынужден сам додумывать что, как и почему произошло.

Итак, перейдём к итогу. Мне произведение не понравилось. Интересная завязка оказалась пустышкой, за которой прячутся абстрактные размышления о памяти, у которых нет внятного развития. Такой подход приводит к пережёвыванию одной и той же мысли без её развития. По большому счёту, если выкинуть где-то треть книги, то сюжет не изменится, поскольку события не продвигают мысли или поведение героини.

Обложка и критики обещали серьёзную историю на стыке весьма непростых жанров. Однако ничего, за исключением кафкианской атмосферы, из перечисленного в аннотации в романе нет. Мир прописан слабо, персонажи просто плывут по течению, а финал свободен для интерпретаций. При таких вводных, я не вижу смысла тратить время на прочтение произведения Ёко Огавы «Полиция памяти».

 

Источник

Читайте также